История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Прародители человечества

Согласно древним мифам, людей сотворили боги где-то на землях между Тигром и Евфратом. Именно там когда-то находилось Шумерское царство. В этих благословенных местах существует множество загадок...

Откуда пришли шумеры и кто они были - бог весть. Но и до шумеров эти благодатные земли не пустовали. Цивилизация, обосновавшаяся там в дошумерское время, оставила после себя множество интереснейших артефактов, даже статуэтки. Вот по поводу этих статуэток из археологического памятника Телль-эль-Убейд ученые и любители древностей до сих пор ведут ожесточенные споры...

Из камня и глины

Находки статуэток - не редкость для археологов. Первые антропоморфные изваяния известны еще со времен палеолита - это так называемые палеолитические Венеры, женские фигурки с огромными бедрами и грудями, что, по мысли пещерных скульпторов, должно было указывать на главную функцию женщины в первобытно-общинном мире - детородную.

Прошли тысячелетия, и на смену «Венерам» пришли статуи правителей и богов. В Месопотамии люди рано перешли к оседлости. Появились первые протогорода. Появились сакральные комплексы, где наши предки совершали священнодействия, чтобы избежать всяких напастей и всегда иметь хороший урожай. Жертвенники богам сопровождались и каменными изваяниями этих богов. Земные правители удостаивались увековечивания, поскольку они тоже причислялись к богам - выполняли их функцию на земле и даже принимали небесные имена. Обычно и у богов, и у правителей тела и лица были вполне человеческими. Однако не всегда...

Храм из Телль-эль-Убейда

Фигурки из Телль-эль-Убейда

Телль-эль-Убейд - искусственный холм вблизи древнего города Ур. Первым обратил внимание на этот привлекательный холм археолог Гарри Холл, который по воле судьбы возглавил раскопки 1918-1919 годов вместо внезапно заболевшего руководителя экспедиции Леонарда Кинга. Именно ему пришла в голову идея провести в Телль-эль-Убейде разведочные раскопки.

Почти сразу же Холл наткнулся на развалины храма, относившегося к III тысячелетию до нашей эры. Храм, даже разрушенный, выглядел великолепно: он был построен на высоком основании в виде террасы, опиравшейся на надежные стены из обожженного кирпича; к самому святилищу вела многоступенчатая лестница, по обе стороны которой стояли огромные львиные головы из битума, покрытого медью, их глаза были инкрустированы красной яшмой, ракушечником и стеатитом, а изо ртов высовывались красные языки. Лестница приводила ко входу в храм, украшенному барельефом орла с головой льва, и судя по символу богини Нинхурсаг, храм был посвящен ей. Однако Холлу довершить начатые раскопки не удалось. Слава исследователя Телль-эль-Убейда досталась не ему, а другому археологу - Леонарду Вулли.

Вулли должен был, согласно плану работ, заниматься раскопками Ура. Но он сразу же влюбился в древний храм в Телль-эль-Убейде. Продолжив работу Холла, он нашел около лестницы деревянные колонны, одни из которых были инкрустированы перламутром, сланцем и яшмой, а другие были обшиты листами меди. Там же лежали медные быки, барельефы из меди, изображавшие отдыхающих быков, инкрустированные глиняные цветы на высоких стеблях (некоторые даже сохранились целыми). Вулли реконструировал внешний вид храма так: быки прежде стояли на карнизе вдоль храмовой стены, между ними в специальные отверстия были вставлены глиняные цветы, и создавалось впечатление, что животные пасутся на лугу; выше этой сценки один над другим располагались три фриза: на одном быки лежали на лугу, на другом изображалась дойка коров, на третьем - птицы. Продолжив раскопки, Вулли нашел ниже лестницы статуи тельцов, видимо, поддерживавших трон божества, символом которого был барашек. Но на этих эпохальных находках храма Вулли не остановился. Он тут же принялся исследовать соседний холм меньшего размера. Холм, к великой радости археолога, оказался кладбищем! Именно здесь, в могилах, и обнаружились статуэтки весьма странного вида...

Впрочем, сначала древние могилы вызвали лишь вздох разочарования: все погребения были очень бедными, единственное достояние, которое нашлось в могилах, - черепки керамики. Но черепков оказалось так много и все они были настолько различными, что скоро Вулли удалось составить первую для убейдской культуры таблицу древней керамики.

Повезло ему еще и в том, что, продолжив углубляться в нижние археологические слои, он наткнулся на гончарную мастерскую, где обнаружил даже древний гончарный круг. По мере движения вниз, в глубины истории, были вскрыты и другие захоронения, некоторые с более богатым содержимым, то есть не только с обломками сосудов. Среди найденных артефактов наибольшее внимание ученых привлекли глиняные фигурки, которые родственники усопших клали им в могилы. Это были антропоморфные фигурки мужчин и женщин. Но пропорции тела и головы этих статуэток вызвали настоящее потрясение.

Все изваяния изображали весьма странных людей - с необычайно широкими плечами, имевшими какие-то бугорчатые украшения, которые делали плечи еще шире, с очень узким тазом и длинными руками и ногами. Лица фигурок и вовсе были нечеловеческими: больше всего они напоминали морды ящериц - глаза, посаженные по обе стороны головы, а не на «лице», сильно вытянутые и лишенные растительности головы, широкие рты, больше напоминающие пасти. Головы некоторых фигурок венчали высокие конические шапки. У одних руки были поставлены на поясе, у других - сложены на груди, некоторые женские фигурки держали на руках младенцев того же нечеловеческого типа - с вытянутым черепом, глазами по бокам головы и пастью вместо рта. Впрочем, самого Вулли гораздо больше интересовала трансформация керамики во времени и найденная им полоса «чистой земли», точнее - ила, за которой снова следовал культурный слой. Вулли был сторонником теории о достоверном происхождении библейской легенды о Всемирном потопе. Облик терракотовых статуэток, найденных экспедицией, интересовал его гораздо меньше. Зато последующие поколения эти странные фигурки молчанием не обошли. Любители непознанного тут же окрестили их людьми-ящерицами, или рептилоидами, которые якобы и основали в Месопотамии цивилизацию людей.

Энки, спаситель людей

Откуда пришли эти люди - неясно. Некоторые горячие головы считают, что едва ли не с другой планеты. Якобы они быстро подчинили себе местных жителей, сделав из них рабов. Местные жители сильно отличались от завоевателей - настолько сильно, что они считали своих повелителей богами.

Отголоски исторической правды о древних богах вошли в мифологию Месопотамии и прилегающих территорий. Со временем люди забыли, как выглядели их боги-творцы. Но те, кто жил тысячелетия назад, еще отлично это помнили. Вот и изображали создателей в истинном обличье - с головами, как у рептилий, длинным тощим телом и слаборазвитой мускулатурой.

На самом деле человечество, конечно, ничем не обязано ни динозаврам, ни драконам, ни крокодилам, ни прочим земноводным и пресмыкающимся. Но вот боги и богини с нечеловеческими лицами и пропорциями вполне могли существовать. По многим мифам (и не только месопотамским), одни боги сошли с небес, а другие вышли из моря. Морские боги жителей Телль-эль-Убейда вполне могли выглядеть как рептилии. К сожалению, об этих древних богах нам известно только одно: они были.

Например, в Шумере с огромным уважением относились к доброму водному божеству Эа (Энки). Именно он решил спасти людей от насланного на них богом Энлилем потопа. По его совету благочестивый Зиусудра (он же Утнапиштим) построил корабль, на котором спаслись от разбушевавшейся стихии члены его семьи, а также другие живые существа. Изображался этот бог с птичьими или рептилоидными чертами. И не только Энки изображался не совсем человеком. И не только у шумеров. Достаточно обратить взгляд на соседний Египет. Уж там-то мы найдем богов с птичьими головами, богов в кошачьем облике, и главный водный хищник Египта - крокодил - тоже не обойден вниманием! Так что не память о рептилоидах хранили благодарные им земляне, а попросту наделяли своих богов чертами той стихии, где божество проводило большую часть жизненного цикла, - воды, воздуха, горных массивов, языков огня, подземелий и бескрайних пустынь.

Николай КОТОМКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая












Интересные сайты: