История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Дипломаты древней Мексики

Оахака - Y-образная долина площадью 2000 квадратных километров, разделенная на 3 субдолины: Этлу, Тлаколулу и Валье-Гранде. В конце II тысячелетия до нашей эры в Оахаке возникли зачатки цивилизации, а самым большим поселением стал Сан-Хосе-Моготе.

К 700 году до нашей эры в поселении Сан-Хосе Моготе проживало около 1000 человек. Его лидерам удалось подчинить все окрестные земли, причем действовали они путем не войны, а дипломатии: старались превзойти конкурентов в богатстве, пышности строений, устраивали совместные банкеты. Ещё популярнее были брачные альянсы: верховный вождь отдавал дочь или сестру лидеру подчиненной общины, чтобы, с одной стороны, повысить его статус, а с другой - сделать обязанным себе.

Первые колонизаторы Америки

Загадочные танцоры Монте-Альбана

В 700-500 годах до нашей эры отношения между областями Оахаки уже не были мирными - археологи нашли сожженные дома и храмы, укрепления. В 500 году до нашей эры Сан-Хосе-Моготе был покинут. Переселенцы заняли «ничейную землю» и основали город на священной горе Монте-Аль-бан. На заре истории его жителям довелось много сражаться, о чем свидетельствует интересный монумент.

Еще первые исследователи Монте-Альбана обнаружили плоские камни с резьбой, на которых изображены уродливые обнаженные фигуры в странных позах. Их обозвали «танцорами» - человечки будто бы парят в пространстве, их ноги подогнуты, ладони касаются разведенных коленей, что показалось ученым похожим на танцевальные па. Позднее появились и другие толкования, порою - еще фантастичнее. Есть мнение, что «танцоры» - портреты божественных предков. Другая популярная версия: рисунки служат учебником по медицине, при помощи которого будущих лекарей Монте-Альбана знакомили со строением человеческого организма. Кое-кто даже углядел на древних стелах... изображение кесарева сечения!

Поначалу считалось, что монументы созданы в 600 году нашей эры. Потом выяснилось - камни использовали повторно, в позднейших постройках. Первоначально они составляли композицию на стене здания в городском акрополе и изображали не танцоров, предков или же медицинские экспонаты, а принесенных в жертву, изувеченных врагов Монте-Альбана.

Галерея из 300 поверженных врагов относится к III-II векам до нашей эры. Она является одним из самых устрашающих примеров военной пропаганды во всей Мексике. Но кто на ней изображен? В «танцорах» видели и пришельцев из Старого Света (у некоторых фигур заметны бороды, «семитские» и «негритянские» черты лица), и беженцев из Атлантиды. Ученые, однако, ищут конкурентов Монте-Альбана в самой Мексике. В то время существовало несколько мощных центров, самым знаменитым из которых была ольмекская Ла-Вента. Но данные раскопок показали: жители оахакских областей сражались не с внешним врагом, а... друг с другом. Переселенцы из Сан-Хосе-Моготе, заняв удобную для обороны гору, получили стратегическое преимущество и к 100 году до нашей эры завоевали всю долину. Родилось государство сапотеков.

Конференция на высшем уровне

В 100 году до нашей эры - 200 году сапотекское государство вышло за пределы Оахаки. Но не все области были захвачены силой: сапотеки где только могли, стремились решить дело миром, о чем рассказал другой образец пропаганды.

Одно из самых необычных зданий Монте-Альбана - «здание J» в форме острия стрелы, ориентированное под косым углом к другим строениям. Его стены содержали более 40 камней с резьбой, которые обозначали территории, покоренные за пределами Оахаки. На них нанесены знаки: название местности, дата, когда она перешла под власть Монте-Альбана, и перевернутая голова побежденного вождя.

Изображения голов не так часты - многие предпочитали сдаться сапотекам на почетных, выгодных условиях. Те охотно шли навстречу. Чем воевать, лучше отдать противнику невесту!

Монте-Альбан установил «коридор влияния» между Центральной Мексикой и Тихим океаном площадью 20 тысяч квадратных километров. С 200 года он стал крупнейшим городом на южном мексиканском высокогорье и оставался таковым 500 лет, прозванных «золотым веком сапотеков».

Теотиуакан мог стать им серьезным соперником, но благодаря умелой дипломатии державы остались в мирных отношениях и решили поделить сферы влияния. Одна из стел в Монте-Альбане изображает «конференцию на высшем уровне» между владыкой сапотеков и теотиуаканским послом, а в Теотиуакане находился «оахакский квартал» сапотекских ремесленников и торговцев.

Сапотеки разработали три способа взаимодействия с соседями. Если те были слабы, к ним направляли колонистов и убеждали сотрудничать. Когда им оказывали сопротивление, то посылали войска. Если наталкивались на серьезных конкурентов, в ход шла изощренная дипломатия. Полтысячелетия их методы успешно действовали, но потом сапотеки начали терять провинции, а позднее их начал теснить из самой Оахаки более воинственный народ - миштеки.

«Хмурые люди» - миштеки - заселяли северо-запад Оахаки чуть ли не с X века до нашей эры. К первым векам нашей эры они достигли уровня цивилизации и создали ряд небольших государств.

Сапатекский «дипломатический подход», в особенности брачные альянсы, пришелся миштекам по душе. Они охотно заключали браки с наследницами сапотекских знатных родов и на законных основаниях селились на их землях, отстраняя от власти самих сапотеков. Простолюдины следовали примеру повелителей. Два народа постепенно смешивались, и порой невозможно определить, сапотекским или миштекским является тот или иной памятник старины. Даже Монте-Альбан перешел со временем к миштекам.

Нежелающие признавать чужеземную власть постепенно собирались на юго-восточной окраине державы. Там находилась крепость Митла, ставшая с X века новой религиозной столицей сапотеков. Считается, что это государство представляло собой теократию во главе со всемогущим верховным жрецом, который настолько почитался, что ни один смертный не смел на него взглянуть, не опасаясь за голову.

Несколько столетий Митла держала под контролем окрестные земли, но в 40-х годах XV века она была завоевана миштеками. Остатки сапотеков оттеснили к перешейку Теуантепек. Их последней столицей стала Саачила, которой довелось принять удар других могущественных противников - ацтеков.

Политика Косихоеса

Монтесума I в середине XV веке завоевал северо-западную часть Оахаки, но всерьез за нее взялся правитель-полководец Ауисотль. Он захватил центр, другие области, оставил гарнизоны на перешейке Теуантепек, который населяли сапотеки.

В это время главой сапотеков был Косихоеса («Создатель молнии»), умный и дальновидный вождь. Он заключил союз с извечными врагами - миштеками. Объединившись, два народа создали сильную армию. Под руководством Косихоесы она в 1496 году разгромила ацтекские гарнизоны и отбила Теуантепек.

Ауисотль организовал карательный поход. Сапотеки отступили в горы и укрепились на одной из них. Ацтеки предпочли штурму осаду. Сапотеки умело защищались. Потеряв пол-армии, Ауисотль решил пойти на мир, прибегнув к испытанному средству - брачному альянсу.

Подобное решение проблемы было вполне в духе сапотеков, однако Косихоеса поначалу упирался, заявляя, что не видел будущей невесты. Во время купания Ауисотль подстроил его встречу с дочерью. Красивая девушка понравилась владыке сапотеков. Теперь он опасался, как бы невесту вдруг не подменили, и велел посланнику опознать ее по родинке на руке.

Борьбу за Оахаку продолжил Монтесума II и вел ее вплоть до прихода испанцев. Хотя в 1516 году в руки ацтеков попал священный город сапотеков Митла, сам народ подчинить не удалось. Косихоеса продолжал контролировать часть Оахаки и перешейка Теуантепек. Сложнее у него обстояли дела с бывшими союзниками - миштеками, которых он попытался обдурить - уступил им по условиям договора только небольшое поселение. Между ними вновь начались стычки.

Когда пришли испанцы, Косихоеса попробовал договориться и с ними - заключить союз, надеясь, что и те ему помогут. Его планы потерпели крах, но «дипломатический подход» спас много жизней. Завоевание Оахаки произошло так тихо, что практически не отразилось в хрониках. И Косихоеса, и его наследник Косихопий («Ветер из молний»), сын ацтекской принцессы, смогли уцелеть.

Через несколько лет Оахака стала владением Кортеса.

Сапотеки по сей день живут в Оахаке. Они пережили конкисту, колониальный гнет, прославились в новой истории Мексики (один из самых знаменитых президентов страны, Бенито Хуарес, был по происхождению сапотеком) и хранят наследие народа, который принес цивилизацию на южные мексиканские нагорья.

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: