Безымянный бог

Автор: Maks Мар 10, 2017

Каждый год археологические экспедиции по всему миру совершают удивительные открытия, все больше и больше приподнимая завесу тайны над минувшими временами. И все же удивительно много сокровищ прошлого пока скрыто в земле. И на свет они зачастую выходят исключительно благодаря счастливой случайности. Именно так вышло с Керносовским идолом, донесшим до нас обрывки сведений о религии далеких тысячелетий.

Религия появилась еще у первобытных людей. И как только они стали как-то определять и называть своих богов, так сразу же ощутили стремление сделать их образ зримым. Это объяснимо, ведь очень сложно общаться с невидимым. Гораздо проще просить о защите, благодарить за помощь или приносить дары, если ты делаешь это перед чем-то материальным. Так появились идолы, истуканы или кумиры. Ученые полагают, что это случилось в эпоху неолита, то есть примерно в VIII-VI тысячелетиях до нашей эры. Идолов делали из дерева или камня. Самые древние, из дерева, по понятным причинам практически не сохранились до наших дней, а вот каменных найдено несколько. Один из них — загадочный Керносовский идол.

Находка в силосной яме

Керносовский идол был найден случайно в августе 1973 года. Пятеро советских школьников из села Керносовка Новомосковского района Днепропетровской области (сейчас это территория Украины) катались на велосипедах. На окраине поселка Толя Безыма, Саша Бугай, Саша Горбаток, Саша Гудзь и Саша Кейбал остановились у недавно вырытой силосной ямы. Там они обратили внимание на лежащий рядом необычный камень. Видимо, его вывернули из земли, когда рыли яму. Ребята решили счистить с него грязь и обнаружили под слоем земли и глины рисунки.

Может показаться странным, что школьники тут же подумали об археологической ценности своей находки. Но они жили в такой местности, где довольно часто находили так называемых «каменных баб» — половецкие каменные скульптуры, относящиеся к IX-XII векам. Может быть, мальчики даже бывали в Днепропетровском историческом музее, где собрана большая коллекция половецких памятников, и видели их своими глазами. Собственно, за одну из таких «каменных баб» они и приняли найденного идола. О своей находке ребята сообщили в Киевский институт археологии. Но ученые не ответили школьникам — видимо, письмо затерялось среди более важных посланий. Тогда было отправлено письмо в Днепропетровский исторический музей. И музейщики откликнулись.

Когда археолог музея Людмила Крылова приехала в Керносовку и увидела идола, она пришла в восторг. Сразу стало ясно, что это не просто очередная «каменная баба», а что-то гораздо более интересное. Возник вопрос — как же это новообретенное чудо перевезти в музей? Идол хоть и не был огромным, подобно многим европейским мегалитам, но весил 238,5 килограмма. При погрузке его в транспорт было решено использовать подручные средства. Увы, в результате изваяние серьезно повредили — на правой стороне осталась глубокая вмятина.

Когда находку доставили в музей и как следует изучили, ученые ахнули. Перед ними был памятник, созданный в эпоху энеолита (периода, когда люди постепенно переходили от примитивных каменных орудий к использованию меди и бронзы), примерно в III тысячелетии до нашей эры.

Человек с хвостом

Керносовский идолИдол сделан из глыбы серого песчаника и представляет собой символическую мужскую фигуру, высотой 1,2 метра. Фактически это прямоугольная стела с гранями шириной 36 и 24 сантиметра. Сверху имеется небольшой выступ — как бы голова, втянутая в плечи. Лицо идола плоское, глаза глубоко посажены, взгляд острый, пронзительный. Нос небольшой, рот крепко сжат, усы опущены кончиками вниз. По бокам головы выступают небольшие, чуть заостренные кверху уши с углублением в центре. Руки идола четко прочерчены — он то ли прижимает их к правой стороне груди, то ли хочет поднести к лицу. С обратной стороны так же хорошо прорисованы ступни — по-видимому, идол изображен коленопреклоненным. А чуть пониже виден… хвост.

Все грани стелы покрыты орнаментами и рисунками. Орнаменты — ряды треугольников и зигзагообразные линии — характерны для ямной археологической культуры, которая была распространена на территории от Южного Приуралья до Днестра в IV-III тысячелетиях до нашей эры. Впрочем, до этого они встречались лишь на керамике, так что идол -уникальная находка.

Рисунки еще интереснее! Среди них встречаются как отдельные изображения, так и целые композиции. Среди фигур можно уверенно различить оружие — лук со стрелой, булаву, а также орудия труда — мотыгу, топор, литейную форму и ложку для розлива металла. Встречаются изображения различных животных — быков, лошадей, собак, свиней. Есть и сцены, где животные являются явно частью какого-то сюжета. Так, в центре стелы нарисован человек с хвостом, который преследует двух животных. На боковой грани изображена сцена, где тот же мужчина с хвостом (или похожий на него) вступает в половую связь с женщиной.

Тщательно изучив все рисунки, ученые пришли к выводу, что это, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященных временам сотворения и освоения мира. Ряд исследователей высказали версию, что часть изображений на идоле перекликается с сюжетами мифов древнеиндийского литературного памятника Ригведы — одного из четырех текстов, которые вместе составляют знаменитые Веды. Разумеется, к моменту создания Керносовского идола эти сюжеты еще не были оформлены в стройную мифологическую систему. Скорее, это истоки тех самых историй, которые позже — уже в середине II тысячелетия до нашей эры — будут собраны воедино и оформлены в Ведах.

От Индры до Велеса

Много копий было сломано в научном сообществе в попытках выяснить, что же это за бог? Однако никакой общепризнанной теории нет и по сей день. Большинство исследователей сошлись на том, что Керносовский идол изображает какое-то божество общего индоевропейского пантеона. Так как создан идол был в III тысячелетии до нашей эры, когда у индоевропейцев еще не было собственной письменности, имени его мы не знаем. Возможно, не узнаем никогда. Но, сопоставляя богов из разных пантеонов индоевропейских народов, можно попытаться установить хотя бы примерно функцию «хозяина» Керносовского идола.

Исходя из того, какие атрибуты изображены на нем, некоторые ученые считают, что каменный идол — это создатель мира, податель жизни и благополучия. Отдельные исследователи даже готовы пойти дальше и отождествить его с индуистским Индрой. Ведь на каменной поверхности часто встречается изображение быка. А сравнением с быком, яростным и сильным, чаще всего наделялся именно бог воинов-кшатриев Индра.

Другие исследователи видят в идоле древнеславянского Велеса. А отсутствие обязательного атрибута — рогов — объясняют тем, что их отломали позже. Все это весьма спорные предположения, возможно, не последние.

Кроме расшифрованных изображений, тело идола хранит и множество непонятных рисунков, смысл и значение которых до сих пор не разгаданы. Кто-то видит в них таинственные знаки и магические символы, кто-то — сюжеты неизвестных нам мифов. Если истинное значение этих рисунков будет раскрыто, мы больше узнаем и о самом загадочном древнем идоле, и о народе, который поклонялся ему 5 тысяч лет назад.

Изучением Керносовского идола занимались ученые со всего мира. Да и у неспециалистов находка вызывала и вызывает большой интерес. Хотя поначалу о ее существовании знали только ученые. А у широкой публики странный каменный истукан не вызывал бурных эмоций. Хотя от глаз людских его никто прятать не пытался. После осмотра археологами находку показали в Киеве на Выставке достижений народного хозяйства республики. Но там он фурора не произвел. Потом идола повезли в Москву, в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Там-то и началась его мировая слава. Московские музейщики мечтали оставить экспонат в столице навсегда, но его жаждали заполучить и другие города.

Три месяца Керносовский идол провел в залах Эрмитажа. Ему предоставили отдельный зал и особую подсветку, которая «оживляла» мертвое каменное лицо, и на нем появлялись различные выражения. Очевидцы рассказывали, что временами лицо было сосредоточенным, а порой — безразличным или настороженным. Кроме того, Керносовский идол побывал в Италии и других странах. Но в конце концов вернулся на берега Днепра, где находится и сейчас.

Марина ВИКТОРОВА

, , ,   Рубрика: Невероятные артефакты


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
12 + 10 =


SQL запросов:51. Время генерации:0,894 сек. Потребление памяти:29.81 mb