История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Дом великой богини

Как вы думаете, какая постройка считается самой древней на Земле? Большинство, скорее всего, подумают про Стоунхендж или египетские пирамиды. Но расположенный в Мальтийском архипелаге храмовый комплекс Джгантия старше Стоунхенджа почти на 600 лет! А пирамиды и вовсе опережает почти на тысячелетие.

У мегалитического комплекса Джгантия и знаменитого английского Стоунхенджа много общего. Например, они оба находятся на островах. Остров, где стоят храмы Джгантии, называется Гоцо, он совсем небольшой. По площади почти в 3,5 тысячи раз меньше Британии. Есть и другое сходство между этими мегалитами — оба долгое время считались делом рук великанов или гигантов. Собственно, само название Джгантия означает на языке местного населения «башня гигантов». И удивляться тут нечему — ну кто ещё, с точки зрения людей, живших в округе и не владевших развитыми технологиями, мог поднять и установить друг на друга громадные каменные блоки, весящие до 50 тонн? А если не гиганты, то кто и зачем тогда возвёл циклопические храмы Джгантии?

Каменный клевер

Мегалитический комплекс Джгантия

Два храма комплекса Джгантия занимают примерно 1 квадратный километр на краю плато Шаара, что в северо-восточной части острова Гоцо. Здания стоят вплотную друг к другу, и оба обращены на юго-восток. Нужно отметить, что это не случайность — все мегалитические постройки на Гоцо и на других островах Мальтийского архипелага «глядят» именно в этом направлении. Единого мнения, почему это так, у исследователей пока нет. Большинство считает, что вогнутый силуэт храмов отображает движение солнца от восхода до заката. А главный алтарь находится в точке, куда падают солнечные лучи в день равноденствия.

Южный храм больше северного, его высота 6 метров. Он был построен раньше, однако сохранился лучше. Сзади оба храма обнесены общей оградой, которая состоит из вертикально поставленных камней высотой до 5,5 метра. Перед храмами находится большая ровная терраса. Скорее всего, её использовали для ритуальных собраний и церемоний. Каждый храм имеет собственный вход и внутри состоит из пяти полукруглых помещений, которые примыкают к центральному коридору. В плане все это очень напоминает лист клевера. Удивительно, но все мальтийские мегалитические храмы, а их обнаружено на сегодняшний момент 23, выглядят именно так.

Неизвестные строители храмового комплекса Джгантия применяли так называемый циклопический стиль каменной кладки. Огромные блоки удерживаются на месте лишь за счёт собственного веса безо всякого скрепляющего раствора. Блоки для фасадов были вырезаны из кораллового известняка, который славится своей прочностью. Благодаря этому снаружи постройки сохранились лучше. А вот внутри — для проёмов дверей и алтарей — был использован более мягкий и гладкий глобигериновый известняк. Эти части храмового комплекса больше пострадали от времени.

Видимо, храмы первоначально имели сводчатый потолок, однако в настоящее время местами сохранилось лишь основание потолка на вершинах стен. Все внутренние стены когда-то были оштукатурены и окрашены. Об этом говорят два сохранившихся фрагмента штукатурки со следами красной охры. Сейчас они перенесены на хранение в Археологический музей Гоцо. В других храмах Мальты на стенах находили орнаменты в виде спирали. Возможно, они были и в Джгантии.

Забытый культ

Внутри обоих храмов имеются несколько алтарей, рядом с которыми при раскопках были обнаружены остатки костей животных. Это позволило учёным предположить, что здесь совершались жертвоприношения. В полу хорошо видны несколько отверстий. Возможно, туда наливали жидкие подношения — кровь или вино. Рядом со входом в южный храм находится крупный каменный блок с углублением. Скорее всего, оно было предназначено для воды, с помощью которой совершали ритуальное омовение перед входом в святилище. Несколько каменных очагов доказывают, что в ритуалах использовался огонь. Вот, собственно, и все, что дошло до наших дней из храмовой обстановки. Совсем немного, чтобы понять, кому же молились в этом месте.

Помогли пролить свет на этот вопрос статуэтки, найденные в округе и возле других мегалитических храмов Мальтийского архипелага. Например, 13-сантиметровая терракотовая фигурка полной обнажённой женщины, получившая название «Мальтийская Венера». Также была найдена фигурка «спящей тучной женщины» и множество других символов Великой Богини. Исследователи предполагают, что и эти находки, и сами храмы Джгантии — это остатки некогда распространённого в регионе Средиземноморья культа плодородия.

Находок могло быть и больше. Тогда больше можно было бы узнать о культе Богини Матери. Однако в 1827 году заместитель губернатора Гоцо полковник Джон Отто Байер приказал очистить местность вокруг древнего храмового комплекса от «мусора». Вместе с ним с территории Джгантии была вывезена оригинальная почва, которая наверняка содержала ценные археологические материалы. Разумеется, полковник действовал не из вредительских, а из самых лучших побуждений. Просто имел весьма смутное представление об археологии и раскопках. Хотя был человеком, увлекающимся историей. Именно он провёл исследование местности вокруг Джгантии и обнаружил развалины ещё одного мегалитического храма — Круга Брошторффа. Он располагается на том же плато Шаара, а назван так по имени художника, который зарисовал его в 1825 году.

В 1964 году здесь работала объединённая группа археологов Мальтийского университета. Мальтийского музейного департамента и Кембриджского университета. В результате раскопок был обнаружен слой погребений того же периода, что и храмы Джгантии. По-видимому, эти храмы изначально существовали в связке. Один «специализировался» на нуждах этого мира, а другой — на нуждах мира потустороннего.

Доисторический подшипник

В 1960-е годы святилища Джгантии были исследованы с помощью радиоуглеродного анализа. Выяснилось, что южный храм был построен около 3600 года до нашей эры. А соседний — сильно позже, его датировали примерно 2500 годом до нашей эры. Такой солидный возраст говорит о том, что возведены эти строения были в эпоху неолита, когда люди на острове ещё не пользовались металлическими орудиями и даже не изобрели колесо. Как же они это сделали? Местная легенда повествует, что колоссальные глыбы, из которых сооружён храм, носила женщина-гигантесса с младенцем за спиной. Она питалась волшебными бобами, увеличивавшими её и без того непомерную силу. Такого же мнения придерживались древние греки, которые считали остров Гоцо родиной великанов.

Учёные рыли землю вокруг храмового комплекса до тех пор, пока не нашли небольшие камни сферической формы. Возможно, строители Джгантии использовали эти кругляши как шарикоподшипники для транспортировки крупных каменных блоков. А возле другого неолитического мальтийского храма — Таршиена — были обнаружены своего рода «салазки» для перевозки камней. Считается, что с помощью этих нехитрых приспособлений люди могли и без гигантов справиться с сооружением мегалитов.

Увы, сами строители не могут нам ничего поведать об этом, поскольку мальтийская цивилизация не имела письменности. А в письменных источниках Египта или Греции она не упоминается вовсе. Возможно, о населении Гоцо и Мальты писали жители Крита — он ведь не так уж далеко! Но тексты среднеминойской культуры, увы, пока не расшифрованы.

В разное время выдвигалось несколько гипотез о том, кто же возвёл мегалитические храмы Джгантии. Некоторые исследователи полагают, что это были представители некоей развитой человеческой цивилизации, существовавшей во время последнего ледникового периода — то есть около 20000 лет назад. Другие считают, что никакая это не загадочная исчезнувшая цивилизация, а племена иберо-ливийцев, которые приплыли на Мальтийские острова в 5200 году до нашей эры. Впрочем, ни те, ни другие учёные не могут объяснить, почему примерно в 2300 году до нашей эры цивилизация, создавшая памятники культуры Мальты, исчезла. И когда острова заселили новые переселенцы (финикийцы в 8-м веке до нашей эры), они застали огромные храмы заброшенными. Возможно, когда-нибудь эти тайны будут раскрыты. Или нет.

Марина ВИКТОРОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая










Сообщество в G+