История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Женщина на зубчатом троне

В 2009 году итальянскому археологу Массимо Видале показали один из странных артефактов - «Женщину на зубчатом троне», или «Даму на троне с шипами». Видале не только заинтересовался находкой, но и тщательно описал ее в своей книге. Тем не менее до сих пор нет окончательной ясности - кто изготовил этот предмет и кого он изображает.

Археологи очень не любят, когда им приходится иметь дело с артефактами неизвестного происхождения. Одно дело, когда находка сделана на раскопе, строго задокументирована и потом описана. И совсем другое - когда не известно буквально ничего: ни место, где она была сделана, ни слой, в котором ее обнаружили. Обычно даже самые интересные находки такого рода считаются как бы несуществующими. Именно таким артефактом является загадочная «Женщина на зубчатом троне». Исследующий ее археолог Массимо Видале до сих пор не может найти ответы на многие вопросы.

Тайна глиняного быка

Женщина на зубчатом троне

«Самый дурацкий предмет, какой я только видел!» - такими словами выразил свое мнение по поводу странного артефакта друг Видале, фотограф. В его задачу входило сделать как можно больше профессиональных снимков. Он долго рассматривал находку с самых разных ракурсов, а потом изрек эти слова.

«Женщина на зубчатом троне» - вовсе не миниатюрный предмет. В длину это изделие достигает почти 60 сантиметров, а в ширину и высоту - чуть больше 20. Сделан артефакт из обожженной глины (терракоты), которая поверху расписана красками. Из-за множества мелких деталей произведение древнего мастера очень хрупкое.

Сзади к нему, как к совку, приделана вертикальная ручка, почерневшая от времени. Видимо, прежде чем попасть в захоронение, откуда артефакт извлекли искатели сокровищ, предмет таскали за эту ручку. Хотя, если задуматься, носить такую махину абсолютно неудобно - недолго и расколотить.

Для чего этот артефакт предназначался - совершеннейшая загадка! Если бы его обнаружили археологи, то по тому, где он находился в погребении, рядом с чьим телом, в окружении каких предметов, можно было бы понять и его назначение. Но - увы!

С первого взгляда сама венценосная дама совершенно незаметна. Она спрятана глубоко в недрах очень странной конструкции, представляющей собой раскрашенного быка с поджатыми к брюху ногами: передние подвернуты назад, а задние вытянуты вперед. У быка огромная треугольная голова с лунообразными рогами, а вместо спины - вместилище для 2 колонн женских и мужских фигурок.

Значительно превышающая их по размеру владычица скрыта под чем-то вроде тента или нависающего над задней частью быка арочного сооружения. Она восседает под тенью этого сооружения, на троне с пятью зубцами, направленными вверх, и двумя, идущими вбок. С обеих сторон от трона стоят ее слуги - четверо мужчин. Фигурки слуг полностью одеты - на одежде даже прорисованы складки ткани. А вот красавица почти целиком обнажена, даже ноги у нее без обуви. Их она поставила на что-то вроде кубического табурета. У нее распущены волосы, глаза обведены черной краской. Единственный предмет одежды на красивом теле - широкий нагрудник. Трон снабжен подлокотниками в виде маленьких горбатых бычков. Увидеть владычицу можно, только если заглянуть внутрь конструкции, под арочный навес, или если смотреть наискосок с правой или левой стороны. Это не единственная «сокрытая» деталь артефакта.

В переднюю часть быка, в его голову, изнутри полую, ведет трехступенчатая лесенка. Если рассматривать конструкцию с точки зрения рассаженных там фигурок, эта полость похожа и на пещеру, и на жертвенник, и на печь. Двое слуг застыли там в ожидании.

Между головой с тайной полостью и задней частью быка со скрытым троном рассажены 8 фигур. Сидят они попарно (2 женские, 2 мужские и так далее) в 4 ряда и разделены между собой проходом. Женские фигурки - обнаженные, с вытянутыми лицами и клювообразными носами, на головах у них высокие головные уборы. Они выше мужских фигур и не похожи на реальных людей - то ли женщины, то ли птицы. Мужские фигурки в плоских тюрбанах, лица и фигуры у них больше похожи на человеческие. Сзади артефакт-бык имеет стилизованный хвост. За этот черный хвост-ручку его и носили в незапамятные времена.

Колесница или нет?

Мнения ученых, которым Видале показывая снимки артефакта, разделились. Одни считают, что это гребцы на лодке в форме священного быка. Другие - что это и не лодка вовсе, а древняя колесница.

Сам Видале считает, что чем бы ни была эта конструкция - лодкой или повозкой, - подобное перевозочное средство использовалось в каких-то древних священных церемониях. Ориентировочно находку относят к 2700 году до нашей эры. О религиозных церемониях эпохи и региона, где была сделана находка (долина Инда, скорее всего - хараппская культура), не известно ровным счетом ничего. Правда, до сих пор на индуистских праздниках используют повозки. Как и украшенные цветочными гирляндами лодки...

У быка, в нутре которого сидят люди, нет колес. Значит, все-таки лодка? Формой артефакт действительно больше похож на плавсредство. Даже бычья голова здорово напоминает носовое украшение на кораблях. Но бык ведь мог символизировать и повозку, если он был в нее впряжен! Примерно в том же регионе быки и зебу использовались именно для этой цели. Крытая «кабинка» не говорит ни «за» лодку, ни «за» повозку: это могла быть и палубная надстройка, и крытая часть повозки. Рифленая фактура «крыши» с одинаковым успехом может изображать и древесину, и ткань. А ростральные украшения использовались не только на кораблях. В те времена фигуры животных могли устанавливаться и в передней части колесницы.

Даже отсутствие колес еще не указывает на лодку. Для большей законченности формы, для ее плавности и цельности колеса могли изображаться как копыта быка. Орнамент на груди сходен с водяными растениями? Но росчерки на бычьей морде похожи на уздечку! По бортам судна изображены волны? Но они удивительным образом похожи на изогнутое тело кобры! Если это лодка, то почему так странно расположены руки у гребцов? В таком положении грести невозможно!

Проводник в мир мертвых

Может быть, в руках у них поводья? Однако в соответствующей по времени культуре Шумера аналогичным образом изображали суда и гребцов. Но артефакт не имеет ничего общего с Шумером! Он был найден в долине Инда. Видале уверен, что иконография артефакта отлично увязывается с другими керамическими находками раннехараппской культуры.

В Хараппе были найдены женские фигурки с примерно теми же чертами и атрибутикой, что и загадочная женщина на троне. К тому же бык (корова) в этой культуре считался священным животным. Но возможно, что черные копатели добыли этот артефакт в Пакистане или Афганистане. Для всего этого региона колесница предпочтительнее лодки по самой простой причине - никаких керамических лодок здесь никогда не находили. Значит, все-таки колесница? Но «не находили» никогда еще не означало, что их не существовало!

В ту же эпоху, но в Египте, строили большие плоские лодки. Если считать артефакт моделью древней лодки, то в реальности такая конструкция была бы длиной 40-50 метров. На Инде, богатом древесиной, вполне могли строить подобные. В Месопотамии той эпохи нередко изображали царей восседающими на тронах, установленных в лодках. Лодка была предметом священным. Именно на лодке восседали божества света, пересекающие воды тьмы и хаоса! Итак: лодка без киля, весел и руля против колесницы без колес?! Ответа нет.

Нет ответа и на другой вопрос: что за женщина изображена на троне? Кто она - богиня, царица или жрица? Во всяком случае, лицо она не простое - иначе бы не отличалась размером от остальных фигур. Она является персонификацией абсолютной власти. Но, поскольку сокрыта от досужего взгляда, принадлежит к сакральному миру. Вернее всего, она не царица и не жрица, а божество, имеющее власть над миром мертвых.

Тогда и перевозочное средство, на котором она восседает, может быть связано с погребальными обрядами - своего рода барка или повозка, перевозящая мертвых из мира живых. Тогда понятно, почему трон этой богини украшен зубцами, - это солнечные лучи, символ власти и света. Женские фигурки - скорее всего, жрицы, а мужские - слуги. Такое разделение полов говорит только об одном: общество, создавшее этот артефакт, было матриархальным. По крайней мере, это единственное, что вроде бы не вызывает сомнений.

Михаил РОМАШКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая