Бубны красной Сибири

Автор: Maks Янв 22, 2019

В начале XX века новый социальный строй и обосновывающая его марксистско-ленинская идеология воцарились на территории «одной шестой части суши». В том числе — на землях небольших народов, испокон веков практиковавших шаманские ритуалы. Советская власть, не тратя время на споры, объявила, что время богов закончилось, как жилось шаманам в стране развитого социализма?

Шаманизм — необыкновенно древнее явление. Он возник еще во времена палеолита и распространился по всем частям света. Его до сих пор практикуют на севере Европы, в Азии, Африке, обеих Америках и, конечно, в Сибири.

Ходящие между мирами

Строго говоря, шаманизм не совсем религия — скорее, он форма космотеизма. Суть шаманизма — в одухотворении всего сущего, будь то ветер, река или камень. Мир поделен на три части: вверху обитают духи-демиурги, внизу — духи зла, в среднем мире живут люди, животные и многочисленные духи природы; шаманисты зовут их айыы, бурханами, сэвэнами, ээзи. У каждой горы или рощи есть свой дух-хозяин. В большинстве случаев хозяева благожелательны к человеку, но легко могут рассердиться, обрушивая на обидчика беды.

Задача шамана — войдя в контакт с рассерженным духом, попытаться восстановить равновесие. Для этого совершается обряд камлания. Боо, ойун или кам (так называют шамана буряты, якуты или алтайцы) посредством пения, танцев, а иногда наркотических настоев вводил себя в транс, чтобы призывать духов-помощников, совершить путешествие в другие миры, договориться с враждебными духами, вернуть похищенные души, излечить болезни. Имея огромное влияние на жизнь общины, шаман не передавал свой статус по наследству и не употреблял его для обогащения, ведь он не мог просить плату, а его дар в прямом смысле был даром свыше.

Камы Страны Советов

Когда перемены, пришедшие в Россию, добрались до малых народов, практикующих шаманизм, шаманы автоматически попали в разряд врагов социализма. Советское государство создавало новую религию на основе атеизма, а новая религия всегда пытается искоренить старую. По всем формальным признакам шаманы были врагами, и с ними начали борьбу.

Представителей древнего культа приравняли к баям и кулакам и запустили процесс «расшаманивания». Их лишали избирательных прав, принуждали к публичным отречениям, сжигали бубны, несговорчивых высылали, сажали в тюрьмы и даже расстреливали. Газеты пестрели статьями о шаманах, решительно рвущих с прошлым.

Любопытно, что часто «расшаманивание» поворачивалось совсем другим боком. Есть свидетельства о том, как у шамана не смогли забрать бубен, поскольку тот вдруг начал «ходить ходуном», или как посаженный в тюрьму кам сначала вышел из запертой камеры, а потом вызвал из стены живого медведя.

В послевоенные времена отношение к шаманизму и шаманам значительно смягчилось. Государство обрело достаточно устойчивости, чтобы допустить их существование. Колдун с бубном перестал быть классовым врагом, хотя и в разряд «своих» советская власть его так и не перевела.

Постепенно шаманы интегрировались в жизнь советского общества, они работали в колхозах, администрациях или лесничествах, о своих способностях не рассказывали, распространяя информацию исключительно по цепи клиентов. Обряды практиковали тайком, бывало, уходили камлать в тайгу, подальше от лишних глаз. Изменилась сама структура обряда, превратившегося из публичного события большой важности в тайный сеанс колдовства. Наказания остались, хоть и стали мягче. Теперь шаманам грозили приводы в милицию, штрафы или небольшие сроки. Начала исчезать шаманская атрибутика, которую уже нельзя было использовать открыто.

Шаманство прочно записали в разряд суеверий, мракобесия, вредных пережитков, никто не желал разбираться и изучать его серьезно, даже если обряды реально вылечивали болезнь или решали чью-то проблему. Партийные функционеры официально осуждали шаманов, а неофициально обращались к ним за помощью. Нередко клиентурой камов становились работники милиции или суда.

Живое и мертвое

Шаманизм в СССРКонфликты с властью происходили не только из-за обрядов камлания или жертвоприношений. В шаманизме есть много сфер, связанных со смертью и не терпящих никакого вторжения. Начать стоит с того, что для шаманиста грань между живыми и мертвыми вполне преодолима. Сообщение о том, что умерший Сысой или Бадма приходил, чтобы посоветовать что-то сделать или чего-то не делать, никого не удивляет и не шокирует. А если советы дал мертвый шаман, то не последует им только глупец.

С шаманскими похоронами связана целая система ритуалов. У разных народов это происходит по-разному. Одни специальным образом погребают шамана в земле, другие кремируют, а пепел помещают в ствол живой березы, третьи устраивают воздушную могилу (арангас). Такой тип захоронения наиболее древний. У четырех стоящих рядом деревьев спиливают верхушки, на высоте двух метров устраивают помост, на который кладут гроб из ствола лиственницы. Соплеменники следят за арангасом, а раз в 100 лет переносят останки в новую «могилу».

Места подобных захоронений шаманисты считают священными и стараются их избегать, чтобы не накликать беды. Советская власть, продвигая атеизм, не могла и не хотела потакать вредным сказкам. Органы эпидемиологического надзора ликвидировали арангасы как вероятный источник инфекций, через святые места прокладывались трассы, в шаманских рощах разбивали дачные поселки.

Шаманы сопротивлялись. Леденящие кровь истории повествуют о том, как шестеро студентов из Якутии, помочившись у арангаса, в ту же ночь умерли в палатке от сердечного приступа. Трое шабашников, осквернивших могилу шаманки, были осуждены условно, но все умерли через несколько лет при страшных обстоятельствах. Пилот вертолета, лицезревший призраков, отказался летать над захоронением другой шаманки. Его сменщик заявил, что ему плевать на старуху, и в первом же рейсе случилась авария. Целая серия отказов техники, болезней и даже смертей сопровождала строительство нескольких аэродромов и веток газопровода, спроектированных вблизи шаманских могил. Кончалось это либо переносом площадок, либо визитами к местным шаманам с просьбой провести обряд и ублажить несговорчивых мертвецов. Все эти события можно было бы списать на стечение обстоятельств, но слишком уж высока концентрация случайностей.

Тяжелый дар

Мы много говорили о жизни и смерти, но не касались вопроса рождения, а ведь он был едва ли не самым сложным для советских шаманов. Термин «шаманская болезнь» точно определяет процесс инициации кама. Человек начинает видеть странные сны, его преследуют галлюцинации, он говорит с духом шамана, чьим воплощением готовится стать. Его охватывает депрессия. Он ощущает то жар, то озноб. «Больного» мучают боли в суставах, рвота. Неконтролируемые странности поведения можно сравнить с наркотической ломкой или проявлением шизофрении. Сопротивление зову чревато бедами и даже смертью. Кроме того, мертвый шаман «берет выкуп», «съедая» кровных родственников иницианта. Советскому комсомольцу подобная радость была, мягко говоря, ни к чему. Верившие в магию шли к ведунам, чтобы обмануть дух предка и уклониться от бремени шаманского дара, не верившие сходили с ума или умирали.

В конце 1980-х годов отношение к шаманам претерпело окончательную либерализацию. Сегодня шаманизм органично влился в расплав религий и философий. На острове Ольхон, общепризнанном центре оккультных учений, шаманы России и ближнего зарубежья без всяких помех проводят ритуалы, прекрасно уживаясь с православными, буддистами, мусульманами и атеистами даже коммунистического толка.

Эдуард ШАУРОВ

 

ДУХ РЕВОЛЮЦИИ

Когда нанайцам объяснили, что Ленин теперь самый главный в обозримых землях, те отреагировали по-своему: уходя на промысел, охотник выставлял на видное место бюст или портрет Ильича. Рядом, чтобы задобрить, клал съестное, но, если охота не задалась, запросто мог и отходить нерадивого сэвэна палкой, а то и топором.



,   Рубрика: Религии мира



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,196 сек. Потребление памяти:7.85 mb