История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков




Колокол на дне

Всем известен шедевр русских мастеров - величественный Царь-колокол, украшающий сейчас территорию Московского Кремля. Однако это не самый крупный колокол, созданный человечеством. Еще в XV веке в далекой Азии был отлит исполин, превышавший российского конкурента по весу. Только вот увидеть его не так просто - он покоится на дне реки.

Колокола играли важную роль не только в христианстве, но и в других религиях. А потому их отливали не только в Европе и России, но и, например, в Азии, где многие буддийские храмы и монастыри украшены удивительными произведениями средневековых литейщиков. Самым впечатляющим изделием этого рода в азиатском мире и, судя по всему, вообще в истории человечества был Великий колокол Дхаммазеди, отлитый в 1484 году в государстве Хантавади.

Звезды говорят

Хантавади было средневековым государством, занимавшим часть территории современной Мьянмы в XIII-XVI веках. Довольно часто его называют Пегу (по названию столицы). Его населял народ монов, близких родственников более известных кхмеров. Моны были истовыми буддистами. И во второй половине XV века их государство стало настоящим духовным центром для всей Мьянмы. Здесь находились самые почитаемые храмы, и отсюда приходили самые новые веяния в развитии буддизма. Тем более что и правителем Хантавади в это время стал бывший монах по имени Дхаммазеди.

Стремясь упорядочить управление государством, около 1480 года Дхаммазеди приказал провести перепись населения. Предприимчивые чиновники решили использовать это событие как повод для дополнительного сбора налогов. Когда известия об этом дошли до правителя, он были сильно разгневан, так как обирать народ в его планы не входило. Стремясь загладить свою вину и сохранить головы на плечах, проворовавшиеся чиновники срочно придумали историю, что собранные деньги они планировали потратить исключительно на благородное дело. А именно - изготовить колокол для одного из буддийских храмов.

Перед этой идеей бывший монах Дхаммазеди устоять не смог. Однако он решил отлить не просто обычное ритуальное украшение, а создать самый большой колокол из всех когда-либо известных. Приготовления к началу отливки были настолько серьезными, что заняли несколько лет. Все было готово лишь к 1484 году.

Но, когда мастера-литейщики только-только приступили к работе, в дело вмешался придворный астролог. Он посоветовал королю еще раз перенести дату старта на более позднее время. По его словам выходило, что работа не должна начинаться под неблагоприятным влиянием созвездия Дракона (на юго-востоке его называли созвездием Крокодила), иначе новый колокол не сможет издать ни звука. Дхаммазеди внял предупреждению астролога. Однако, как свидетельствуют монские летописи, когда колокол, в конце концов, был отлит и повешен на место, его первый звук оказался довольно неприятным для уха. Суеверные люди сочли, что это произошло именно из-за того, что литейщики все же начали работать в неправильное время.

Неизвестные письмена

Пагода Шведагон

О размерах Великого колокола Дхаммазеди средневековые источники сообщают следующее. Он был отлит из 180 тысяч виссов металла, что в переводе на привычные для нас меры веса составляет 294 тонны. Для сравнения - Царь-колокол весит 202 тонны. По высоте оба колокола примерно одинаковы - чуть больше 6 метров. А вот диаметр Царь-колокола у основания больше, чем у юго-восточного «родственника», - 6,6 против 3,6 метра. Это объясняется тем, что буддийские колокола имеют несколько другую форму, более ровную. У них нет широкой «юбки» внизу.

Отливали Великий колокол из специального сплава, состоявшего из золота, серебра, меди и олова. Поверхность была инкрустирована изумрудами и сапфирами. Зрелище, судя по всему, было просто потрясающим.

Разместили новое сокровище в самой почитаемой буддистами пагоде Мьянмы, которая называется Шведагон и расположена в нынешней столице этого государства Янгоне. Здесь хранились реликвии четырех великих праведников, достигших состояния Будды: посох Какусандхи, ситечко для воды Конагаманы, часть одежды Кассапы и восемь волос Гаутамы. Так что Великий колокол попал в достойную компанию.

В XVI веке об этом чуде Юго-Восточной Азии узнали и европейцы. Венецианский путешественник Гаспаро Бальби подробно описал колокол в своем дневнике. В частности, он писал следующее: «В зале находился очень большой колокол, который мы измерили, и обнаружили, что он имеет семь шагов и три ширины руки в окружности, и что весь он от верха до низа покрыт письменами так плотно, что они налезают друг на друга; они очень хорошо видны, но нет ни одного народа, который мог бы их прочесть, даже сам народ Пегу не помнит, ни что там написано, ни что там изображено».

Что за письмена имеет в виду Бальби и кто мог их нанести на колокол, до сих пор остается неясным, так как их изображений не сохранилось.

С глаз долой

Судьба Великого колокола Дхаммазеди сделала трагический поворот после того, как в Мьянме стали активно действовать европейцы. Главным образом это были португальцы, которые были заинтересованы в поставках ценной древесины из этого региона.

Одним из прибывших из Европы в конце XVI века авантюристов был и моряк Филипе де Бриту-э-Никоте. Изначально он поступил на службу в качестве обычного наемника к Миньязату - правителю царства Мьяу-У, которое было традиционным соперником Хантавади. Очень быстро Филипе сколотил из португальцев и местных жителей довольно большое войско, с которым принялся за покорение юга Мьянмы. Захватив там важный порт Сириам, он стал фактическим правителем окрестных земель, а затем приступил к покорению всех соседних государств.

Радость Миньязату была недолгой - вскоре наглый португалец объявил о независимости всех захваченных им земель, а войско, посланное против него, разбил. Его права были подтверждены Португалией, которой был нужен свой человек на этих берегах.

Теперь главным противником Бриту-э-Никоте стало именно государство Хантавади. Даже его официальная должность по-португальски звучала как «генерал вооруженных сил, сражающихся с Пегу». Серьезного сопротивления моны оказать ему не смогли. Армия наемников уверенно продвигалась вглубь страны, грабя и убивая всех на своем пути. При этом они, разумеется, изображали из себя миссионеров, несущих «дикарям» свет католицизма. А потому с особым рвением они грабили именно буддийские пагоды. Не минула эта участь и пагоды Шведагон.

В 1608 году люди Бриту-э-Никоте сняли Великий колокол Дхаммазеди и решили перевезти его в Сириам, а там переплавить на пушки. Задача была непростой. Сначала гигантский колокол сплавили на плоту по ручью Пасундаунг. Затем до реки Пегу его тащили слоны. Далее по сети рек его предполагалось снова транспортировать на плоту, привязанномe к флагманскому кораблю флота наемников.

Однако похитители колокола не рассчитали нагрузки. В месте впадения реки Пагу в реку Янгон плот развалился, и 294-тонная махина пошла на дно. Удержать ее не было никакой возможности. Более того - следом за колоколом на дно отправился и корабль, к которому был привязан плот. Существует ничем не подтвержденное предположение, что плот развалился не сам по себе, а в результате диверсии рабочих, которые не хотели отдавать буддийскую реликвию на переплавку.

Дальнейшая судьба Бриту-э-Никоте была несчастливой - в 1613 году он потерпел поражение от объединенного бирманского войска и был казнен. Но причиненный им вред исправить было уже невозможно. Как невозможно было поднять Великий колокол со дна реки, используя средневековые технологии.

Колокол ушел в придонный слой ила, после чего его постепенно стало заносить сверху. Рассказывают, что его можно было разглядеть на дне вплоть до конца XIX века, однако со временем он полностью скрылся под несколькими метрами отложений. Примерный участок, где он лежит, известен, однако найти колокол в мутной воде чрезвычайно трудно. Тем более в месте слияния рек произошло несколько кораблекрушений, и это дополнительно затрудняет поиски.

В 2014 году власти Мьянмы отчитались, что за последние 25 лет было предпринято семь попыток найти Великий колокол Дхаммазеди, но ни одна не увенчалась успехом.

Виктор БАНЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Невероятные артефакты