Бабьи именины

Автор: Maks Сен 25, 2018

В тридцатый день сентября наступает время вспомнить о покровительницах всего женского рода — святых Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. София и три её дочери проявили неслыханную твёрдость во времена гонений на христианство и отказались отречься от веры даже перед лицом смерти.

Мученицы за веру

Эта история произошла во II веке в Риме, в годы правления императора Адриана. Правитель империи был известен далеко за её пределами своей непримиримостью к тем, кто исповедует Христову веру. В то время рассказы о Сыне Божьем грозили проповедникам пытками и смертью. Но все же находились те, кто не боялся гонений.

Среди таких была благочестивая христианка по имени София (в переводе с греческого — «премудрость»), мать трёх дочерей. Она назвала девочек в честь важнейших добродетелей — Вера, Надежда и Любовь — и воспитывала в праведности и любви ко Христу. Дочери Софии росли умницами, красавицами и настоящим украшением христианской общины.

Однажды слух об этом семействе дошёл до императора, и он пожелал видеть праведниц. София и её дочери знали, что во дворце Адриана их ожидает тяжкое испытание, и по пути туда молились Господу, просили придать им мужества и стойкости. Легенда гласит, что Спаситель услышал их мольбу: представ перед грозным императором, мать и девочки были так спокойны, словно им предстояло участие в празднике, а не страшные истязания.

Адриан велел приводить к себе девочек поочерёдно, рассчитывая, что, лишённые поддержки близких, они ослабнут духом. Каждой он приказывал поклониться языческой богине Артемиде и признать торжество язычества над верой Христа. Вера, Надежда и Любовь отказывались склониться перед языческим идолом, не выказывая при этом никакого страха.

Тогда разгневанный Адриан распорядился пытать непокорных дочерей Софии, чтобы заставить отказаться от Христа. Но как ни терзали девочек, они лишь славили Господа. Софию не подвергали физическим пыткам, но она перенесла тяжелейшее для матери страдание — смотрела на мучения дочерей, которым после всех истязаний отсекли головы.

Император позволил несчастной матери забрать тела своих детей. София перевезла их на высокий холм за городом, предала земле, три дня молилась на могиле дочерей, а затем сама скончалась, не переставая призывать Христа. Братья по общине похоронили праведную Софию рядом с дочками, и с тех пор могила мучениц стала местом паломничества христиан.

Путешествия святых мощей

Вера, Надежда, ЛюбовьЗа следующие столетия святым мощам Веры, Надежды, Любови и матери их Софии неоднократно пришлось переезжать с места на место. По приказу папы римского в VIII веке одну часть мощей перенесли в только что построенный храм святого Сильвестра, а другую передали в дар обители святой Иулиании, что находилась в городе Брешии. Однако не прошло и десятилетия, как по просьбе страсбургского епископа Ремигия мощи мучениц перенесли в женский монастырь Святого Трофима в небольшом местечке Эшо. Святые пользовались таким уважением христиан, что Эшо вскоре сделалось паломническим центром, куда стекались верующие со всей Европы. Для желающих поклониться могиле Софии и её дочерей даже пришлось отстроить большую гостиницу.

К несчастью, Великая французская революция уничтожила обитель в Эшо. Монастырское хозяйство полностью разорили, храм продали на аукционе (покупатели приспособили его под трактир), а мощи святых мучениц бесследно исчезли. Существует версия, что, спасая реликвию от революционных солдат, монахини укрыли её на монастырском погосте.

Видимо, там мощи и покоятся по сей день, но точное место их захоронения неизвестно. Лишь в конце XIX столетия руины монастыря признали памятником истории и понемногу начали его восстанавливать. Затем оказалось, что в Риме сохранились частицы мощей святой Софии, и две из них привезли в Эшо. Одну из частиц положили в гробницу, где пребывали мощи святых до их исчезновения, а другую поместили в реликварий вместе с частью животворящего креста Господнего.

В день поминовения святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии православные верующие отправляются в храм, чтобы поклониться иконе мучениц и попросить помощи в мирских делах. Молитвы этим святым помогают в достижении семейного мира и любви, женщины просят о рождении здорового потомства и об избавлении от женских недугов. Кроме того, София и её дочери укрепляют христиан на пути добродетели, утверждают в их душах веру, надежду и любовь.

«Слезный» ритуал

На Руси день Веры, Надежды, Любови и Софии получил название Всесветные бабьи именины. Наряду с именинницами, носящими имена святых, 30 сентября стали праздновать все представительницы прекрасного пола. Мужчины традиционно освобождали их от всяких работ, дарили венки из поздних цветов, обновки и лакомства. Именинниц полагалось до отвала накормить пирогами и одарить ладанками или иконами с изображением Софии и её дочерей. Девочки, родившиеся в последний сентябрьский день, считались наделёнными особой женской мудростью, способными создать в доме уют и при любых обстоятельствах сохранять в семье любовь и согласие. Интересно, что появившиеся в «женский» день на свет мальчики, напротив, отличались эгоистичным и вздорным нравом.

Но, как ни удивительно, утром праздничного дня со всех крестьянских дворов доносились громкие и отчаянные женские рыдания, именуемые отцами и мужьями «вселенской бабьей вытью». Имеющая явный языческий оттенок традиция призвана была вспомнить страдания святой Софии, оплакивавшей тяжкую участь своих дочерей. Всякой бабе следовало плакать и причитать по своей несчастной доле даже в том случае, если на самом деле жила она вполне благополучно. В крайнем случае, если оплакивать было совсем уж нечего, можно было погоревать о родных и близких до десятого колена. Строго соблюдаемый «слезный» ритуал должен был послужить своеобразной защитой семье, на ближайший год оградить домочадцев от бед и недугов.

Девицы же 30 сентября стригли волосы и ногти, тоже с громким плачем, чтобы в будущем больше смеяться и радоваться жизни.

Для молодёжи в деревнях в праздничный вечер затевались так называемые «сельские святцы». На вечорках можно было показать себя сверстникам с наилучшей стороны, а заодно присмотреться, не придётся ли кто по сердцу. Те же, кто уже высмотрел себе суженого или суженую, загадывали, чтобы чувство их было взаимным, чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула». И верили, что загаданное непременно сбудется.

А замужние женщины ради лада в доме покупали в храме три свечи, две из которых зажигали в церкви перед Христовым ликом, а одну несли домой. С наступлением полуночи каждая хозяйка ставила на стол свежий хлеб, в центр его помещала свечку, зажигала её и сорок раз повторяла над ней заговор, чтобы зло из дома уходило навсегда, а добро и любовь прибывали с каждым днём. Утром нужно было накормить «заговорённым» караваем членов семьи (но ни в коем случае не давать ни крошки никому из посторонних), а все, что останется от трапезы, раскрошить для домашней птицы.

Осенняя магия

Некоторые традиции праздника уже устарели — вряд ли современная женщина с должным мастерством сможет долго причитать над своей судьбой. Другие обряды дня святой Софии и её дочерей сегодня вполне годятся для проведения.

Например, последний день сентября считается в оккультных кругах особенно подходящим для снятия сглаза, порчи и для чтения заговоров от всяких неприятностей. Чтобы меньше лить слезы, следует набрать в миску родниковой воды, добавить в неё немного воды святой, встать с миской у окна и сказать: «Растёт в лесу дремучем ива плакучая, к ней я пошла, все свои слезыньки отдала. Пусть их стережёт, ко мне не пускает, я за то её отблагодарю, подарочком одарю». Затем водой нужно трижды умыться, остатки вылить под корни ближайшего ивового дерева, а на ветку ивы повязать ленту или небольшой платок.

Надо сказать, что ворожбой в этот день могут заниматься лишь женщины, мужчина же, взявшийся ворожить, рискует навлечь на себя беду. Женщине, наоборот, полезно в праздник «пытать судьбу». Чтобы выяснить, будет ли жизнь сытой, она должна вечером выложить на блюдо и поставить на стол свежеиспечённый пирог. Нож следует обмакнуть в святую воду, протереть чистой салфеткой и воткнуть в центр пирога. После этого гадающая должна лечь спать, а утром проверить, что случилось с ножом. Если он по-прежнему стоит ровно — благополучие останется на прежнем уровне. Если наклонился к выходу из дома — деньги будут утекать неведомо куда. Если же нож клонится в сторону окна — денежная прибыль не за горами.

Верными считаются и погодные приметы этого осеннего дня. Дождливая погода означает скорое потепление и раннюю весну в будущем году. А сухой денёк обещает поздний приход зимы. Улетающие в тёплые края журавли предупреждают о наступлении морозов не позднее Покрова (14 октября). А две радуги, одновременно возникшие в небе, могут порадовать грибников — исход «тихой охоты» обязательно будет удачным и грибные урожаи — изобильными.

Анна НОВГОРОДЦЕВА

, , , , ,   Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:62. Время генерации:0,497 сек. Потребление памяти:33.91 mb