Берлинский мечтатель

Автор: Maks Фев 27, 2018

Это был талантливый человек, наполненный массой идей и разносторонних интересов. Аквалангист и пилот-любитель, автор научно-популярных статей и книг, фантастических рассказов и сценариев (некоторые из которых совместно с Уолтом Диснеем). Но в историю Вернер фон Браун вошел прежде всего как гениальный инженер-ракетчик.

На тихом кладбище Айви-Хилл городка Александрия, расположенного вблизи американской столицы, в тени деревьев можно увидеть небольшую металлическую пластину с надписью «Вернер фон Браун. 1912-1977» без каких-либо титулов, званий и степеней. Только изображенный ниже силуэт ракеты, в очертании которой посвященный без труда узнает знаменитый «Сатурн-5», напомнит о том, что здесь покоится прах одного из тех, кто прокладывал дорогу к звездам.

Как полететь на Луну?

Вернер фон Браун родился 23 марта 1912 года в принадлежащем ныне Польше городке Вирзиц, в знатной семье. Папа — барон, будущий министр в правительстве Веймарской республики. Родословная матери восходила к королевским семействам. Именно мама подарила юному Вернеру первый телескоп.

Этот подарок стал первым позывом к увлечению астрономией.

В Берлине, куда семья Браун перебралась после Первой мировой войны, стремление к звездам дополнилось интересом к реактивному движению. В то же время Вернер неплохо рисовал, любил музыку, пытался сочинять ее сам и даже подумывал о музыкальной карьере. Но любовь к технике пересилила. Как-то ему в руки попала книга Германа Оберта «Ракета для межпланетного пространства». После ее штудирования Вернер был захвачен идеей космических полетов. Автора книги, известного ученого и мыслителя, Вернер до конца своих дней почитал учителем.

Учась в Берлинском техническом университете, Браун присоединился к группе «Общество космических путешествий», где участвовал в испытаниях жидкостного ракетного двигателя. По окончании учебы в Берлине он продолжил свое образование в Швейцарии. Там произошла его встреча с Огюстом Пиккаром, одним из пионеров полетов в стратосферу. Вернер без обиняков заявил ему: «Я планирую когда-нибудь отправиться в полет на Луну». Пиккар ответил дружеской улыбкой и словами поддержки.

Браун уже работал над диссертацией, когда к власти пришли нацисты, которых очень интересовало все, что может стрелять, летать или делать что-либо еще для войны. Естественно, тема ракетостроения не могла не привлечь их внимание. Все работы в этой области были засекречены. Работать разрешалось только на войну. Никаких космических полетов и прочих глупостей! «Общество космических путешествий» прекратило существование уже в 1933 году.

В июле 1935-го Вернер получил докторскую степень за работу «Об опытах по горению». После завершения образования все знания и неукротимая энергия Брауна целиком отданы любимому делу — ракетостроению. Работы проводились в созданном в Пенемюнде исследовательском ракетном центре, руководителем которого и стал 25-летний ученый. Здесь были разработаны крылатая ракета «Фау-1», ракетные двигатели для боевых самолетов, сверхзвуковая зенитная ракета Wasserfall («Водопад») и другое новейшее вооружение.

Карьера нациста

Фон Браун сдётся в плен американцамВ 1937 году Браун вступил в нацистскую партию, а в мае 1940-го получил звание унтерштурмфюрера СС, поскольку все ракетостроение перешло под эгиду рейхсфюрера Гиммлера. Эти годы стали темным пятном на всей биографии Брауна. После войны он был вынужден оправдываться: «От меня официально потребовали вступить в НСДАП. Мой отказ означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни».

Вершиной работ ракетного центра стало создание первой баллистической ракеты дальнего действия «Фау-2» (Vergeltungswaffe — «оружие возмездия»). 7 июля 1943 года министр вооружений Альберт Шпеер пригласил Брауна в Ставку фюрера. Гитлеру был показан фильм, запечатлевший старт ракеты. Объем финансирования работ центра вырос вдвое, а сам Браун стал фаворитом фюрера.

Первая «Фау-2» нанесла удар по Парижу 7 сентября 1944 года. На следующий день был обстрелян Лондон. Затем атакам подверглись другие города Европы. Было изготовлено 6 тысяч этих ракет, 4200 из них были запущены, но только 2200 достигли цели.

В мемуарах Шпеер признавался, что поддержка проекта тяжелой ракеты была его самой большой ошибкой: «Надо было делать ставку на зенитную ракету, производство которой можно было начать еще в 1942 году, но для этого следовало сосредоточить все силы и средства на ее доводке. Эти относительно дешевые ракеты в сочетании с реактивными истребителями могли бы сорвать воздушное наступление на нашу промышленность… Когда же дело дошло до применения «Фау-2», обнаружилась почти полная неудача. Наш самый дорогой проект оказался и самым бессмысленным».

Действительно, как цинично подсчитали после войны, в результате запуска 4200 ракет (стоимостью по 120 тысяч марок каждая) погибло 2700 человек. То есть на одного человека потребовалось полторы ракеты или 180 тысяч марок. Нашлись и такие, кто утверждал, что Вернер фон Браун внес серьезный вклад в дело разгрома гитлеровской Германии, выкачав из ее бюджета огромные средства на свои ракеты, так и не оправдавшие надежд. Простой расчет показывает, что, не будь эти средства потрачены на 6 тысяч «Фау-2», немецкая армия могла бы получить лишние 900 «Тигров» или 8 тысяч истребителей.

Весной 1945 года Красная армия была всего в 150 километрах от Пенемюнде. Команде Брауна пришло время задуматься, как жить дальше. Более всего их страшила перспектива оказаться в советском плену. Кстати, задним числом можно сказать, что страхи Брауна были преувеличены. Некоторые его коллеги-ракетчики, а также немецкие инженеры-судостроители, авиастроители и физики-ядерщики оказались после войны в СССР не по своей воле. Их ждали напряженная работа по специальности, достойный быт и даже советские награды вплоть до Сталинской премии. Но весной 1945-го люди Брауна не могли этого знать. Поэтому с большими сложностями они покинули Пенемюнде. Добрались до Баварии, где 2 мая 1945 года сдались американцам.

Рука и плечо Брауна были в гипсе — следствие автомобильной аварии. Но и в таком виде он был ценнейшим трофеем. Тем более что вместе с Брауном сдавались его ближайшие коллеги, имевшие при себе большой объем технической документации.

Наперегонки с СССР

В сентябре 1945 года Браун уже был в США, где возглавил Службу проектирования армейского вооружения. Потом были работы в Хантсвилле, где разрабатывались баллистические ракеты серии «Юпитер» и спутники «Эксплорер». В 1955 году Вернер фон Браун стал гражданином США.

После первых советских спутников и полета Гагарина наметилось явное отставание США в космической гонке. Чтобы сохранить престиж великой державы, требовалось нечто неординарное. 12 сентября 1961 года президент Кеннеди поставил перед американской наукой и промышленностью, вероятно, самую амбициозную задачу — доставить человека на Луну. Так началась программа «Аполлон», которую возглавил Вернер фон Браун.

Созданный Брауном и его коллегами «Сатурн-5» точно по графику вывел на окололунную орбиту корабль «Аполлон-11». 21 июля 1969 года его командир Нил Армстронг первым из землян ступил на поверхность Луны. До 1972 года были осуществлены еще пять успешных лунных экспедиций. А в мае 1973 года тот же «Сатурн-5» поднял на орбиту 77-тонную космическую станцию «Скайлэб».

С интересом и ревностью следил Браун за успехами и неудачами советской космонавтики. Очень хотел познакомиться с таинственным советским главным конструктором. Но, по понятным причинам, Сергей Королев не участвовал в международных форумах, куда выезжал Вернер фон Браун.

В 1975 году NASA объявило о закрытии (или приостановке) лунной программы. Также был остановлен руководимый Брауном проект пилотируемого полета к Марсу, всегда остававшегося его «голубой мечтой». Браун покинул NASA, заместителем руководителя которого он был с 1972 года, совмещая это с должностью начальника Космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал. Проработав еще пару лет в фирмах, связанных с ракетно-космической индустрией, Браун отошел от активной деятельности. 16 июня 1977 года он умер.

Хоронили Брауна официально торжественно, но без пышности. Его заслуженная слава никем не оспаривалась, но как личность он всегда оставался в тени. Вероятно, сказывалось его нацистское прошлое. За 32 года жизни в США он так и не приобрел друзей. Но на базе его разработок и идей создавались первые поколения как американских, так и советских баллистических ракет.

Анатолий БУРОВЦЕВ,
Константин РИШЕС

  Рубрика: Военная тайна




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,940 сек. Потребление памяти:33.73 mb