История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Будда из Султанганджа

Прекрасную статую Будды, о которой пойдет речь, честнее было бы называть не Буддой из Султанганджа, а Буддой из Бирмингема, ведь последние 150 лет местом его постоянного пребывания является музей в английском городе Бирмингем. Там, в галерее номер три, и живет этот индийский Будда.

В мире существует огромное число статуй Будды. А в буддизме - огромное число ипостасей Будды. Будда Акшобхья, например, изображается с телом синего цвета, колокольчиком, лотосом, молитвенным барабаном и мечом. Он считается одним из пяти Будд мудрости и управляет Восточной Чистой Землей. Будда Амитабха управляет Западной Чистой Землей. Его изображают сидящим в позе лотоса и с телом красного цвета.

Будда Амогхасиддхи имеет зеленую кожу и носит шлем и серьги. Будда Самантабхадра с темно-синей кожей изображается нагишом и часто вместе со своей супругой, белокожей и такой же голой Самантабхадри. Будду Варджрахару изображают сидящим на лотосе и со скрещенными на груди руками, в одной у него колокольчик, в другой оружие Индры - ваджра, помесь меча, булавы и копья. И это не все Будды, а только часть известных людям. Статую Будды из бенгальского Султанганджа называют иначе Победоносным Буддой.

Путешествие на Запад

Весь XIX век англичане активно занимались колонизацией Индии. В те времена бытовала имперская идея, гласившая: британцы, как высокоцивилизованная нация, должны нести свет мудрости диким азиатским народам. Они очень старались, преодолевая сопротивление туземного люда, для которого белые цивилизаторы были не друзьями, а врагами.

Первыми в Индии закрепились военные, следом за ними пришли торговцы и промышленники, а потом - врачи, учителя, инженеры. Врачи пытались ввести в дикой и чудовищно грязной Индии европейские больницы, учителя стремились приобщить туземцев к сокровищнице великого английского языка, а инженеры занялись самым насущным делом - строительством железных дорог. На тот момент истории железные дороги были верхом технического гения европейцев. Индийцы на все эти культурные достижения смотрели без интереса. Зато европейцы были в восторге от индийской культуры. Вдруг оказалось, что земля, которую они решили приобщить к цивилизации, сама имела огромное культурное наследие. Древние руины, которые англичане встречали на каждом шагу. Древние книги, которые хранились в индийских монастырях. Древние статуи, которые поражали своей монументальностью и необычайной красотой. Англичане влюбились в Индию и всеми силами старались увезти кусочки этой страны домой, в Британию.

Как-то в 1862 году они начали очередное строительство железной дороги в штате Бихар. Дорога должна была проходить через ничем не примечательный город Султангандж. Чтобы провести ее по ровной местности и основательно укрепить, требовалось сделать надежную насыпь. Вблизи от места строительства обнаружился подходящий холм с обломками кирпичной кладки. Рабочие принялись раскапывать холм... а под ним нашли развалины древнего буддийского монастыря. Развалины были буквально нашпигованы артефактами. Но одна из находок потрясла всех: лопаты строителей наткнулись не на большой камень, как показалось сначала, а на огромную голову бронзовой статуи. Это и был тот самый Победоносный Будда.

Статую выкопали и стали решать, что дальше с ней делать. Кто-то предложил рационально использовать находку - то есть отдать сей артефакт в переплавку и выручить за это порядочное количество денег. Будде очень повезло: не все считали, что он достоин только плавильного котла. За него вступился владелец сталелитейного производства из Бирмингема Самуэль Торнтон. Он оплатил перевозку Будды из Индии в Бирмингем - 200 фунтов стерлингов из своего кармана (по тем временам это были большие деньги).

До Англии Будда добирался очень долго. А в 1867 году занял достойное место в музее Бирмингема.

Победоносный посланец Гутттов

Славный музей Бирмингема имеет полное право гордиться своим приобретением - спасенный Будда оказался высокохудожественным и очень древним произведением искусства. Статуя из Султанганджа относится к так называемой эпохе Гуптов, то есть к IV-VII векам. Благодаря торговле с Римом и Передней Азией в Индию того времени проникли и оказали огромное влияние на индийское искусство персидские и европейские (в основном античные) традиции. Но это влияние касалось не того, что изображает скульптор, а какими методами он работает. Античная скульптура для индийских мастеров была эталоном того, как нужно работать с камнем и металлом, но темы они черпали из местных религий. Будда из Султанганджа поражает своими размерами (2,3 метра высотой и более полутонны весом) и качеством проработки мельчайших деталей. Он изображен стоящим во весь рост и облаченным в монашеское одеяние, правая рука Будды поднята на уровень груди и развернута к зрителю ладонью (умиротворяющий жест абхая-мудра), левая сложена в благословляющий знак. А одежда легчайшими складками спадает вниз. Складки бронзовой одежды сделаны так искусно, что кажется, будто это тончайшая ткань, а не металл. Так же детально выписаны его лицо, завитушки кудрявых волос, длинный нос, пухлые губы и тяжелые веки, прикрывающие глаза. Лицо одухотворенного и отрешенного от жестокого мира созерцателя, полностью достигшего абсолютного знания и покоя. Статуя была изготовлена литьем из металла методом так называемого «утраченного воска».

Секреты металлургов

То, что индийские мастера великолепно умели работать с металлом, общеизвестно. Они занимались литейным делом с глубокой древности и оставили немало прекрасных произведений искусства. Впрочем, высокохудожественным литьем славилась не только Индия, но и вообще весь Древний мир, начиная еще с Шумера. Именно шумерские мастера ввели в обиход наиболее изощренный способ детализации металлических отливок - метод «утраченного воска». И случилось это примерно в III тысячелетии до нашей эры, когда мастера стали работать со сплавом меди с другими металлами - бронзой. Бронза оказалась прекрасным материалом, который был достаточно прочен, но в то же время хорошо подвергался обработке. Мастера использовали три типа литья: для изделий, не требовавших особой тонкости и детализации, использовали обычное литье в пустую форму из глины; для больших скульптур - литье по частям с дальнейшим механическим скреплением отливок между собой; но верхом мастерства считалась отливка методом «утраченного воска». Это был сложный процесс, требовавший и опыта, и знания цеховых секретов. Сначала скульптор делал саму модель из глины, смешанной с углем. Эта модель называлась внутренним, или твердым телом. Потом основа покрывалась слоем воска и снабжалась специальными выступами, которыми она должна была крепиться к внешней форме. Модель опускалась в жидкую глину, чтобы внешняя форма полностью повторила тончайшие детали, нанесенные на воск, а потом, когда глина засыхала, форму подвергали нагреванию, и расплавленный воск вытекал через специальные отверстия. Внутри образовывалось пространство, в которое заливали расплавленную бронзу, - и получалась точная копия модели. Конечно, на этом изготовление скульптуры не заканчивалось: нужно было избавиться от так называемых литников, которыми твердое тело удерживалось в форме, отшлифовать и доработать тонкие детали, придать отливке идеальную гладкость путем шлифовки.

Статуя Будды из Султанганджа была сделана именно таким способом. Победоносный Будда очень хорошо сохранился и не в последнюю очередь потому, что долгое время пролежал в груде песка и камней. Зато прибыв в Англию, он сразу же занял достойное место в музейной коллекции. Кроме него, там имеются и другие Будды. Но Будда из Султанганджа, как считают искусствоведы, обладает самыми высокими художественными достоинствами. Жаль лишь, мы никогда не узнаем имени мастера, который его сотворил.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая