Бесстыдники революции

Автор: Maks Янв 24, 2018

В середине 1920-х годов в СССР существовало общество «Долой стыд!». Его участники голыми выходили на улицу, ездили в общественном транспорте, являлись в кино, театры и столовые. Свое поведение они обосновывали равенством, провозглашенным Октябрьской революцией: среди обнаженных тел только и возможно социальное равенство. Но подобные идеи в СССР не прижились.

Эксперименты с обнажением на публике в Советской России начались сразу после революции. Известная в те годы танцовщица Ида Рубинштейн выходила на сцену голой. Игнорировал одежду и эксцентричный поэт Гольцшмидт, вдобавок раскрашивая себя в коричневый цвет — под негра. Эти и подобные факты имели идеологическое обоснование.

Как стереть грань

Провозглашенное Октябрьской революцией социальное равенство, по мнению некоторых, достигалось снятием одежды, которая, как правило, и отличает богатых от бедных. Впрочем, в тот период случаи публичного обнажения были единичными. У красных они считались курьезами, спровоцированными революционным романтизмом, у белых вызывали злую иронию. Появление у большевиков голых последние в шутку объясняли обнищанием народа.

Долой стыдОтносительно массовым публичный нудизм стал в 1920-е годы. С 1922 года в Москве проводились вечера Обнаженного тела. А в 1924 году было создано общество «Долой стыд!». Тогда тысячи людей обоих полов и самого разного возраста провозгласили себя свободными от «буржуазных предрассудков» и отказались носить одежду. Точнее, заменили ее повешенной через плечо лентой с названием своей организации. Отделения «Долой стыд!» возникли в Харькове, Ростове, Севастополе, Краснодаре, Минеральных Водах и многих других городах. Черноморское побережье, берега рек, пляжи — везде царствовала обнаженная натура.

Центром движения была Москва. Здесь проходили многолюдные демонстрации «бесстыжих». Демонстранты призывали москвичей следовать их примеру. Тех же, кто не разделял предложенных взглядов, клеймили как «рабов буржуйской отсталости» и «предателей классовой борьбы». Вот как описывал одну из демонстраций нудистов работавший в Москве немецкий журналист Кникерборгер: «»Бесстыжие» промаршировали, остановились на площади, и один из самых горластых из них обратился с горячей речью к толпе. Стыд, заявил он, есть самый худший бич, доставшийся от царской эпохи. Кто, спрашивал он, не страдал от чувства скромности? Кто не съеживался от страха, подвергая свое тело случайному пристальному взгляду публики? Мы, кричал он, уничтожили это чувство в нас! Посмотрите на нас, призывал он, и увидьте свободных мужчин и женщин, истинных пролетариев, сбросивших оковы символов буржуазных предрассудков. В этот момент отряд разозленных, полностью одетых молодых людей, закричавших: «Дурак!» атаковал собрание и разогнал его».

Несмотря на неоднозначное отношение горожан, в Москве процветали «бесстыжие» пляжи. Один из них находился недалеко от Ленинских гор. Немецкий журналист побывал и там: «Все воспринимали происходящее вокруг как должное. Только один раз спокойствие толпы было нарушено. Из кустов появился застенчивый молодой человек в плавательном костюме. Через мгновение он был окружен гикающими подростками и, оттесненный назад, через время появился обнаженным и, не привлекая ничьего внимания, пошел спокойно плавать. Другая группа молодых людей соревнуется в 100-метровом забеге. У них также есть группа случайных наблюдательниц, но женщины были одеты. На другой стороне группа девушек играет в ручной мяч. Они обнажены. Никого из наблюдателей-мужчин нет ближе 50 ярдов. Ниже, в реке, несколько сот женщин всех возрастов плавают, плещутся или просто беседуют, стоя по колено в воде».

Советские «бесстыжие» отправляли многочисленные делегации на международные нудистские форумы. Отметились они и в пацифистском движении. Военным всех стран было предложено упразднить в армиях униформу, мол, тогда солдаты не смогут отличить своих от врагов и войны станут невозможны.

Наркомздрав против

Позиция властей в отношении «бесстыжих» была двойственной. Совет народных комиссаров поручил Наркомздраву разобраться с этим вопросом. Медики похвалили нудистов за то, что те обратили внимание на пользу для кожи воздуха и солнечного света, но так как городские улицы переполнены пылью и бактериями, появляться на них без одежды не рекомендовали. Не стоило этого делать и во избежание «столпотворений». Нарком здравоохранения Николай Семашко пояснял: «В тот момент, в который мы живём, когда ещё не изжиты такие капиталистические уродства, как проституция, хулиганство, обнажение содействует не нравственности, а безнравственности…»

К борьбе с нудистами подключили прессу, поначалу симпатизировавшую движению. Центральные газеты и журналы начали потешаться над «бесстыжими», печатая анекдоты: «Женщина в магазине с возмущением обращается к продавцу:

— Как вам не стыдно так обвешивать?!

— Я, гражданка, член общества «Долой стыд!»»

Свое слово сказали и лидеры правящей партии. В конце 1925 года на XIV съезде ВКП(б) движение «Долой стыд!» приводилось как пример половой распущенности молодежи вообще и комсомольцев в частности.

В провинции власть зачастую не дожидалась директив из центра и действовала весьма радикально. К примеру, в Алуште «не вызванное гигиеническими потребностями публичное и откровенное обнажение тела, а также всякого рода безнравственные демонстрации» были запрещены еще летом 1924 года.

Несмотря на все это, во многих пионерских лагерях дети еще долго купались полностью обнаженными. А журнал «Мурзилка» охотно публиковал соответствующие фотографии.

Под сенью классиков

Создавая свое движение, «бесстыжие» во многом наивно, примитивно, но ориентировались на мысли классиков марксизма о новых отношениях между мужчиной и женщиной. В частности, на мысли Карла Маркса из «Немецкой идеологии»: «Само собой разумеется, упразднение раздельного хозяйства неотделимо от упразднения семьи». На данную тему писал и Фридрих Энгельс. Рассуждая о новом обществе, он отмечал: «Отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться. Это возможно благодаря устранению частной собственности и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью, — зависимость жены от мужа и детей от родителей». Вдохновляла «бесстыжих» и поддержка некоторых видных большевиков, привыкших в эмиграции к европейской раскованности.

Движение «Долой стыд!» базировалось на относительной общественно-политической свободе, существовавшей в СССР в период НЭПа. На этой же почве тогда взросли многие литературные, художественные, педагогические и коммунарские инициативы. Но со свертыванием НЭПа, с установлением государственной монополии сначала в области экономики, а затем и в остальных сферах общественной жизни на подобные начинания стали смотреть косо. Тем более что об идее всеобщего равенства, даже в комичной интерпретации нудистов, окруженная привилегиями советская номенклатура лишний раз слышать не хотела. В итоге милиция получила приказ жестко пресекать шествия нудистов, что неукоснительно выполнялось.

Параллельно тотальному огосударствлению шло постепенное возрождение «старых» семейных ценностей. Лев Троцкий в работе «Преданная революция: что такое СССР и куда он идет?» констатировал: «Полное поглощение хозяйственных функций семьи учреждениями социалистического общества, связывающего солидарностью и взаимной заботой все поколения, должно было принести женщине, и тем самым — любящей чете, действительное освобождение от тысячелетних оков. Доколе эта задача задач не разрешена, 40 миллионов советских семей остаются, в подавляющем большинстве своем, гнездами средневековья, женской кабалы и истерии, повседневных детских унижений, женских и детских суеверий». Возможно, Троцкий, как оппозиционер, был не вполне объективен. Для улучшения жизни женщин и детей в СССР делалось многое. Но устойчивость старых семейных порядков он подметил верно. А значит, движению «Долой стыд!» с его косвенной ориентацией на отмирание семьи суждено было остаться лишь историческим курьезом, столь же кратковременным, как и период революционного романтизма.

Юрий КУЦЕНКО

,   Рубрика: Назад в СССР




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:69. Время генерации:0,619 сек. Потребление памяти:31.72 mb