История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Создатели «железной империи»

Европейскому человеку непросто изучать азиатскую историю: непривычные имена, сложные термины, совершенно иные традиции и обычаи с редкими и трудно запоминаемыми названиями. Но несмотря на отдаленность и экзотику, именно в Азии сложились и развивались великие цивилизации и жили народы, внесшие огромный вклад в историю человечества.

Кидани - кочевники, жившие по соседству с могущественным Китаем, - сыграли одну из ключевых ролей в средневековой истории северо-восточной Азии. Первоначально они занимали территорию на юге нынешнего Дунбея (Маньчжурия), а их главное стойбище находилось у озера Ляо. Но исторический процесс развивался так, что от названия киданей произошли русское наименование Китай, западное Cathay и мусульманское Хатай.

Тайна происхождения

История киданей известна в основном по китайским источникам. Первая обстоятельная информация о них содержится в династийной хронике под названием «История династии Северная Вэй», написанной в 551-554 годах. Она начинается следующей записью: «Владение киданей находится к востоку от кумоси, с которыми они одного корня, но разной ветви. Как те, так и другие бежали в местность между Сун и Мо... Императорские войска нанесли им сильное поражение, после чего они разбежались в разные стороны и отделились от кумоси». Более поздние исторические труды почти полностью повторяют эти сведения, внося в них лишь небольшие уточнения: «Предки киданей одного корня, но разной ветви с кумоси. Как те, так и другие были разбиты родом Мужун и бежали...»

После падения династии Тан и начавшейся междоусобицы кидани стали играть значительную роль в жизни Поднебесной. И в местных источниках сразу же появляются более обстоятельные сведения об этом народе. Первым описал их историю подробнее Сюэ Цзюй-чжэн, автор сочинения «Старая история Пяти династий» (974 год). По его мнению, «кидане являются ветвью древних сюнну. Из поколения в поколение они жили среди болот реки Ляохэ, на южном берегу реки Хуаншуй». Именно он сделал логический вывод, что кумоси, а следовательно, и родственные им кидане связаны с сюнну общностью происхождения. Но подобное заключение появилось лишь через несколько веков после первого достоверного упоминания об этих кочевниках.

К середине XI века среди китайских историков установились две точки зрения на их происхождение: первая, восходящая к Сюэ Цзюй-чжэну, связывала киданей с сюнну (в переводе с монгольского - «люди», «народ»), а вторая, более поздняя, - с дунху (протомонгольским племенем, называемом китайцами «восточными варварами»).

Не мог прояснить происхождение киданей и Е Лун-ли, автор первого китайского сочинения, посвященного иноземному народу, - «Истории государства киданей». Его труд начинается показательным свидетельством: «Начало киданей не записано на бамбуковых табличках китайской истории. Далекие предки киданей на заре своей жизни, когда они не вышли еще из дикого состояния, тем более не имели записей, которые могли бы послужить для исследований, а поэтому время их появления невозможно узнать и изложить в подробностях».

За прошедшие столетия ситуация не изменилась. Поэтому сегодня нет ответа на вопрос о реальных корнях этого народа. К настоящему времени все высказывания о происхождении киданей можно свести к трем теориям: 1) это тунгусский народ, родственный чжурчжэням; 2) это народ смешанного монголо-тунгусского происхождения; 3) это монголы.

Между мирами

Киданьские воины

Среди многочисленных северных народов, с которыми Китаю приходилось вести борьбу, кидани занимали особое место. Они открыли новую страницу в отношениях между Китаем и кочевым миром. До них все степные вожди либо признавали превосходство китайского императора, либо считали себя равными ему. Кидани же сломали эту традицию и впервые в истории заставили Китай признать чужеземное господство.

Еще в IV-V веках они кочевали в степях южной Маньчжурии, а в VI веке были частью империи тюрков. Но уже в начале VIII века они объявили о своей независимости и вскоре создали империю под названием Ляо в честь легендарной прародины кочевников. Основу их экономики составляло скотоводство, но были также известны примитивные формы земледелия и ремесла. Считается, что союз киданей состоял из восьми племен, каждое из которых имело своего правителя.

Империя Ляо просуществовала с 907 по 1125 год и управлялась кланами Елюй и Сяо. В период наибольшего могущества она владела территорией Внутренней и Внешней Монголии и частью Северного Китая, протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана. Более двухсот лет Ляо была наиболее могущественной державой Восточной Азии и попеременно выступала союзником или агрессором по отношению к Китаю. В 947 году новое государство было названо Великим Ляо, в 983 году - Великим государством киданей, в 1066 - снова Великим Ляо.

В этом государстве не было столицы. Кидани предпочитали временные резиденции вождей, которые постоянно меняли в зависимости от наступления рыболовного и охотничьего сезонов (отмечаемых ритуалами поимки первой рыбы и первого дикого гуся). Свои войлочные юрты во время перекочевок они ставили на повозки. На стоянках жилища располагали по кругу, с юртой главы рода в центре. В свою очередь, этот круг обводился кольцом повозок, надежно защищавшим от опасности. Такое устройство лагеря по-монгольски называется «курень».

В 1004 году кидане осуществили успешный поход в Китай, в результате чего империи Сун и Ляо были признаны равноправными (до этого китайцы любое другое государство всегда считали вассалом), и кочевники стали получать огромную дань серебром и шелком. В XI веке дань была увеличена, и кидани получили еще часть соседской территории. Видимо, она и сыграла с ними злую шутку. В начале XII века эти энергичные и боеспособные номады превратились в спокойных и довольных жизнью «полукитайцев».

В переводе с китайского название «Ляо» означает «железная». И Ляо действительно была железной военной державой, в которой армия реально являлась «щитом государства». Но в результате хлынувшей в страну роскоши империя Ляо фактически развалилась на несколько недолговечных образований.

Жестокие рыцари степей

Все войско киданьской конфедерации насчитывало около 40 тысяч закаленных бойцов. Его ядром была гвардия «живота и сердца» - ордо, располагавшаяся в императорской ставке. Первоначально она насчитывала около 2 тысяч, а затем - почти 100 тысяч бойцов. Ордо представляла собой тяжеловооруженную конницу, формировавшуюся из лучших воинов киданьских племен.

Нерегулярные воинские формирования империи Ляо состояли из ополчения собственно киданей, а позднее - и ополчений покоренных народов. Численность вспомогательной армии составляла от нескольких сотен тысяч до миллиона человек. Столь внушительная цифра достигалась за счет того, что при мобилизации каждая семья должна была отправлять в армию двух мужчин.

Военные действия кидани открывали торжественными ритуалами: приносили в жертвы духам светло-серого быка и белую лошадь. Каждый отряд получал знамя и барабан, которые считались святынями военной части. Если император сам не отправлялся на войну, в одном месте вдоль пути следования войск выстраивали приговоренных к смерти преступников. Всадники, проскакивая мимо, расстреливали их из луков. Аналогичная церемония проводилась и при возвращении войск, когда в качестве жертв выступали военнопленные.

Поведение киданьской армии на территории противника отличалось исключительной жестокостью. Провиантские отряды вырубали сады, вытаптывали поля и уничтожали мирных жителей, включая женщин и детей. Огромное значение придавалось психологической обработке противника: для этого распускались панические слухи, а ночью жглись многочисленные костры, чтобы убедить противника в своем численном превосходстве.

При штурме крепостей ставка делалась на внезапный налет, либо ложный штурм, а затем и отступление для выманивания защитников. Если же город обладал мощными укреплениями и боеспособным гарнизоном, он брался в блокаду. При этом мирное мужское население гналось под огонь защитников - заваливать крепостные рвы и тащить осадные машины к стенам. Когда же начинался штурм, пленников заставляли первыми лезть на стены под стрелы и камни своих же соотечественников. Любимым приемом киданей было строительство, а затем разрушение плотин для затопления непокорных крепостей. Судьба защитников упорно оборонявшегося города обычно была ужасна: их поголовно уничтожали.

Евгений ЯРОВОЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая