История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Наследники Геракла

Дорийцы, завоевавшие Пелопоннес в полулегендарные времена, - пожалуй, самый загадочный из всех древнегреческих народов. Значительную часть информации о них приходится получать из мифологии, а не из исторических хроник.

Согласно греческой мифологии, родоначальником дорийцев считался Дор. Он был одним из сыновей нимфы Орсеиды и Эллина (мифического прародителя греков, внука Прометея). По его имени народ и стал называться дорийцами. Они жили в Средней Греции, у Олимпа, в области Дорида, которую якобы получили от самого Геракла. Около 1100 года до нашей эры дорийцы под начальством детей Геракла вторглись в Пелопоннес.

Вторжение с севера

Дорийцы

Во время Троянской войны, которая происходила приблизительно в XIII веке до нашей эры, древнегреческая народность состояла из четырех основных и близкородственных племен: ахейцев, эолийцев, ионийцев и дорийцев. Последние первоначально жили к северу от Греции. Но вскоре начались серьезные перемены. «После Троянской войны в Элладе происходили переселения племен, так что состояние ее было тревожное, беспорядочное», - писал об этой эпохе древнегреческий историк Фукйдид. В результате прежнему порядку расселения племен пришел конец.

Дорийцы были суровыми и воинственными людьми. Охотники, пастухи и земледельцы без колебаний брались за оружие и в бою действовали очень слаженно, плотно смыкая щиты и сметая врага выставленными вперед копьями. После долгих странствий они захватили новую территорию - небольшую и бедную область в горах между хребтами Пинда и Эты. Здесь они основали четыре неукрепленных поселка, самым значительным из которых был «обуреваемый ветрами» Эриней. Но вскоре дорийцы покинули Эриней, двинулись на юг и вторглись в Пелопоннес. При этом они объясняли свои завоевания восстановлением наследственных прав потомков Геракла, которыми себя и считали.

Достоверных известий об этом вторжении очень мало.

Победоносное движение дорийцев с севера в Пелопоннес воспели поэты Тиртей и Пиндар. Много позже, в V веке до нашей эры, об этих же событиях сжато рассказал Геродот, назвавший дорийцев «много странствовавшими» (polyplaneton). Позднеантичные авторы также сохранили факты крушения микенского мира. Память об этих событиях, получивших название «возвращение Гераклидов», веками передавалась из поколения в поколение.

Дорийцы разрушили и сожгли Пилос, Тиринф, а в конце XII века до нашей эры - и «златообильные» Микены. Они стояли на более низкой ступени развития, чем ахейцы или критяне, но умели обрабатывать железо и ковать из него оружие. Поэтому дорийское нашествие считается началом железного века в Восточном Средиземноморье.

Жертва царя

Дорийцы отличались суровым нравом, аскетическим образом жизни и строгой дисциплиной. Поэтому их вторжение произвело коренной переворот во всех сферах жизни Пелопоннеса. Первоначально ими были завоеваны лишь немногие области, где они заключили с местным населением договоры об имуществе и разделении политических прав. Однако вскоре началась ассимиляция коренных племен, которые постепенно превращались в дорийцев или теряли свободу.

Драматичная борьба развернулась за Аттику. Завоевав большую часть Пелопоннеса, дорийцы тотчас же попытались ее покорить и пошли на Афины. Увидев полчища суровых горцев, афинский царь Кодр обратился за предсказанием к знаменитому Дельфийскому оракулу. Тот ответил в присущем ему многозначительном стиле: «Победу одержит то войско, чей царь будет убит». Одновременно оракул сообщил афинянину, что вожди дорийцев строго запретили им убивать Кодра (очевидно, предсказание было известно и им). Положение казалось безвыходным, но афинский царь нашел, неожиданное решение.

Решив во что бы то ни стало спасти родину от рабства, он сменил царскую одежду на рубище пастуха и незаметно пробрался в неприятельский стан, где его никто не узнал. Нарочно устроив ссору с одним из воинов, он ввязался в драку и был им убит. Цель была достигнута, а потрясенные дорийцы лишились надежды на победу и отступили из Аттики. Царь Кодр стал в Афинах национальным героем, и афиняне еще долго показывали место, где он был убит.

Все дорийские государства были связаны между собою общим союзом для обороны от врагов и мирного решения междоусобных споров. Везде в них правили Гераклиды, которые одновременно были царями, военачальниками и верховными судьями. Каждый дориец имел участок земли и был обязан служить в войске. Тяжбы и уголовные дела решались по старым обычаям. У этих племен рано развился дух порядка, дисциплины, трудолюбия и мужества. Долгое время сочетание этих качеств делало их непобедимыми. Однако надменность и жестокость к побежденным были темными сторонами дорийского характера. Одним из самых известных полисов, основанных дорийцами, была Спарта. И спартанцы во многом были прямыми наследниками дорической сдержанности, жестокости и отваги.

При всем этом именно дорийцам с их железной логикой и рационализмом эллины обязаны своей архитектурой. Древнейшие дорийские святилища, возможно, воспроизводили лесную поляну с алтарем либо пещеру. Из лесистых и дождливых районов горцы принесли в Грецию идеи двускатной крыши и простых деревянных столбов, поддерживающих на выносе кровлю, чтобы отвести сток воды от стен, сложенных из быстро размокающего сырцового кирпича.

Дорийцы развивали простое, иногда примитивное искусство геометрического стиля. Но именно геометрический стиль добавил в греческое искусство элементы строгой и рациональной гармонии. С годами слово «дорическим» превратилось в синоним всего простого и мужественного.

Города-побратимы

Результатом дорийской колонизации в бассейне Черного моря стало появление таких греческих полисов, как Каллатис на территории современной Добруджи (Румыния) и Херсонес на юге Крыма. Считается, что Херсонес Таврический был основан в 30-х годах VI века до нашей эры, а Каллатис - в конце того же века. О нем, в частности, упоминает знаменитый Страбон в своей «Географии».

Вначале оба этих города представляли собой небольшие поселения, однако, уже через век их территории значительно выросли. Будучи частью дорийской общности, население Каллатиса и Херсонеса поддерживало между собой постоянные и эффективные торгово-экономические и культурные связи. Пик развития этих городов пришелся на IV век до нашей эры. В Херсонесе и Каллатисе в этот период чеканилась собственная серебряная монета, производились оригинальная керамика и мелкая пластика. Обнаруженные археологами находки свидетельствуют о высоком мастерстве и вкусе греческих мастеров-колонистов: строителей, архитекторов, скульпторов, ремесленников и ученых. Для жителей этих городе основным занятием было не только земледелие, но и морская торговля. Не случайно на монетах Каллатиса имеется изображение торгового судна.

Показательно, что оба полиса находились на территориях чужих стран, фактически в окружении варварских племен. Со II века до нашей эры Херсонес активно воевал со скифами. Когда же горожане обратились за помощью к царю Понта и Боспора Митридату VI Евпатору, тот разбил кочевников, но одновременно покончил и с независимостью Херсонеса, расположив на его территории свой гарнизон.

Для Каллатиса приход в 71 году до нашей эры римлян закончился захватом города. Но завоеватели не стали размещать в Каллатисе свой гарнизон, а составили договор о формально равных политических отношениях Каллатиса и Рима. В результате они получили важный форпост на границах огромной страны без особых финансовых вливаний.

Окруженный крепкими стенами и оборонительными сооружениями Херсонес благополучно выстоял под напором варварских нашествий и просуществовал еще несколько веков. Каллатис же стал одной из многих дунайских приграничных крепостей, которыми Рим стремился защититься от набегов племен даков.

В истории этих двух дорийских колоний на берегу Черного моря можно отыскать немало сходных черт и увидеть близкий исторический путь. Будучи колониями одной дорийской метрополии, Гераклеи Понтийской, оба города развивали мореходство и торговлю, стали крупными торговыми центрами, сражались с варварами, а позднее отбивались от римских притязаний.

Однако Херсонесу повезло больше - он перенял римскую культуру и процветал еще довольно долго. Каллатис же превратился в рядовой пограничный городок, в конце концов разрушенный варварами.

Евгений ЯРОВОЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: