История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Воинственные «островитяне»

Славянские земли издревле населяли самые разнообразные племена: кривичи, вятичи, поляне. И если о них осталось множество свидетельств разного характера, то о дулебах (дулибах), населявших волынские земли, известно куда меньше. И это порождает разные версии: по одной из них, дулебы — это общее название всех славян, по другой — могущественный этнос, образовавший государство под названием Дулебия Рось…

К спору о существовании дулебов с некоторых пор присоединились и лингвисты. По мнению знатоков праславянских языков, смысл самого слова «дулебы» можно трактовать, как «соединённые в кулак (дулю)», то есть «союзники», «союзные славянские племена».

Возможно, племя дулебов сложилось ещё в эпоху Римской империи где-то по соседству с западногерманскими племенами и оттуда расселилось в разных направлениях. Средневековые письменные источники фиксируют дулебов на территории нынешней Волыни, в Чехии, на Среднем Дунае, между озером Балатон и рекой Мурсой и т.д. Время их существования определяется приблизительно с 3-го до 9-й века.

Покорённые обрами

Дулебы

Под своим именем дулебы «выходят на свет» только в двух письменных источниках: «Повести временных лет» и «Золотых лугах» арабского историка Аль-Масуди.

В первый раз в «Повести временных лет» они появляются в контексте легенды об обрах (аварах): «В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия (византийский император с 610 по 641 год) и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие жёнам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трёх, четырёх или пять жён и везти его — обрина, — и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», — их же нет ни племени, ни потомства».

Ещё раз летописец вспоминает про дулебов в рассказе о расселении племён: «Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь».

В связи с этим возникает несколько вопросов: где же на самом деле жили племена дулебов? Ведь, как известно, влияние аваров распространялось на Центральную Европу и Балканы, а дулебы, скорее, относились к Восточной Европе. Следовательно, ареал их распространения и в самом деле был значительно шире, чем принято считать. Это можно проследить и по географии топонимов с основой на «дулеб» или «дудлеб». Она покрывает большую часть Восточной Европы, Чехию и Польшу. Весьма вероятно, что дулебы зафиксировали своё имя и в некоторых наименованиях Западной Украины и Белоруссии: Дулибы, Дулебы, река Дулеба и т.п. Есть все основания думать, что в эпоху великого переселения народов это славянское племя, как и ряд других, было разрезано на две части, одна из которых оказалась около Судетов (Чехия), а другая — в пределах теперешней Белоруссии и Западной Украины.

В третий и последний раз дулебы появляются на страницах летописи в событии, датированном 907 годом: «Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000».

Ценность этой информации заключается в том, что благодаря ей, во-первых, становится ясно: дулебы — это не общее название славян, а отдельный этнос. Во-вторых, не возникает никакого сомнения в том, что они не особо отличались от других народностей — во всяком случае, не чуждались ратного дела.

Ушедшие в землю

Аль-Масуди, арабский исследователь первой половины 10-го века, в одном из своих трудов упоминает народ под именем «валинана». Он пишет, что в древние времена у славян этот народ был коренным, и правил им некий царь по имени Маджак. Этот народ был наиболее уважаемым у славян и имел превосходство над другими. В дальнейшем начались раздоры, порядок нарушился, «валинана» разделились на отдельные колена, и каждое племя избрало себе царя по причинам, которые Аль-Масуди не указал.

По данным археологических раскопок, после дулебов остались землеробские поселения с плодородными землями (например, город Плиснеск) и курганные могильники с остатками трупосожжений. Остатки кремации, собранные с погребального костра, ссыпались в небольшие и неглубокие ямки или, значительно реже, ставились на дно ямы в урне — глиняном сосуде.

Жилищами дулебам служили полуземлянки площадью 8-20 квадратных метров, квадратные или подквадратные в плане, углубленные в грунт на 0, 5-1 метр. Стены домов в одних случаях были срубными, в других имели столбовую конструкцию. Полы делались земляными, иногда они промазывались глиной, в редких случаях выстилались досками. Перекрытия были двускатными, они имели деревянный каркас, который покрывался досками или соломой. Имелись и наземные постройки. Так, на городище Зимно выявлены, следы большого такого строения, по-видимому, поделенного на несколько камер, в каждой из которых имелся очаг.

Что касается мест, которые дулебы избирали для своих поселений, любопытны упоминания таких арабских историков, как Ибн Русте и Абед-аль-хай Гадризи. Так, Гадризи говорит о том, что жили они на острове, во влажной стране, где якобы обитало 100000 жителей. Руководил ими царь. Они были людьми воинственными, собирали дань со славян, но не пахали и не сеяли.

Возможно, чужестранцы считали озером широкие заливные долины рек Горыни (на востоке) и Стыря (на западе), которые дулебы (волыняне) успешно перегораживали дамбами, делая непроходимыми особенно на транзитных путях.

Арабоязычный энциклопедист 10-го века Ибн Русте говорил о том, что у дулебов особенное положение занимают ведуны, которые считают себя выше царя. Этот народ живёт на острове, который находится в десяти днях от печенегов и окружён озером. Остров — длиной в три дня пути, он болотист и лесист. Славяне делают здесь хмельной напиток из меда. Кони у них есть только у верховного царя, зато они умело плавают на челнах.

Как видите, оба историка совпадают в деталях, что значительно повышает ценность сказанного.

Гроза центурионов

Если археологические и исторические исследования, касающиеся дулебов, крайне скудны, то «Велесова книга», которую нередко считают кладезем информации о праславянах, о них говорит довольно много и в восторженных тонах. Так, на дощечке 24-Б сказано: «…это Волынь идёт впереди и бьёт врагов, потому что храбрая есть, и та Волынь есть родом первым…». Примечательно, что, кроме Волыни, первородностью «Велесова книга» не награждает больше никого!

Об интересном и особенном названии славян Карпатского периода, а в дальнейшем и Волынского, пишет дощечка 7-Э: «…и не имели тогда никого, только дулибов (дулебов)…»

И вовсе уникальным является упоминание на дощечке 29 о войнах между дулебами и римлянами: «…а вспомним, как римские орлы испытали поражение от Дедов наших в устье Дуная, и это Троян напал на дулибов, и это Деды наши пошли на легионы и разбили их…» (…I спомыньемо якодже роместе орлi пораждiене бяще от дiеды наишiе на устiу данаiевоу i се трiань налiезе на дуленбе i се дiедове нашiа iдощiа на лiегоiонiе i розтрщеща iex…).

То есть дулебы, перейдя Карпаты и заняв верховья Днестра и центральную Волынь (до 1-11 веков), согласно «Велесовой книге», стали предками всех славян! Местом их военных действий было устье Дуная, заняв которое, римские легионы императора Траяна открыли бы себе путь на другую сторону Карпат.

Естественно спросить, а есть ли хоть какие-нибудь исторические свидетельства сказанного, кроме «Велесовой книги», которую многие считают подделкой? Мог ли союз, а далее государство дулебов-славян-росов-волынян, и вообще общеславянское государство на Волыни, быть незамеченным соседними народами?

Увы, исторических доказательств этого не существует. Но совершенно очевидно, что ближе к 9-му веку в славянском окружении употребление названия «дулебы» постепенно исчезает. На смену им приходят названия «волыняне» или «бужане». Так что исследования о возникновении и постепенном угасании дулебов ждут нас впереди.

Виктор ПРИХОДЬКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая