История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










«Белые гунны» Гиндукуша

О народе и государстве эфталитов сохранилось множество исторических источников. О них писали римский историк Аммиан Марцеллин (IV век), византийские придворные летописцы Приск Панийский (V век), Прокопий Кесарийский (VI век) и Феофан Византийский (VI век), сирийский историк Иешу Стилит (начало VI века) и многие другие...

Важные сведения об эфталитах содержатся в трудах армянских, китайских и арабских историков, в индийских и пехлевийских текстах, в сказаниях «Шахнаме» поэта Фирдоуси. Кроме этого, сохранилось множество эпиграфических и нумизматических материалов. Поэтому неудивительно, что за последние столетия появилась обширная литература по основным вопросам этногенезиса загадочного народа, известного нам под условным названием «эфталиты».

Споры о происхождении

Эфталиты

Кто же такие эфталиты? Армянский историк Лазарь Парбский написал о них в V веке: «В мирное даже время никто не мог мужественно и без страха смотреть на эфталита или даже слушать о нем, не то что идти на него войной открыто». В наши дни практически все современные научные и справочные издания констатируют, что эфталиты - воинственные кочевые племена, создавшие огромную империю в Центральной Азии. Ее границы простирались от Каспийского моря до Кашгара и от Аральского моря до Индии. Мощное объединение этих племен вторглось в V-VI веках в Иран и Северо-Западную Индию, образовав государство, в которое вошли Средняя Азия, Афганистан, часть Северной Индии и Восточный Иран. И если эти факты общепризнаны в научном мире, то вопрос о происхождении данного народа до сих пор вызывает жаркие споры.

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения. Одни ученые доказывают тюркское происхождение эфталитов и выводят их из Центральной Азии. Другие не сомневаются, что они являются аборигенами долин Гиндукуша и имеют иранское происхождение. Более распространено мнение об ираноязычности эфталитов. В частности, узбекские историки в середине XX века констатировали, что у оседлого населения эфталитского государства сохранялись и развивались древние местные языки иранской группы - главным образом, согдийский язык. Однако фактов, подтверждающих место и значение тюркоязычных народов в государстве эфталитов, также накоплено предостаточно.

Ученые Средней Азии отмечают факт образования государства 455 годом, когда в Китай прибыло посольство от эфталитов. Именно тогда сложилось основное ядро этого государства, которое к началу VI века превратилось в огромную империю. По сообщению китайских источников, в ее состав входили в качестве данников более 30 малых государств.

Правда, дошедшие до нас сведения о государстве эфталитов крайне запутанны и противоречивы. Не приходится сомневаться лишь в описании тех или иных событий, например войн с шахиншахом Перозом.

Хитроумная ловушка и драгоценный амулет

Правление Пероза, семнадцатого царя из династии Сасанидов (459-484 годы), прошло в войнах с эфталитами. Во время одной из них в 482 году эфталиты, побежав перед неприятелем, заманили персов в долину, окруженную со всех сторон обрывистыми горами. Оказавшись в ловушке, Пероз вступил в переговоры. Царь эфталитов заявил, что пощадит его, если персидский владыка упадет перед ним ниц, признав своим господином. Пероз стал совещаться с магами, как избежать позора. Те посоветовали ему выбрать момент, когда восходит солнце, и, согласно персидскому обычаю, приветствовать его поклоном, выдав этот обряд за исполнение требований победителя. Пероз так и поступил. В результате был отпущен и вместе с армией вернулся домой.

Однако перенесенное унижение требовало мщения, и спустя два года он вновь вторгся в земли эфталитов. В походе его сопровождало около 30 сыновей и множество союзников. Дома остался лишь один сын-подросток - Кавад. Узнав о походе, эфталиты были готовы тут же выступить и дать персам бой. Но царь остудил их пыл, решив в очередной раз добыть победу хитростью. Он приказал вырыть огромный ров, оставив в центре небольшую перемычку для проезда не более десяти лошадей в ряд. Поверх рва был положен тростник, засыпанный землей и надежно замаскировавший ловушку. Навстречу врагу был послан небольшой отряд, который, показавшись перед неприятелем, тут же отступил. Не подозревая об опасности, персы бросились в погоню по совершенно ровному полю. Когда же передовой отряд эфталитов, сплотив свои ряды, проскочил ров по перемычке и присоединился к остальному войску, конница персов стала рушиться в смертельную ловушку. Ряды за рядами возбужденные тяжело вооруженные всадники влетали в страшную яму, убивая друг друга копьями и давя конями. Потери были огромны. Среди погибших оказался и сам Пероз со своими сыновьями.

Попавшие в плен персы рассказали, что якобы перед началом атаки Пероз, предчувствуя скорую гибель, снял с правого уха необычайную по размерам и красоте жемчужину и бросил ее под копыта скачущих всадников. Пероз не хотел, чтобы эта драгоценность попала к другому властителю. Однако армянские историки допускали, что это украшение пропало в бою, когда у царя было отсечено ухо. В любом случае, жемчужина бесследно исчезла, хотя эфталиты безуспешно искали ее на поле боя. Спустя какое-то время разнеслась весть, что ее все же нашли и продали единственному оставшемуся сыну Пероза - Каваду, избранному в Персии царем. Результатом этого бесславного похода стала дань, которую персы два года выплачивали эфталитам.

Жестокие еретики

Западные историки оставили весьма ценные сведения об эфталитах. Так, Феофан Византийский пишет, что эфталиты стали называться так в честь своего царя Эфталана, а Прокопий Кесарийский дает им довольно высокую оценку и называет «белыми гуннами». Вот что он сообщает о них: «Эфталиты являются хонским племенем и называются хонами, однако они не смешиваются и не общаются с теми хонами, о которых мы знаем, поскольку не граничат с ними и не расположены поблизости от них... Они не кочевники, но издавна живут оседло на плодоносной земле. Среди хонов они одни светлокожи и не безобразны на вид. И образ жизни их не похож на скотский, как у тех. Ими правит один царь, и обладают они основанным на законе государственным устройством, живя друг с другом и с соседями честно и справедливо, ничуть не хуже римлян или персов».

Далее он утверждает, что богатые эфталиты организуют личные дружины числом до 20 человек. Эти люди становятся не только преданными защитниками хозяина, но и его сотрапезниками, разделяя также и его имущество, которое становится общим. Когда же хозяин умирает, то преданная дружина живьем ложится с ним в могилу.

Китайский паломник-хронограф Сонь-Юнь, посетивший эфталитского хана в 520 году, следующим образом описывает эфталитов: «Они не живут в городах, их правители постоянно находятся в кочевом лагере, в войлочных шатрах. Они перемещаются в поисках воды и пастбищ, уходя на лето в прохладные места, на зиму - в районы с умеренным климатом. Для царя сооружают большой шатер квадратной формы... вокруг которого расстилают шерстяные ковры. Царь носит шелковые цветастые одежды. Он восседает на золотой кровати, ножки которой сделаны в форме четырех золотых фениксов. Его главная жена также носит одежды из раскрашенного шелка, которые на три шага волочатся по земле. На голове у нее коса длиной 8 пядей, украшенная драгоценными каменьями пяти разных цветов».

Известно, что среди эфталитов было распространено христианство несторианского толка и они крайне враждебно относились к местной греко-буддийской культуре. И персидские, и китайские тексты в один голос констатируют их вандализм по отношению к буддизму: «Они совсем не верят в буддийский закон и поклоняются многим божествам. Они убивают живых существ и едят мясо с кровью». Эфталиты вырезали в Гандхаре 2/3 жителей, остальных обратили в рабство, уничтожили большинство монастырей и буддийских святилищ.

К началу VI века эфталитское царство усилилось настолько, что смогло проводить собственную внешнюю политику, жертвой которой стали его соседи - персы, индусы и согдийцы. Эфталиты были народом воинственным, но немногочисленным. В этой связи показательна историческая судьба эфталитской державы: воинственные горцы добились объединения и одержали блестящие победы над соседними народами. Но удержать захваченные территории так и не смогли. Типичный пример для империи!

Евгений ЯРОВОЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: