Автобус космического уровня

Автор: Maks Янв 30, 2019

Сегодня о технике советского производства говорят с иронической ухмылкой — дескать, «фобы», «пылесосы», «катафалки». А это чистой воды снобизм, поскольку в СССР было немало отличного транспорта. Одно из первых мест можно смело отдать ЛАЗу — львовскому автобусу, который в начале 1960-х годов ничем не уступал лучшим европейским образцам…

Советский Союз был самой большой страной в мире. Для подобных расстояний требовался надежный и комфортабельный транспорт. Но с этим в СССР всегда были проблемы —  мешали то международная изоляция, то тяжелейшая война с Гитлером. Но в середине 1950-х в СССР случился настоящий прорыв.

По лекалам «Мерседеса»

Самое интересное то, что Львовский автобусный завод создавался еще тогда, когда нацистская Германия даже не была повержена, — 13 апреля 1945 года. Можно представить градус самоуверенности советской власти, которая решила создать автобусный завод мало того что в момент ведения боевых действий, но еще и на территории бывшей Западной Украины.

А ведь Львовская область, да и вообще вся Западная Украина до середины 1950-х годов была «условно нашей» — там постреливали, убивали активистов, захватывали села и периодически объявляли о возвращении прежней власти. Но Сталину, вероятно, было видней, потому что именно по его личному указанию во Львове, самом западном на тот момент городе СССР, создали автобусный завод. Правда, поначалу он специализировался на выпуске погрузчиков. В 1951 году Совнарком поставил перед заводом задачу — наладить сборку трех тысяч кранов АК-32, выпускаемых до этого в Днепропетровске, электромобильных фургонов и двух тысяч автобусов модели ЗИС-155. Они успешно с этим справились, и в 1955 году заводу дали новое задание: изготовить автобус средней вместимости, отвечающий реалиям советских условий производства и эксплуатации. К этому времени нечто подобное изготавливал ЗИС — будущий ЗИЛ, который выпускал автобус ЗИС-155. Но, вероятно, внутреннее чутье «отца народов» подсказало, что в таком европейском городе, как Львов, эстетически близком к модным тенденциям зарубежья, автобус выйдет всем на загляденье. И в самом деле, такой автобус был создан очень быстро. Но, разумеется, не с нуля. А на базе уже существующих зарубежных аналогов: «Мерседеса», «Магируса» и «Неоплана».

Лучший на полвека

ЛАЗ -695В середине 1950-х годов на Львовском автобусном заводе появилась команда молодых и дерзких конструкторов, вдохновителем которых был известный специалист Виктор Осепчугов. Ранее работавший на Ярославском автозаводе, он прибыл во Львов и сумел заразить своих соратников большой мечтой. Поэтому, получив задание сконструировать новый автобус, конструкторы попросили предоставить им «живые» образцы лучших на тот момент международных автобусов. Им привезли «Мерседес Бенц 321», западногерманский «Магирус TR 120» и немецкий «Неоплан».

Их изучили, испытали, рассмотрели с точки зрения технологий производства, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при проектировании стала конструкция автобуса «Мерседес Бенц 321». А внешние стилистические решения были подсмотрены у немецкого «Магируса».

Но множество новых решений было предложено и самой командой. Внешне автобус был сделан в модном тогда аэрокосмическом стиле с огромной площадью панорамного остекления с узкими переплетами. Новые советские автобусы с успехом экспонировались на международных выставках в Марселе и Женеве. Потом его несколько раз модернизировали, и ЛАЗ-695Н, выпускаемый с 1974 года, получился настолько удачным, что его выпускали вплоть до 2002 года.

Но уже с первых выпусков ЛАЗ-695 был настолько современен, что его стали заказывать для самых разнообразных нужд. Так, на нем долгое время перевозили космонавтов — Юрий Гагарин ехал на первый в истории старт именно на ЛАЗе. Именно ЛАЗ-695 с небольшими доработками возил гостей Фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Автобус стал рекордсменом — его выпускали в течение 46 лет (ближайший конкурент — Ikarus 250 — выпускался только 28 лет). А на момент своего появления ЛАЗ считался одним из самых красивых автобусов в мире.

Игорь РОДИОНОВ



  Рубрика: Люди и вещи



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,191 сек. Потребление памяти:7.82 mb