История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Часовые времени

Тропическая страна Колумбия известна современному человеку с самой дурной стороны: это рай наркоторговцев. И всё же маленькая страна, снабжающая кокаином весь мир, — вожделенный объект для археологов. На территории Колумбии найдены следы давно исчезнувших цивилизаций индейцев. Самая загадочная и древняя из них — так называемая культура Сан-Агустина.

Учёные не знают, кто создал многочисленные каменные скульптуры вблизи современного городка Сан-Агустин. Известно только, благодаря радиоуглеродной датировке, что это произошло 2,5 тысячелетия тому назад. Более чем в 20 местах по течению реки Магдалена, в зоне умеренного климата, то есть высоко в Андах, было обнаружено около 500 таинственных артефактов огромные фигуры высотой до 7 метров и совсем крохотные, умещающиеся на ладони.

Каменные идолы Сан-Агустина

Каменные идолы Сан-Агустина

Сегодня они все выставлены для обозрения в Национальном археологическом парке Сан-Агустин. Одни статуи изображают лягушек, ящериц, змей, сов, обезьян и прочий животный мир, другие антропоморфны. У человекоподобных идолов не лица, а странные маски — с круглыми глазами, широкими носами и ртами, из которых выпирают острые клыки, как у ягуара. Есть статуи женские, есть мужские, есть с детьми на руках. Есть с жезлами и мячами в руках, есть с какими-то чудовищами на спинах. Есть статуи с двумя головами — одна человеческая, вторая звериная. Есть каменные исполины, стоящие в гордом одиночестве, есть фигурки.

Объединённые в группы, чаще всего — по три или четыре. Этих идолов путешественники очень любят сравнивать с часовыми. Слишком мрачные и строгие (а проще говоря — жуткие) у них лица. Само устройство этих древних мегалитических памятников напоминает обычные дольмены, только вместо ничем не украшенных опорных камней — гигантские изваяния. Вероятно, в древности, когда носители культуры были ещё живы, каменные идолы выполняли сакральную функцию. Но что они означали или кому были посвящены — неизвестно. С ближайшими южноамериканскими аналогами эти статуи имеют мало общего. Ни ацтеки, ни инки, ни ольмеки, ни тольтеки таких изображений не вырезали. Удивителен и использованный для их создания материал — вулканическая лава, базальт. Обрабатывать такой материал примитивными орудиями каменного века очень сложно. Но тем не менее в долине Сан-Агустин стоят сотни базальтовых идолов!

Научное изучение древних изваяний началось только в 20-м веке, но и до этого они не были совершенно скрыты от глаз европейцев. Со времён конкистадоров военные, миссионеры и участники географических и зоологических экспедиций упоминали в своих отчётах об этих идолах. Завоеватели не имели к ним интереса из-за использованного резчиками материала (они искали золото), священники видели в них только звериные лики языческих богов, а исследователей больше интересовали природа и животный мир Колумбии. Единственное подробное описание статуй доколумбовой Америки, сделанное миссионером Хуаном де Санта Гертрудисом в 18-м веке, пролежало в полной безвестности почти 200 лет. Да и то священник видел в изваяниях не объект научного изучения, а местных демонов.

Легенда о воительнице Гайтане

Первыми статуи Сан-Агустина увидели в 16-м веке испанские конкистадоры. В поисках Эльдорадо, золотой страны индейцев, сподвижник Франсиско Писарро Себастьян де Белалькасар стал исследовать долину реки Магдалена и строить укреплённые форпосты, дабы не попасть в индейскую ловушку. Страну золота Белалькасар не отыскал, но прочесал основательно склоны вулкана Пурасе и русло Магдалены. Один из его капитанов Педро де Аньяско закрепил успех, построив на Магдалене испанский посёлок Тимана. Магдалена тогда ещё носила своё древнее имя — Гуакакальо, что переводится как «священная дорога», или «дорога в землю мёртвых». Название очень волновало Аньяско: где мёртвые — там и золото. Так что он стал обшаривать берега Магдалены в поисках сокровищ.

Одновременно отряд Аньяско выполнял и более прозаическую функцию — подчинял местные племена испанской короне. И делал это самыми безжалостными способами, считая, что лучше всего бороться с самоволием местных вождей, вызывая страх. Но среди этих вождей оказалась равная ему по независимости и безжалостности женщина. Испанцы называли её Гайтаной, хотя её настоящее имя было Гуатепан. Когда эта женщина отказалась подчиниться испанцам, Аньяско не нашёл ничего умнее, как устроить публичную казнь её сына: по доброй христианской традиции соорудил костёр и сжёг юношу заживо. Но его действия возымели противоположный результат. Вместо того чтобы пасть ему в ноги и молить о пощаде, Гайтана собрала вокруг себя полупокорённые индейские племена и устроила на Аньяско настоящую охоту. Заманив незадачливого завоевателя в ловушку, она пообещала ему провести его за все совершенные злодеяния «дорогой мёртвых» на суд к её богам. Конкистадора ослепили, содрали с него одежду, продели сквозь челюсть верёвку и стали водить по всей долине Магдалены от посёлка к посёлку. Его не кормили и не поили, зато в каждом индейском селении пытали и понемногу урезали плоть — сначала он потерял пальцы на руках, потом пальцы на ногах, потом сами руки, а когда лишился и ног, Гайтана отрубила ему голову и велела сделать из черепа чашу. Испанцы тут же послали войска на помощь объятым ужасом воинам Аньяско. Восстание индейцев подавили. Но сами испанцы свято верили, что во всем были виноваты злокозненные идолы, которым молились эти изверги. Якобы им Гайтана дала клятву жестоко убить Аньяско и слово сдержала. Правда, когда идолов стали искать — не нашли. И среди завоевателей разлетелись слухи, что Гайтана спрятала своих богов, приказала их зарыть в землю…

Увы, хоть Гайтана и была отважной женщиной, каменные идолы не были богами её племени. Они и так были отлично скрыты богатой тропической растительностью.

Открытия археологов

Как уже говорилось, первые археологи пришли в Сан-Агустин лишь в начале 20-го века. До этого, конечно, отдельные путешественники восхищались красотой и древностью изваяний, но дальше восторгов и зарисовок наспех дело не шло. Правда, один любознательный генерал откопал близ города Нейва статую тигра, фигуры обезьян и жаб, антропоморфные статуи, поддерживающие каменный «стол». Но все исследования тогда свелись к попытке сдвинуть эту махину с места. Махина проявила признаки движения только при одновременном усилии 50 мужчин. На том исследование и закончилось. Лишь в 1863 году район Сан-Агустина был картографирован, причём настолько подробно, что на планах появились все изваяния — и групповые, и отдельно стоящие, и служащие стражами при погребениях. Карта послужила хорошим подспорьем исследователям Колумбии и… кладоискателям. Они тут же бросились изучать и осваивать могильники! Но кладоискателей больше привлекали золотоносные погребения на севере.

В самом конце 19-го века археологический интерес к статуям проявил британский офицер Доудинг. Он загрузил штук 50 самых крупных и искусно выполненных изваяний на корабль и отправил находки в Британский музей. Корабль был перегружен и пошёл на дно. До Британского музея добралась всего одна статуя из Сан-Агустина. В 1907 году, отлично понимая, что страна может лишиться всех древностей, власти Колумбии приняли запрет на вывоз археологических находок. В 1913-м планомерные раскопки в Сан-Агустине начал немецкий антрополог Пройсс. Колумбию он покинул лишь в 1919 году. Ему, несмотря на запрет, удалось вывезти в Берлин 40 ящиков с находками, среди которых было 14 статуй.

Но только с 1930-х годов изучать Сан-Агустин стали специалисты-археологи. Ещё через 30 лет был создан археологический парк каменной скульптуры. В этом приняли большое участие местные жители. Они отыскивали неизвестные скульптуры, сообщали о гробницах, помогали устанавливать на прежние места обвалившиеся во время землетрясений фигурки. Археологи создали единый комплекс, — включающий так называемый Лес статуй из 35 фигур, священный Источник омовения, а также музей керамики и других археологических находок. Кроме того, каменные фигуры можно увидеть в 10 километрах от Сан-Агустина на Холме идолов. Там крупные каменные изваяния служат стражами гробниц, в которых были найдены каменные саркофаги. В Альто де Лавапатас саркофаги украшены росписями, а в деревне Лапелота есть расписанная красками каменная статуя. Учёные думают, что и другие изваяния когда-то тоже были раскрашены.

Михаил РОМАШКО



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая












Интересные сайты: