Ассирийцы — дети земли Ашшура

Автор: Maks Ноя 3, 2018

Этот народ — один из древнейших на нашей планете. Семнадцать столетий великое Ассирийское царство наводило ужас на многие страны Древнего мира. С VII века до нашей эры империя ассирийцев перестала существовать, и с тех пор те, кого называли ещё сирийцами, айсорами или назран, не имеют своего государства. Однако потомки их по сей день хранят традиции прошлых поколений везде, где бы ни жили.

Семьсот лет войны

Огромное Ассирийское царство возникло из небольшой «алум Ашшур» (в переводе с арамейского — «город» или «община Ашшур») на севере Месопотамии. Спустя несколько столетий мирного существования ассирийцы принялись понемногу наступать на территории своих соседей, и эти успешные кампании не только добавляли Ашшуру земель, но также изрядно поднимали патриотический дух населения.

К VIII веку до нашей эры ассирийская армия представляла собой грозную силу, пополняемую регулярным призывом, с однотипной экипировкой и строгим делением по званиям и родам войск. В результате военных побед территория Ассирийского царства необычайно разрослась: в период расцвета оно включало земли современных Ирана, Ирака, Египта, Израиля и Сирии. Цари Ассирии не знали снисхождения к покорённым народам, завоёванные территории безжалостно разграблялись, выжигались дотла, оттуда везли множество пленников. Рассказывают, что рабы в Ассирии в то время стоили ничтожно мало — солдаты легко отдавали их за еду и выпивку в кабаках. А поскольку в нескончаемых битвах царство черпало богатства и рабочую силу, Ассирия непрерывно воевала без малого семь столетий.

Сады Семирамиды и Всемирный потоп

Однако было бы неверно считать Ассирию государством, занятым одной только войной. Прославленный победами царь Тиглатпаласар I, который, по его собственному признанию, не имел соперников в бою и покорил «42 страны с их царями», был ещё и заботливым хозяином своих земель. Он возводил дворцы и храмы, с завоёванных территории вёз в «земли Ашшуровы» редкие деревья и кустарники, которые украшали сады и парки его родины, строил дороги и до краёв наполнял зерном государственные хранилища. Не менее знаменит другой царь по имени Ашшурбанапал — он оставил потомкам библиотеку из 30 000 глиняных табличек с законодательными актами, историческими трудами, записками путешественников, лекарскими справочниками и даже словарями иностранных слов.

История и мифология Ассирии так богаты, что из них беззастенчиво заимствовались многие сюжеты. Например, записанная греками история о висячих садах Семирамиды — не более чем легенда. Царица со схожим именем — Шаммурамат — действительно правила в начале IX века до нашей эры ассирийскими землями, и вполне возможно, что она отдала приказ об устройстве прекрасных садов. А в Ветхом Завете можно обнаружить легенду о Всемирном потопе, также имеющую ассирийские корни. Предание рассказывает о гневе богов, решивших погубить чрезмерно расплодившихся людей. Но бог воды Эа решил дать шанс на спасение доброму и благочестивому Утнапиштиму и посоветовал смертному построить ковчег. Тот последовал совету, выжил сам и спас домочадцев, слуг и животных.

Тысячелетия без дома

Современные ассирийцыКак ни велика и могущественна была Ассирийская империя, просуществовала она лишь до VII века до нашей эры, а затем распалась под ударами мидийцев и вавилонян. С тех пор ассирийцы жили на территории Арабского халифата, позже — в составе Османской империи и Персии. Только в конце XIX столетия, по условиям русско-персидского мирного договора, христиане Персии (к которым как раз и относились ассирийцы) смогли перебраться на жительство в Российскую империю. К началу XX века айсорские (другое название ассирийцев) диаспоры проживали по всей России, включая Санкт-Петербург и Москву. Они вполне обустроились на новом месте, однако мировое сообщество не оставляло попыток восстановления ассирийской государственности. На Парижской мирной конференции, подводившей итоги Первой мировой войны, возник проект создания «новой Ассирии», подобно тому, как позже был создан Израиль. К сожалению или к счастью, но проект остался на бумаге, так же, как и позднейшие предложения поселить айсоров в Африке или Южной Америке.

Если верить статистике, сегодня в мире проживает примерно четыре миллиона ассирийцев. Айсорские общины можно найти в Иране, Ираке, Сирии, Турции, Грузии, Армении, России, США и некоторых других странах. Сохранять национальную идентичность им помогает общее вероисповедание (христианство, в основном несторианского толка) и то, что они до сих пор говорят на одном общем языке — новоарамейском, родственном тому, на котором некогда проповедовал Иисус Христос.

От магии к вере и обратно

Как уже упоминалось, абсолютное большинство ассирийцев — христиане. Старинное предание рассказывает о том, как они перестали поклоняться древним языческим богам. Один из царей, по имени Авгар, однажды заболел проказой и очень страдал от этого ужасного недуга. Он попросил Иисуса излечить его, но тот был занят проповедями среди иудейского народа и не смог прибыть к Авгару лично. Узнав об этом, царские слуги нарисовали портрет Христа. И стоило Авгару взглянуть на изображение Сына Божьего, как он чудесным образом исцелился. После выздоровления государя, как гласит легенда, его подданные приняли Христову веру и уже не изменяли ей. Правда, ассирийцы привнесли в христианство некоторые специфические черты. Например, в их языке нет понятия «Богородица», вместо этого мать Иисуса именуют Март Маркам (с арамейского — «госпожа Мария»). Видимо, в результате долгого сосуществования с мусульманским миром (где запрещено изображение человека) в храмах могут отсутствовать иконы, а на кресте не увидишь распятого Христа. В остальном же ассирийцы соблюдают традиции христианского богослужения.

Интересно, что наряду с христианской верой в айсорских общинах сохранились и магические обычаи, зародившиеся в глубокой древности. Наиболее уважаемые старейшины берегут как зеницу ока Харашута — небольшие книжки с записями по оккультным практикам — и прибегают к ним в случае, когда ничто другое ассирийцу помочь уже не может. Рассказывают, что заклинания и обряды, описанные в Харашута, записывали когда-то клинописью на глиняных табличках жрецы царства Ашшура, и некоторые из них могут якобы до неузнаваемости изменить привычный нам мир.

Необычайно популярны среди ассирийцев бусы голубого цвета, которые считаются наилучшей защитой от сглаза и разнообразной порчи. Их надевают на маленьких детей, невест и даже на домашних животных. А для того чтобы узнать судьбу человека, ассирийцы применяют старинное нумерологическое гадание. Каждой букве алфавита в нём соответствует определённое число. Если сложить значения букв, составляющих имя, а затем разделить сумму на тайное магическое число, можно многое узнать о том, что ожидает гадающего в ближайшем и отдалённом будущем.

Заходите к нам на шару!

Кроме общей религии и языка, значимую роль в сохранении ассирийцами своих традиций играет ежедневная бытовая жизнь их общины. Патриархальные айсорские сообщества сохранили собственный кодекс чести, и туда входят постулаты, часть которых, к сожалению, утратила прежнюю ценность в современном мире. Достойным человеком в среде ассирийцев считается тот, кто способен совершить смелый поступок, особенно ради общей пользы. Не меньше ценится умение говорить правду, даже там, где её придётся отстаивать. Одновременно предписывается избегать сплетен и пустой болтовни, быть щедрым, уважать женщин и стариков. Те, кто обладает этими качествами, пользуются внутри общины авторитетом.

Семьи ассирийцев, так же как и общины, всегда придерживались патриархальных правил. Мужчина — добытчик и глава семейства, женщина — хранительница очага. До недавнего времени ассирийки, вынужденные работать, считались женщинами с тяжёлой судьбой: ведь это означало, что о бедняжках некому позаботиться, даже из числа дальних родственников.

С давних пор хранят айсоры и законы гостеприимства, причём касаются они как хозяев, так и гостей. «Вместе с гостем в дом входят счастье и радость», — гласит старинная пословица. Поэтому хозяин должен принимать посетителя так, словно его приход — счастливое событие, обязан проявить щедрость и приветливость. Есть правила и для гостей: они должны соблюдать умеренность в еде и питьё, ни в коем случае не вторгаться в дела хозяев и не слишком засиживаться во время визитов. Особенно широко отмечают ассирийцы народные и религиозные торжества — шары (с арамейского — «праздник»). В такие дни принято зазывать в дом и до отвала кормить всякого, будь это даже незнакомый человек. Именно от слова «шара» произошло известное всем выражение «угоститься на шару» (то есть даром).

Обитатели ассирийских общин от мала до велика делают всё возможное, чтобы традиции их предков не просто не ушли в небытие, но возродились полностью и стали надёжной опорой для будущих поколений.

Екатерина КРАВЦОВА

, , , , , ,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,608 сек. Потребление памяти:34.31 mb