История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Жезл первого царя

Артефакт из израильской пещеры Ашалим признан самым древним свинцовым предметом, изготовленным руками человека. Возможно, он откроет новую страницу в истории древних цивилизаций.

Самым древним поселением, где люди уже занимались обработкой сельхозкультур, торговлей и ремеслами, археологи считают Иерихон. Этот город возник еще в IX тысячелетии до нашей эры. Помимо Иерихона на территориях, называемых Левант (Израиль, Сирия, Палестина и Ливан), расположились и другие супердревние города. Кто управлял этими первыми поселениями - точно неизвестно. Но в ноябре 2015 года в пустыне Негев был найден артефакт, схожий с атрибутом царской или духовной власти.

Зарождение народа

Ветхозаветное писание гласит, что Ной имел трех сыновей: Хама, Иафета и Сима. От последнего и произошли семитские народы - евреи, арамеи, арабы и другие. Современная наука отчасти согласна с такой трактовкой, ибо было доказано как генетическое, так и культурное и языковое родство этих народов, которые являются потомками протосемитов.

Ученые полагают, что изначально протосемиты жили в северной Сахаре, ибо 6 тысяч лет назад климат был иным, и на месте нынешней пустыни цвела растительность. Но затем случилась великая засуха, Сахара стала непригодна не только для земледелия, но и для охоты и собирательства. Именно это и заставило прародителей семитов в начале V тысячелетия до нашей эры мигрировать на восток: сначала на Аравийский полуостров, а оттуда отдельными волнами, в течение сотен лет, - в Междуречье, Сирийскую степь и на восточное побережье Средиземного моря. В конце IV - начале III тысячелетия до нашей эры семиты разделились на две большие группы - восточную и западную. Восточные ушли в долину между Тигром и Евфратом (Ирак), а западные опять разделились на три группы, одна из которых (северо-западная) расселилась в области Ханаан (Земля обетованная).

Древний Левант практически полностью входил в Ханаан. А значит, все древние города человечества, появившиеся еще до прихода туда семитов, оказались в фокусе их внимания. И именно там позднее и сформировался еврейский народ как таковой. Приход протосемитов в эти края отчасти совпадает с началом сотворения мира (3761 год до нашей эры) по еврейскому календарю.

Из Ветхого Завета (Танаха) следует, что первым царем народа Израиля и основателем единого Израильского царства был Саул. Он правил с 1029 по 1005 год до нашей эры. До Саула евреями порядка 400 лет правили так называемые судьи (шофтим). До них же предводителем еврейского народа считался Иисус Навин - слуга и преемник Моисея, завоеватель того самого Иерихона. Отдавая должное Ветхому Завету, не стоит забывать, что сведения из него часто не соответствуют реальному положению дел. Еще задолго до Иисуса Навина, Моисея и прочих еврейских патриархов протосемиты должны были иметь лидеров своих общин и мини-царств. Но кто они - неизвестно. Реальные археологические доказательства этого тоже найти было крайне сложно. И вот в ноябре 2015 года группа ученых из Еврейского университета в Иерусалиме и Тель-Авивского университета, проводя раскопки в пещере Ашалим в северной части израильской пустыни Негев, обнаружила артефакт, который может пролить свет на историю первого царя семитов.

Веретено судьбы

Жезл первого царя

Найденный на самом глубоком участке пещеры Ашалим предмет представляет собой большую свинцовую бусину, проткнутую деревянной палкой. Длина палки составляет 22,4 сантиметра, а диаметр свинцовой бусины - около 3,5 сантиметра.

Радиоуглеродный анализ показал, что палка сделана из тамариска, который и сейчас произрастает в Негеве. Но самое удивительное, что ее возраст, по данным радиоуглеродного анализа, составил 6000-6300 лет. Просто непостижимо, как дерево сумело сохраниться в течение нескольких тысячелетий.

Если деревянная ручка артефакта могла быть изготовлена в этих краях, то свинцовая бусина, по предположениям археологов, была привезена с территорий на юге современной Турции. Изделия из свинца здесь встречались задолго до того, как человек научился его плавить. Например, свинцовые бусины, датируемые 6400 годом до нашей эры, были найдены при раскопках поселения Чатал-Хююк в южной Анатолии. Правда, ввиду небольших размеров не исключен их самородный характер.

А вот самым древним предметом из свинца, целенаправленно изготовленным человеком, считалась статуэтка стоящей женщины в длинной юбке времен первой династии Египта. Ее возраст датируется примерно 3100-2900 годами до нашей эры. Теперь же статуэтка утратила свое первенство в старшинстве свинцовых предметов, ибо артефакт из Ашалима старше ее как минимум на тысячу лет. Экспертиза показала, что свинцовый набалдашник выплавлен из относительно чистой свинцовой руды.

Не меньше вопросов вызвало и назначение найденного артефакта. Версии археологов в основном сводились к двум предметам - веретено или жезл властителя.

В пользу версии веретена говорило несколько факторов. Например, форма. Палка, конечно, серьезно пострадала от времени, но в период своего использования могла иметь несколько другую форму. А вот свинцовая бусина могла служить пряслицем - именно так называли грузик, который применялся для утяжеления ручного веретена и крепления на нем пряжи. Внизу этого свинцового набалдашника, который и считают за пряслице, можно увидеть царапины, возникшие, скорее всего, в результате длительного использования. Но самое главное - на нем обнаружили микроскопические остатки льняных волокон.

Стоит отметить, что технология свивания пряжи в нить считается одной из самых древних, освоенных человеком. Именно поэтому в своих эпосах и мифах многие народы ассоциировали веретено с нитью жизни или судьбы. Так, древнегреческие мифы рассказывают о трех богинях судьбы - мойрах: Клото («Пряха»), прядущая нить жизни; Лахесис («Судьба»), дающая жребий; Атропос («Неотвратимая»), перерезающая нить. Когда-то эллины считали, что своя мойра есть у каждого человека.

Свинцовая драгоценность

С другой стороны, можно заметить, что, для того чтобы делать пряжу, ашалимская находка была тяжеловата. Технология изготовления изделий из пряжи в те времена, конечно, была далека от совершенства, но даже с учетом этого фактора с таким веретеном могла получиться только очень грубая пряжа. И здесь остается уповать на вторую версию о применении артефакта - символе верховной власти.

«Мы также можем предположить, что изначально этот объект предназначался для иных целей, совершенно уникальных и важных. Например, это могла быть небольшая булава...» - заявил о находке Наама Яхал-Мак, руководитель группы археологов, работающих в пещере Ашалим. Тот факт, что артефакт располагался в самой глубокой, похоронной части пещеры, также дает пищу для размышлений. В частности, о том, что у этого предмета могло быть символическое значение.

По своему внешнему виду артефакт из пещеры Ашалим напоминает типичные изделия эпохи конца энеолита (медного века) - головки жезлов. В те времена они выполняли в основном церемониальную функцию. Однако ашалимский жезл тяжелее и крупнее их. Кроме того, жезлы из энеолита в основном делались из меди или камня, а не из свинца, который был весьма дорог.

Конечно, говорить определенно, что это был за предмет, пока не представляется возможным. Однако приведенные доводы могут свидетельствовать в пользу того, что это был символ власти правителя одного из поселений на территории пустыни Негев. В IV тысячелетии до нашей эры протосемиты еще не были главенствующим народом в этих краях. А значит, жили вне благоустроенных поселений вроде Иерихона. В этом городе люди уже тогда жили в домах из сырцовых кирпичей, использовали глиняную посуду, выращивали сельхозкультуры и занимались ремеслами. А предки евреев, пришедшие сюда издалека, довольствовались либЬ примитивными постройками, либо естественными укрытиями, в качестве которого пещера Ашалим подходила идеально.

В то же время эти люди наблюдали за своими соседями и, что вполне возможно, нападали на их торговые караваны, в одном из которых и могла находиться та самая свинцовая бусина. На тот период она имела величайшую ценность, и не исключено, что ее носили сначала как амулет, а после, насадив на полированную палку, превратили в символ власти - царский жезл.

Но кто был владельцем этого жезла, а по сути - первым царем протосемитов? Это пока неизвестно, но поиски ответа продолжаются.

Лев КАПЛИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая