История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Чёрная дева из Шартра

Собор Нотр-Дам-де-Шартр во Франции неспроста называют «королевой соборов». Он уникален. Этот великолепный образец готической архитектуры 12-го века на момент своей постройки был самым высоким собором в Европе. В нём также есть лабиринт длиной 261,5 метра, который называют «Путь в Иерусалим». Но главная загадка собора — это древняя скульптура Чёрной Мадонны.

Шартрский собор на севере Франции иногда называют «стеклянной Библией». Ведь нигде больше не сохранилось такого количества старинных витражей. Кроме того, здесь хранится одна из христианских реликвий — чудотворный покров Девы Марии. По преданию, именно он был на ней в момент рождения Иисуса Христа. Однако по-настоящему уникальным собор делает таинственная деревянная скульптура, хранящаяся в подземной крипте. Её называют Чёрной Мадонной, Тёмной Девой или Подземной Богоматерью. Но, возможно, этой женщине с ребёнком на коленях поклонялись задолго до появления христианства в этих землях. Кто же она на самом деле?

То пожары, то норманны

Шартрский собор стоит на непростом месте. Этот холм над рекой Эр заприметили ещё карнуты — кельтское племя, жившее в этих краях в доримские времена. То ли потому, что холм возвышался над плодородной долиной и был отовсюду виден, то ли потому, что здесь бил целебный родник, друиды объявили холм священным. Здесь приносились жертвы богам и совершались языческие ритуалы — это капище было одним из крупнейших в Галлии.

Потом сюда пришли римляне и навели свои порядки. В середине 4-го века на месте языческого капища построили форум и христианскую базилику. Однако место, видимо, было не самым благоприятным для храма, потому как с ним беспрестанно что-то случалось. Самая первая небольшая церковь, вероятно, обвалилась вместе с городской оборонительной стеной, к которой была пристроена. Её восстановили, надстроили, расширили и назвали Авентинским собором, по имени первого епископа Шартра. Увы, в 743 году этот собор дотла сожгли вестготы. На его месте возвели новый, однако и он был разрушен в 858 году во время нападения норманнов. Правда, на этот раз не до основания, и уже через год епископ Жильбер приступил к реконструкции храма.

В 911 году у Шартрского собора, сделавшегося к этому моменту кафедральным, были все шансы снова пострадать от норманнов. Они подступили к городу под предводительством легендарного викинга Ролло Пешехода, который впоследствии стал первым герцогом Нормандии под именем Роберта I. Спасло собор чудо. Когда враг подошёл к городу, тогдашний епископ Шартра по имени Гансельм или Вальтельм (в этом источники расходятся) возглавил оборону. Однако, как служитель Божий, ни меча, ни щита в руки он брать не мог и использовал вместо них покров Богоматери. Эту христианскую реликвию ещё в 876 году пожертвовал собору французский король Карл Лысый. Епископ вывесил на стены покров, и внезапно враг отступил. Город, а с ним и собор был спасён. После того случая в Шартр толпой повалили паломники, что, конечно, способствовало его процветанию.

Следующее несчастье обрушилось на собор в 1020 году — он сгорел. Собор восстановили в романском стиле. Во время большого пожара, случившегося в Шартре в 1134 году, многострадальный храм уцелел, однако в июне 1194 года в него ударила молния. Загорелась деревянная крыша, потом огонь перекинулся на соседние постройки. Стихия бушевала всю ночь, превратив полгорода в пепел. Наутро жители Шартра собрались вокруг главного собора и увидели, что пожар пощадил лишь западный фасад, башню и крипту. Епископ Шартрский Рено де Макон не растерялся и провозгласил, что пожар — это знак свыше. Мол, недостаточно хорош был старый собор для Девы Марии, покровительницы города, и она достойна лучшего — самого высокого и красивого храма во всей Франции. Для убедительности епископ показал прихожанам покров Богоматери, который чудом уцелел в огне. Народ возликовал, ведь спасенная священная реликвия означала, что небесная заступница не отвернулась от них.

Утерянные рецепты

Собор принялись строить, что называется, всем миром. Пожертвования стекались в Шартр из разных уголков Франции. Горожане и паломники возили огромные камни из окрестных каменоломен. Ремесленники бесплатно делали утварь и мебель. Тем не менее при Рено де Маконе была завершена только половина храма, вторая достраивалась при девяти следующих епископах. Довольно странно, что имени архитектора, который создал самый грандиозный собор того времени, мы не знаем. Поэтому у некоторых исследователей даже возникают предположения, что строили его члены тайного ордена вольных каменщиков — проще говоря, масоны. Однако доказательств тому нет.

Неизвестный архитектор постарался вписать сохранившиеся после пожара части старого собора в новый проект. Так что три из девяти порталов остались романскими, а остальные построены в более позднем готическом стиле. По той же причине у Нотр-Дам-де-Шартр разные башни. Южная, высотой 105 метров, была построена ещё в 1140 году в форме довольно простой романской пирамиды. А северная возведена позже на старом романском основании. Она на 8 метров выше, и её шпиль, появившийся в начале 16-го века, выполнен в стиле пламенеющей готики.

Собор в Шартре стал первым зданием в Европе, где были использованы контрфорсы и аркбутаны — наружные арки и полуарки, которые распределяют вес, усиливают стены и таким образом позволяют сделать здание выше. А ещё они освобождают внутреннее пространство и позволяют увеличить высоту окон, сводов и нефа. Благодаря этим

Шартрский собор возвышается над всей округой новшествам Нотр-Дам-де-Шартр получил просторный неф с крышей высотой 36 метров.

Славится Шартрский собор и своими витражами, общая площадь которых составляет около 2500 квадратных метров. Огромную витражную розу для окна западного фасада подарили собору король Людовик IX Святой и его супруга. Более 150 высоких окон собора украшены прекрасными витражами. Наиболее древние из них созданы в 12-м веке. Эти витражи называют «шартрской синью». Благодаря им оевещение в соборе имеет непередаваемый лилово-голубой оттенок. Самое известное витражное окно было создано в 1150 году и называется «Богородица из красивого стекла». Оно отличается насыщенными и чистыми красками, рецепт изготовления которых был утерян.

Строительные работы заняли около 30 лет. Ещё столько же ушло на отделку. Только 24 октября 1260 года новый Шартрский собор был освящён. Это событие почтил своим присутствием сам король Людовик IX с семейством. На этом беды Шартрского собора закончились. С тех пор и до наших дней он сохранился практически нетронутым.

Подземная тайна

Под внешним великолепием Шартрского собора скрывается скромного вида крипта. Она сохранилась со времён ранней церкви, но была расширена в 11-м веке. Здесь выставлена для поклонения небольшая скульптура из тёмного грушевого дерева, изображающая сидящую на троне женщину с младенцем на руках. На каменном основании трона написано Virgini pariturae, что означает: «Дева, которая должна родить». Все основание покрыто следами от губ и зубов паломников. Чтобы уберечь скульптуру от слишком пылких почитателей, в 1831 году её обнесли оградой.

Из почти 10000 скульптур собора эта — самая загадочная. По легенде, она была найдена в 4-м веке в святилище карнутов. Считается, что римляне-христиане тут же отождествили её с Девой Марией. Потому и построили на месте находки храм в её честь. Проверить эту легенду невозможно.

Мало кто знает, что первоначальная скульптура Подземной Девы была сожжена на костре в 1793 году, во время Великой французской революции. В 1857-м её заменили копией, а в 1976 году сделали другую, более точную копию. Ей-то и поклоняются сегодня.

Но кто она? Некоторые исследователи полагают, что это античная скульптура египетской богини Исиды, которая была темнокожей и традиционно изображалась с сыном Гором на коленях. Другие полагают, что это «местное древнее божество», воплощение общеевропейского культа Богини-Матери.

Есть, впрочем, и те, кто отвергает языческое происхождение Чёрной Мадонны. Сторонники этой версии считают, что статуя была создана во времена, когда канон изображения Богоматери ещё не устоялся. Поэтому она так непохожа на все известные изображения Девы Марии. Церковью она признана как изображение Богородицы, хотя священники довольно сдержанно относятся к почитанию Чёрной Девы Шартра.

Марина ВИКТОРОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая












Интересные сайты: