История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Страна мёда и мехов

Малоизвестный народ буртасов изучают вот уже более 200 лет, но единой точки зрения о нем нет до сих пор. Ученые выдвинули множество гипотез, которые можно объединить в три основные группы: тюркскую, аланскую и мордовскую (имеющую наименьшее число приверженцев). Наиболее распространенной является тюркская линия. Буртасов относят к предкам чувашей, татар-мишарей и башкир. Веские основания есть и у сторонников аланской версии.

С IX века арабские и персидские географы в свои описания стран начинают включать сведения о хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах и других народах, представлявших в то время реальную политическую силу. От них зависела стабильность не только раннефеодальных государственных образований в Поволжье и на Северном Кавказе, но и византийских колоний в Северном Причерноморье и закавказских владений халифата. Но главное, что от них напрямую зависела безопасность путей в Приволжско-Прикаспийском регионе.

Кто скрывается за названием?

Кто же скрывается за редким этнонимом «буртас»? В сочинении арабского географа Кальби (IX век) упоминается народ бурджасов, который некоторые историки отождествляют с буртасами. У другого географа-араба Истахри этот термин применяется в двух значениях: как название этнической общности и как название страны. Однако, по мнению еще одного арабского ученого, Йакута, «Буртас» - это название города. Но больше сведений о буртасах оставил арабский путешественник Ибн-Хаукаль. В X веке он более 30 лет странствовал по разным странам и написал «Книгу путей и государств», в которой можно найти упоминания об этом загадочном народе. Так, в 976 году он отмечал: «В настоящее время не осталось и следа ни из Булгара, ни из Буртаса, ни из Хазара, ибо русы напали (или истребили) всех их, отняли у них все эти области и присвоили их себе. Те же, которые спаслись от их рук, рассеяны по ближайшим местам». Считается, что в этом отрывке речь идет о знаменитом походе киевского князя Святослава на хазар в 965 году.

Однако текстологический анализ восточных источников показал, что в начале X века этнополитической общности буртасов уже не существовало. В частности, знаменитый арабский путешественник и писатель Ибн-Фадлан, проехавший в 922 году от столицы хазар в низовьях Волги до столицы волжских булгар, уже ничего не слышал о буртасах, а анонимный персидский автор географического трактата «Книга о пределах мира от Востока к Западу» (982 год) вообще смешивал их с булгарами.

Тем не менее целый ряд восточных ученых XI-XII веков (Гардизи, Бакри, Марвази, Идриси) подробно описывает буртасов как реально существующий народ. К середине X века относится и письмо хазарского царя Иосифа, в котором говорится о народах, живущих вдоль Волги (тогда называвшейся Итиль) и платящих ему дань. Среди них, наряду с булгарами, мордвой, черемисами, вятичами и другими, упоминаются и «бур-т-с» (буртасы). Но это письмо о зависимых от Хазарского каганата народах относится ко времени былого могущества Хазарии - к VIII-IX векам. Доказано, что и другие аналогичные сведения основаны на материалах более раннего времени и фактически отражают ситуацию IX века.

Новое осмысление письменных источников о буртасах позволяет определить место нахождения их памятников VIII - начала X веков в бассейне Среднего Дона и связать с ними памятники аланского варианта салтово-маяцкой культуры.

Пришельцы с Северного Кавказа

Первые известия об аланах на Северном Кавказе появляются еще в I веке. После их разгрома гуннами в 372 году часть аланов достигла Северной Африки, а другая осталась на родине. Известно, что в середине VIII века некоторые аланские племена мигрировали из предгорий Северного Кавказа на север, в бассейн Среднего Дона. Этот факт четко зафиксирован археологическими источниками. Дело в том, что в этот период на Северном Кавказе в основном исчезают аланские поселения и катакомбные могильники, но точно такие же памятники появляются в лесостепной зоне Донецко-Донского междуречья, где они и получили название аланского варианта салтово-маяцкой культуры.

Сразу же после открытия этой культуры возникла дискуссия об этнической принадлежности ее носителей. Ряд археологов указывал на сходство этих памятников с аланскими древностями Северного Кавказа, другие утверждали, что они принадлежали хазарам, венграм или даже шведам. Однако сегодня очевидно, что салтово-маяцкая культура неоднородна и состоит из нескольких местных вариантов, в различной степени связанных с определенными этносами хазарского каганата. Сейчас уже не подлежит сомнению, что в основе формирования ее лесостепного варианта лежит аланская культура Северного Кавказа, которая полностью соответствует письменной локализации буртасов.

Главным памятником салтово-маяцкой культуры является знаменитое Маяцкое городище, раскопки которого ведутся с 1975 года. Оно находится на высоком берегу Дона у впадения в него реки Тихая Сосна. Его главным сооружением является мощная крепость трапециевидной формы, белокаменные стены которой достигали б метров в ширину и 5 метров в высоту. С трех сторон крепость защищал глубокий ров с перемычкой для дороги напротив ворот, а с четвертой - естественный крутой склон Дона. Внутри укреплений были раскопаны административные, жилые и хозяйственные постройки. Крепость представляла собой крупный феодальный замок, контролировавший водный путь по Дону.

Рядом с ней находилось обширное селище с плотной застройкой из жилых домов и хозяйственных сооружений. Найденная в них посуда как две капли воды похожа на керамику Северного Кавказа. Это лишний раз подтверждает прямую связь буртасов, оставивших этот могильник, с аланской культурой.

В начале X века памятники лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры прекращают существование. Причины этого явления до сих пор не ясны. Одни исследователи полагают, что аланы этого региона были разгромлены хазарами или печенегами, другие связывают их исчезновение с началом широкой славянской колонизации на Нижнем Дону.

Образ жизни

Из письменных источников известно, что у буртасов имелись «обширные пашни» и было развито земледелие. Разводили также крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов, лошадей и даже свиней. Упоминание о свиньях однозначно свидетельствует, что они не могли быть кочевниками-скотоводами, а являлись оседлыми земледельцами и животноводами, проживавшими на юге лесостепной зоны, на границе со степью. Восточные географы особо подчеркивали, что буртасы занимались бортничеством. Они отмечали, что «главное их богатство составляет мед», и даже «вино у них делается из меда».

Существенной статьей дохода этого народа был пушной промысел. «Из страны буртас вывозят шкуры черных лисиц, - писал арабский историк и путешественник Масуди, - представляющие самые ценные меха. Из них существует несколько видов: бурые и белые, не уступающие в ценности собольему и песцовому... Черные лисьи меха не встречаются нигде в мире, кроме этой страны и соседних с нею стран. Неарабские цари стараются перещеголять друг друга роскошью шуб из этих мехов и делают из них шапки и шубы, так что черные меха ценятся очень дорого... Часто вывозят их в северные страны славянских земель... а затем везут в земли Франции и Испании. Оттуда вывозят черные и красные лисьи меха в Магриб». Состав мехового экспорта буртасов, кроме лисиц, состоял также из куниц, горностаев, соболей, белок и бобров.

Известно также, что у буртасов существовал обычай кровной мести, а девушки сами выбирали себе женихов. В кратчайшие сроки этот народ мог выставить до 10 тысяч воинов. Управляли им старейшины. Мужчины были воинственны, стройны и красивы. Они одевались в халаты и шубы, носили головной убор с чалмой, исповедовали языческую религию. Летом жили в шатрах, а зимой в деревянных домах.

Сначала буртасы были зависимы от хазар и платили им дань, но затем вошли в состав Волжской Булгарии, где и потеряли свое имя. Однако совершенно очевидно, что не весь народ был уничтожен или ассимилирован, и определенная его часть продвинулась на территорию мордвы и мещеры на Средней Волге. Здесь их упоминают русские источники вплоть до XVII века. Так что вопросы о появлении, числе и формировании их потомков до сих пор вызывают бурные споры.

Евгений ЯРОВОЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая











Сообщество в G+