История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Келья для короля

Не так уж много выдающихся архитектурных памятников сохранилось до наших дней в том виде, как их задумывали создатели. А вот огромный комплекс Эскориал как раз из таких. Он был воздвигнут в 16-м веке как символ королевского величия и торжества католической веры. И до сих пор поражает воображение каждого, кто ступит под его своды.

Его называют и «восьмым чудом света», и «монотонной симфонией в камне», и «архитектурным кошмаром». Впрочем, Эскориал безразличен к восторгам или критике. Громадный каменный прямоугольник величественно раскинулся у подножия испанских гор Сьерра-де-Гуадаррама в долине реки Мансанарес. Он больше, чем любой монастырь, роскошнее, чем любой дворец, и значительнее, чем любая королевская усыпальница. Он — все это одновременно. И не только. Эскориал — ещё и символ единой Испании под властью абсолютной монархии.

Решётка святого Лаврентия

Эскориал

10 августа 1557 года армия короля Испании Филиппа II разбила французов в битве у городка Сент-Кантен во Фландрии. Взятие этого городка по сути открывало испанцам дорогу на Париж. Теперь испанский король мог диктовать Франции свои условия. А случилась эта победа в день святого Лоренсо. Или, как нам привычнее, Лаврентия. Вот Филипп II и решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого, в благодарность за помощь. То, что выиграть в войне испанцам помогал святой Лаврентий, ни у кого сомнений не вызывало. А как ещё? Он же сам из Испании родом! Конкретно — из города Оска (ныне Уэска).

Впрочем, существует и другая версия, почему Филипп II после победы у Сент-Кантена внезапно решил построить монастырь. Лион Фейхтвангер рассказывает легенду, согласно которой войска Филиппа II в той битве случайно разрушили храм чрезвычайно почитаемого испанцами святого Лаврентия. Чтобы искупить вину за разрушение, король и приказал возвести монастырь в честь этого святого, но уже не во Фландрии, а в Испании.

В пользу этой легенды говорит то, что коннетабль де Монморанси, предводитель французской армии, упорно не хотел сдавать Сент-Кантен, поэтому испанцы жестоко обстреливали город. Несколько десятков пушек разнесли не только оборонительные сооружения, но и полгорода. Возможно, именно в той половине оказался и храм святого Лаврентия. В одном обе версии сходятся — новый монастырь по указу короля должен был в плане напоминать решётку.

Поскольку святой Лаврентий принял смерть от мучений на железной решётке, установленной над огнём.

Так бы и стал Эскориал просто монастырём, но в сентябре 1558 года внезапно умер отец Филиппа II — Карл V, император Священной Римской империи. Тот самый, что любил похваляться, что над его владениями никогда не заходит солнце. И это была чистая правда, ведь находились его владения на четырёх континентах! Вместе со всей своей огромной империей он оставил своему сыну наказ — построить достойную усыпальницу для себя и всех своих потомков. Нужно заметить, что это не было просто гордыней — Карл V по сути стал первым королём всей Испании, до него были отдельно короли Арагона и Кастилии. Именно с него началась история испанской монархии, так что ему и родовой некрополь основывать.

Филипп II был послушным сыном. Он временно похоронил императора в монастыре в Юсте, где тот провёл последние годы жизни. А сам задумался, как бы выстроить для отца такую усыпальницу, какой ни у одного монарха не было. Он решил, что главное — не красота сооружения, а заложенная в нём идея. Испанские короли — защитники католической веры. И лучше всего для выражения этой идеи было бы объединить усыпальницу с монастырём. Да-да, тем самым, посвящённым святому Лаврентию.

Вот так Эскориал внезапно превратился в более значимый проект. Однако этим дело не закончилось. Потому как Филиппу II пришла в голову идея перенести столицу из Толедо в Мадрид. А это значило, что требовалось срочно превратить город в большой центр. И в окрестностях новой столицы построить ещё загородную королевскую резиденцию. Размышляя о ней, король вдруг вспомнил о своём проекте монастыря-усыпальницы. И подумал: почему бы не объединить с ними в единый комплекс ещё и загородный дворец? Такого ещё никто не делал! Филипп II назвал свою резиденцию «дворцом для Бога и кельей для короля».

Самое большое здание

В 1561 году король велел двум архитекторам, двум учёным и двум каменотесам подыскать подходящее место для дворца-монастыря. Оно должно было быть тихим, живописным и не слишком далёким от Мадрида. После целого года поисков такое место нашлось рядом с небольшим заброшенным шахтерским городком Эскориал. Собственно, его название означает «груда шлака».

В 1563 году был заложен первый камень в фундамент грандиозного комплекса. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо — ученик одного из титанов Возрождения Микеланджело Буонарроти. После его смерти в 1569 году завершением работ занимался его помощник Хуан де Эррера. И тот и другой работали под строгим присмотром Филиппа II. Король самостоятельно отбирал мастеров для строительства и отделки помещений, лично проверял и иногда даже исправлял архитектурные проекты. Говорят, в горах есть укромное место, которое в народе называют «вышкой Филиппа». Оттуда король любил наблюдать за строительством Эскориала.

Строительство шло с невиданным размахом. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решётки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы. А также американские колонии, откуда везли золото и драгоценные породы дерева.

В 1584 году работа была закончена, и мир увидел грандиозное здание. В нём 4 тысячи комнат, 15 галерей, 16 внутренних двориков, 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна и 1200 дверей. Комплекс представляет собой прямоугольник размером 208 на 162 метра. В плане он, как и хотел король, напоминает решётку. В центре располагается огромный собор — это символ того, что во всех политических действиях Филипп II считал необходимым руководствоваться религиозными соображениями. К югу находятся помещения монастыря, а к северу — дворец. Они сообщаются между собой, чтобы Филипп II мог из своих покоев напрямую пройти в церковь. А в спальне короля есть окошечко, выходящее прямо в помещение церкви. Потому что страдающий подагрой Филипп II хотел присутствовать на службе, даже когда не мог встать с постели.

В 1584 году в королевскую усыпальницу Эскориала были перенесены останки Карла V. Спустя 14 лет рядом с ним был похоронен и Филипп II. Но, словно его биография в камне, остался стоять Эскориал. Он построен из песчаника и выглядит весьма сурово: его фасады украшены только угловыми башнями, традиционными для испанской архитектуры. Облик королевской резиденции породил новый стиль в архитектуре, ставший довольно популярным в Испании тех времён. Он называется «десорнаментадо», что означает «не украшенный».

Зато внутри холодный и строгий Эскориал представляет собой настоящую сокровищницу. В монастыре хранится самая большая коллекция мощей католических святых, она насчитывает 7000 костей святых праведников. А библиотека если и не равна по собранным редкостям библиотеке Ватикана, то занимает второе место. Филипп II и его потомки собрали огромную коллекцию картин — более 1600. Среди них работы таких именитых мастеров живописи, как Веласкес, Эль Греко, Веронезе, Иероним Босх и Тинторетто.

Преграда для дьявола

Существует ещё одна легенда о появлении Эскориала. Она связывает появление монастыря с… Люцифером. Говорят, мятежный ангел ещё до изгнания с небес путешествовал по земле и создал тогда семь Врат Ада. Одни — как раз в горах Съерра-де-Гуадаррама. В течение многих лет это место считалось проклятым, пока в один прекрасный день сюда не забрёл король.

Он был человеком благочестивым и сразу почувствовал неладное. Король пригласил самых известных архитекторов и алхимиков для строительства монастыря. Его большие ворота должны были не пропустить дьявола на землю. Несколько лет спустя, во время бури, загорелась часть монастыря, и некоторые люди рассказывали, что в пламени видели фигуру дьявола, который метал молнии в ворота монастыря. А другие утверждали, что слышали адский вой в подвалах! Говорят, его можно услышать и в наше время…

Марина ВИКТОРОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая












Интересные сайты: