История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Гробницы гигантов

Средиземноморский остров Сардиния славится страннейшими круглыми башнями, сложенными из камней, - нурагами. А также погребальными комплексами, которые местные жители считают гробницами великанов. Самый известный из них - Са-Ена-е-Томес в Доргали, построенный неизвестно кем и неизвестно когда.

Доргалийская гробница на острове Сардиния, конечно, не сравнится размерами с пирамидами Египта. Но тем не менее она всегда вызывала у людей интерес и опасение. Кто, кроме великанов, мог построить такую каменную громаду? Одна только центральная плита с закругленным верхом весит 8 тонн! За каменным обрамлением открывается вход в погребальную камеру. Вход проделан прямо в нижней части самой центральной плиты. Хотя она сама высотой почти 4 метра (явно для великанов), лаз маловат даже для среднего роста человека. Если пригнуться, то можно попасть внутрь погребальной камеры. Плотно подогнанные плиты образуют плоский свод. Камера тянется примерно на 10-11 метров. Далее идет не имеющий свода коридор меж двух высоких стен.

Логово людоеда?

В Са-Ена-е-Томес местные жители находили множество человеческих костей. И хотя останков великана так и не обнаружили (но все же искали), о гробнице ходили нехорошие слухи, будто бы там когда-то жил людоед, который всех несчастных и сожрал живьем. Правда, на эту легенду существовала и контрлегенда: будто бы великан был на самом деле похоронен в гробнице, а людоед поселился уже потом, сжевав и кости гиганта, и тех, кто отваживался гулять поблизости. Место считалось нехорошим. Примерно столь же нехорошим, что и древние скальные усыпальницы, где прежде, по преданиям, жили ведьмы. Их так и называли - «дома ведьм».

Кроме Са-Ена-е-Томес, на Сардинии существует еще 320 подобных археологических памятников. И Са-Ена-е-Томес среди них - не самый крупный. Гораздо масштабнее усыпальница в Коддо Веччьо - ее длина 30 метров и высота 3 метра. Свод камеры в Коддо Веччьо перекрыт огромными каменными плитами. Там тоже искали кости великана, но ничего не нашли. А каменная плита на могильнике в Сакавекада еще больше и тяжелее - ее длина - 27 метров, вес - 18 тонн. Трудно даже представить, как строители перемещали эту тяжесть без современной техники. Разве что они и вправду были великанами...

Археологи относят сооружение погребальных комплексов Сардинии к так называемой островной средиземноморской культуре, которая характерна также для Корсики и Мальты. Правда, стоит сказать, что мегалитические постройки были характерны не только для островов Средиземного моря. Аналогичные каменные сооружения были обнаружены и за тысячи километров от Средиземного моря - в Ирландии. Причем тамошний мегалитический комплекс удивительно похож на Са-Ена-е-Томес!

Тайна зодчих

Простого ответа на вопрос, кто построил Са-Ена-е-Томес, не существует. Известно, что сама постройка, как и возведение остальных 320 «могил», относится к позднему бронзовому веку (II-I тысячелетия до нашей эры). Это так называемый нурагический период в истории Сардинии. Именно тогда жители острова возводили не только мегалитические гробницы, но и башни-нураги. Их складывали из плотно пригнанных друг к другу камней в технике ступенчатого выступа. То есть сначала выкладывалось наземное кольцо камней, на него укладывалось следующее, чуть выступающее вовнутрь, на него - еще одно... И так до самого верха.

Иногда возводилось до трех камер, одна над другой, высотой до 24 метров. А к центральной башне пристраивались еще четыре угловых, и сооружался своего рода бастион, отлично защищавший людей от метательных снарядов. Но о самих нурагических народах определенного мнения нет. Одни археологи считают их выходцами с Корсики, другие - предками этрусков. Да и сооружение мегалитических построек было характерно не только для нурагической эпохи. Задолго до появления народа, возводившего круглые башни числом чуть не 10 тысяч штук и строившего «гробницы гигантов», на Сардинии имелись и другие мегалитические сооружения.

Более 5 тысяч лет назад кто-то положил на языческом капище жертвенную плиту с углублением. Весила эта плита 6,5 тонны! Примерно тогда же кто-то сложил из камней дорогу к горному святилищу, посвященному средиземноморскому культу Богини-Матери. Археологи считают, что этот культ на Сардинию принесли переселенцы с Киклад, где Богиня-Мать была в особом почете. Они назвали памятники той эпохи (IV-III тысячелетия до нашей эры) «культурой Оциери». Упомянутое святилище было одновременно и усыпальницей - там обнаружено больше 40 могил, расположенных в скальных нишах (экседрах). А на стенах святилища четко видны спирали - символ Богини-Матери. Да и в культурном слое найдена статуя самой Богини-Матери.

С усыпальницами часто соседствуют нураги, отдельно стоящие мегалиты-менгиры, или скопища мегалитов аллеи кромлехов. Некоторые вкопанные в землю камни имеют значение примитивных скульптур - изображают неизвестных нам богов, духов или предков мужского и женского пола. Иногда в качестве усыпальниц использовались сами нураги, в них тоже находят погребения. Правда, это относится уже к более позднему времени, когда вокруг башен стали образовываться деревни - тоже с каменными домами и за каменными стенами. Так башни с деревнями превращались в протогорода. Любопытная деталь: каменные улицы устремлялись к башням по запутанным маршрутам, позволяя оборонявшимся отойти под защиту цитадели. А иногда переходы были крытыми, оснащенными такими же плитами, что клались на «гробницы», разве что размером поменьше.

Ответ знает лишь вода

Сардиния с древности заселялась разными народами, которые, очевидно, не слишком стремились тут закрепиться. Остров был бы всем хорош, если бы не дефицит воды. Культ Богини-Матери, объединивший жителей Сардинии в III тысячелетии до нашей эры, был связан и с культом священных источников. По всему острову в то время было построено множество священных колодцев. Эти колодцы были связаны с лунным календарем, поскольку только в определенные лунные дни в них отражалось ночное светило. И, вероятно, жители острова проводили мистерии вблизи колодцев или даже внутри них. На это указывают лестницы, спускавшиеся к священным водам.

Погребальные обряды, совершавшиеся около усыпальниц, тоже невозможно было проводить без священного источника рядом. Так они и соседствовали - усыпальницы, выстроенные в виде бычьей головы с загнутыми вперед рогами (та самая форма полукруга), стремящиеся к небу менгиры или башни-нураги и священные колодцы, владения Богини-Матери.

Когда умирал племенной вождь, жрецы несколько ночей жгли костры у «гробниц гигантов». Также они совершали священные омовения, а потом опаивали дурманящими отварами нового кандидата в правители и отправляли его «принимать дух» умершего вождя. Обычно это был мальчик, поскольку именно в юное тело должен был переселиться дух предка, чтобы жить долго и править мудро. Мальчик проводил в гробнице столько времени, сколько требовал обряд. И никто его не беспокоил. Только потом жрец входил и проверял, жив ли кандидат. Многие не выживали. Их кости оставались там же, рядом с мертвым вождем. А выжившего купали в священных водах и отправляли править своим народом. Только вот каким народом? Археологи разводят руками. Ответ знает лишь вода.

Потерянные предки

Нурагическая эпоха кончилась с приходом на остров финикийцев, примерно в VII веке до нашей эры. К этому времени жители острова успели освоить цветную металлургию, благо на Сардинии нашлись залежи меди, свинца, серебра. А когда появилось привозное олово - научились работать с бронзой.

Сардинцы торговали бронзовыми и медными изделиями со всем окрестным миром. С одной стороны, это было хорошо и избавляло остров от изоляции. С другой - об искусных мастерах узнали соседи, в том числе финикийцы. И последние - мореплаватели, торговцы и завоеватели - не оставили жителям Сардинии ни единого шанса на счастливое будущее.

Что случилось с островитянами? Неизвестно. Но вдруг они перестали строить «гробницы гигантов» и башни-нураги. Скорее всего, сменился этнический состав островитян. И те, кто сегодня живет на Сардинии, не имеют никакого отношения к сардинцам древних времен. Те, древние, - ушли или погибли. Удивительно другое: каким-то образом небольшая часть древней культуры исчезнувшего народа дошла в обычаях и местных обрядах до наших дней.

Николай КОТОМКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая












Интересные сайты: