История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Высокогорная земля

Вся древняя история началась в регионе, известном как Плодородный полумесяц, включавшем в себя Египет, восточное побережье Средиземного моря и Месопотамию. Распространено мнение, что цивилизация зародилась в Египте или Вавилоне. Более сведущие люди называют Шумер. На самом деле первое государство возникло в Эламе.

Сегодня от страны Элам не сохранилось даже названия. Страна эта занесена песками, а летом столбик термометра днём и в тени поднимается выше 50-градусной отметки. Все три жарких месяца, когда обжигающие сухие ветра проносятся над песком, люди стараются буквально зарыться в землю и прячутся в прохладных подвалах. Ни бассейнов, ни кондиционеров — ничего там сегодня нет. Есть небольшой город Шуш, над которым нависают песчаные холмы, таящие развалины. А прежде была здесь столица Элама — великий, богатый и прекрасный город Шушан, или, как называли его греки, — Сузы.

Где он находился?

Древний Элам

Древний Элам был совсем небольшой страной, расположенной к востоку от реки Тигр. Только в древности с севера на юг, с гор к Персидскому заливу, текли три полноводные и чистые реки — Хоасп, Эвлея и Диз. Они змеились, извивались, образовывали витиеватые изгибы и насыщали землю Элама водой. В жарком климате при обильном водоснабжении земля родила небывалые урожаи. Неудивительно, что вслед за земледелием на равнине Элама, позднее получившей , имя Сузианы (по главному городу), стали развиваться ремесла и строительство. Благо горные районы давали металлические руды, строительный камень и лес. В 3-м тысячелетии до нашей эры Сузам удалось установить господство над другими городами, такими как Симашкй, Парахсе, Адамдун. Особое место в Эламе занимал город Аншан на Иранском нагорье (современная провинция Фарс), он ни в чём не уступал Сузам. Но сузианцам удалось покорить горных соседей на севере и востоке. Так образовалось государство Элам, которое в соседнем Шумере называли Нимом, а в Аккаде — Эламту. В переводе оно означало просто «высокогорная земля». Это, кстати, поясняет одну непонятную для историков деталь: если Сузы расположены на равнине, почему Элам именовался «высокогорной страной»?

Всё очень просто. Благодатная житница Элама с Сузами действительно располагалась на равнине. Но сама страна Элам в лучший период времени простиралась на север до самого Каспийского моря. Большая часть этой страны располагалась в горах.

Имя семита

Об антропологической принадлежности жителей древнего Элама не известно ничего. Если верить Библии, то они произошли от семита по имени Элам. Если же опираться на изображения, сохранившиеся с древних времён, и сведения греческих историков, то жители Элама были темнокожими и говорили на непонятном языке. В Библии эламитов поминали лишь как злобных, жестоких и безжалостных варваров. Современные учёные считают, что первоначальные обитатели южной части страны были темнокожими и низкорослыми, но вовсе не неграми, хотя Африка там и недалеко. Эламиты, по их мнению, относились к дравидской расе, к той же расе принадлежали жители Белуджистана. Но кроме темнокожего, в Эламе имелось светлокожее и более высокое население. Учёные относят его к семитам. Итак, темнокожие и низкорослые — на равнине, светлокожие и высокие — в горах? Однако сегодня в горных районах иранской провинции Хузистан живут люди высокого роста и с очень тёмной кожей, но не арабы и не семиты… И не дравиды. Впрочем, за 6 тысячелетий трудно ожидать антропологической идентичности! А вот язык, на котором говорили эламиты, и вовсе отвратительно поддаётся расшифровке. Причём понять смысл некоторых записей ещё возможно, поскольку эламиты со временем стали использовать аккадскую клинопись, а то и вовсе писали на аккадском языке. А вот надписи более раннего, доклинописного времени, записанные не слоговым, а иероглифическим письмом, расшифровать невозможно.

О том, как жили и во что верили эламиты, мы знаем из записей их соседей. Правда, соседи путаются, нередко противоречат друг другу, искажают эламские имена, но уж лучше такие свидетельства, чем никаких.

Самыми почитаемыми у них были три божества: Пиненкир (великая мать, от которой произошли все эламиты), её сын бог Хумпан и её брат Иншушинак, персональное божество города Сузы. В божественном пантеоне имелись ещё две богини-матери — Парти и Киририша, а также несколько богов мужского пола — Хутран, Наххунте, Манзат, Лагомар, Нарунди.

Для богов строили прекрасные храмы. Каждый правитель стремился отметиться таким строительством. Самым известным, хотя и незавершённым храмовым комплексом считается Дур-Унташ, расположенный в 30 километрах от Суз. Его постройку начал царь Унташ-Напириш в 13-м веке до нашей эры. Он успел возвести 42-метровый зиккурат, выстроить верхний город, подвести к нему канал для снабжения водой, украсить семь храмовых ворот крылатыми львами, но умер в процессе строительных забот. И храм так и не достроен. А потом пришли враги и частично разрушили постройку. Так, занесенный песками, памятник эламского зодчества и достоял до наших дней.

Незавидная судьба

Государством управлял триумвират: главный правитель (суккальмах), осуществлявший верховную власть, его первый заместитель и управитель Симаша и управитель (суккаль) города Сузы. По традиции должность управителя Симаша отводилась брату царя, должность суккаля Суз — старшему сыну царя. Власть передавалась не от отца к сыну, а от брата к брату. Сын наследовал власть лишь тогда, когда умирали братья царя. Впрочем, с 3-м тысячелетия до нашей эры, когда Элам стал вести активную завоевательную политику, цари жили недолго. Их сыновьям почти всегда удавалось дожить до собственного правления.

В отличие от многих древних цивилизаций, в Эламе женщины занимали особое положение в обществе. Их почитали и к их мнению прислушивались. А в период расцвета Эламского царства за женщинами было признано и юридическое равноправие. Такой свободой, которую эламские законы признавали за женщинами, не обладали даже женщины античности. Они могли распоряжаться и своей жизнью, и своим имуществом. Может, поэтому для утверждения передачи власти от отца к сыну эламитам потребовалось почти 2 тысячелетия. И царям, получившим власть не по закону, а в результате борьбы, всё равно приходилось доказывать, что они происходят от богини Пиненкир — великой матери. Не удивительно, что в правящей среде было принято заключать близкородственные браки (братья женились на сёстрах) и практиковать левират (жену умершего брал в жены его брат).

За 3,5 тысячелетия существования Элама в нём сменилось множество правящих династий. Имя первого царя Элама неизвестно, но он был современником первой династии Урука и Киша. За ним следуют легендарные цари с именами — Хумбаба, Кимбастир и Кутир-Лакамар, известный по упоминанию в Библии как Кедорлаомер — злобный и безжалостный завоеватель Ханаана. Потом, примерно в 2600 году до нашей эры к власти пришла династия царей из Авана, которая продержалась на троне более 500 лет. Цари этой династии воевали с Аккадским царством, попали под его власть, и вернули независимость только при Кутике-Ин-шушинаке, последнем царе династии, и то ненадолго, пав под ударами племени кутиев. Только через столетие страну освободили цари из династии Симашки. Первому из них удалось взять под контроль сам город, его преемник присоединил Сузы и Аван, а потом по всему Эламу пошло восстание за восстанием, и завоевателям из Ура пришлось бежать из страны. Но династия продержалась только до 19-го века до нашей эры. Её сменили сузские суккальмахи Эпартиды, которые удачно правили страной и даже вели завоевательные войны. Однако в 15-м веке до нашей эры Элам захватили племена касситов, и освободиться страна смогла лишь через столетие. К власти пришли цари Аншана и Суз. Элам в эту эпоху переживал расцвет. Именно в это время царь Унташ-Напириш начал строительство в Дур-Унташ. Его преемники вели удачные войны, даже захватили Вавилон и вывезли оттуда в Сузы знаменитую стелу с законами царя Хаммурапи. Один из царей династии, любитель древностей и диковин, собрал в Сузах целый каменный лес из вавилонских и аккадских стел. Однако в 1130 году до нашей эры Элам завоевал царь Навуходоносор, а скоро и Элам, и Вавилон стали добычей ассирийского царя Тиглатпаласара. Снова Элам упоминается лишь в документах середины 8-го века до нашей эры. Впрочем, воскресение Элама длилось недолго. Как и прежде, эламские цари ввязывались в войны с Вавилоном и даже пытались сажать на вавилонский трон своих ставленников, но безуспешно. А в 640 году до нашей эры Элам пал под натиском ассирийцев. Ашшурбанапал шумно отпраздновал усмирение Элама: трёх последних его царей он приказал впрячь в свою колесницу вместо коней. Так Элам прекратил существование. Самых непокорных эламитов ассирийский царь предпочёл выселить за пределы родной земли — в Самарию, поближе к ненавидящим их иудеям.

Михаил ВОЛОШКО



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: