Брошь Фуллера

Автор: Maks Дек 5, 2017

В большинстве случаев драгоценные изделия, имеющие древнее происхождение, «прописываются» в музеях без особых проблем. Но с брошью Фуллера все получилось наоборот: изготовленная в IX веке, она попала в музей только в XX веке, но потом была оттуда «изгнана». Причина — слишком хорошая сохранность…

Серебряная брошь, названная именем капитана Альфреда Фуллера, сделана из чеканного листового серебра с применением чернения. Изящная вещица диаметром 114 миллиметров выполнена с высокой тщательностью. Чуть выступающие узоры, украшающие поверхность диска, настолько четки и так хорошо «читаются», что изделие кажется сделанным чуть ли не вчера. Эти четкость и изящество сослужили броши, имеющей древнюю историю, дурную службу.

Брошь ФуллераГде-то в начале XX века брошь была приобретена Эшмольским музеем, расположенным в Оксфорде. Но однажды ее увидел один из кураторов Британского музея. Превосходное состояние броши и ее яркая, почти современная символика показались ему подозрительными. Он пришел к выводу, что это подделка, и рекомендовал руководству побыстрее избавиться от компрометирующего экспоната. Брошь из экспозиции убрали и вскоре по цене серебряного лома продали капитану Фуллеру коллекционеру-любителю. Капитану предложенная вещь понравилась, а учитывая невысокую цену броши, он ее приобрел. Однако после того, как в 1949 году брошь Стрикленда (изделие IX века, почти аналогичное броши Фуллера, было продано на аукционе Sotheby’s) произвела фурор, дополнительные исследования подтвердили подлинность и броши Фуллера. Капитан Фуллер в 1952 году передал ее Британскому музею с условием, что брошь будет именоваться в его честь.

Но чем же она так хороша?

Прежде всего, это изделие IX века, которых в мире совсем немного. Во-вторых, она позволяет узнать интеллектуальный уровень людей того времени и их представление о времени, о мире и о себе.

В центральной части броши изображены пять фигур, представляющие собой пять человеческих чувств.

Зрение — с большими овальными глазами — находится в середине композиции, поскольку в течение всего периода Средневековья оно считалось важнейшим из чувств. Остальные четыре чувства окружают Зрение и идентифицируются по производимым ими действиям. Так, Вкус изображен с рукой во рту, Обоняние держит руки за спиной, стоя между двух высоких растений. Осязание хлопает в ладоши. Слух держит руку у уха.

На внешнем бордюре чередуются медальоны с изображениями людей, птиц, зверей и растений — всего 16 изображений, поделенных на четыре сектора, по четыре медальона в каждом.

В комментариях Британского музея указано, что эти изображения могут быть трактованы как различные этапы творения.

Заметим, что деление круга на четыре части наводит на мысль о символическом изображении жизненного (природного) цикла.

Специалисты предполагают, что брошь могла быть сделана в мастерской при дворе короля Альфреда Великого. Этот воин и христианский ученый-богослов в своих трактатах писал о приобретении внутренней мудрости через «глаза разума».

Такие броши носили и мужчины, и женщины. Причем на верхнем платье, с таким расчетом, чтобы ее было видно. А как же иначе? Ведь эта вещь подчеркивала статус владельца.

Игорь РОДИОНОВ

  Рубрика: Сокровище нации




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
10 + 20 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,691 сек. Потребление памяти:31.58 mb