История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Потерянные братья скифов

О скифском народе исседонов нам известно всего лишь от одного человека, который, возможно, лично видел этих людей. Благодаря рассказу греческого путешественника Аристея в наши дни история этого забытого племени открывается заново.

Древнегреческим мореплавателям и торговцам хорошо были известны Черное и Азовское моря. На их берегах они основали ряд городов-колоний, где вели торговлю со скифами - народом, обитавшим в степях Северного Причерноморья. Греки иногда проникали далеко вглубь скифских земель. И совершали там удивительные открытия.

Мистическое путешествие Аристея

Грек Аристей, живший в VII-VI веках до нашей эры, был незаурядной личностью. Он родился и жил на Проконнесе - довольно крупном острове в Мраморном море. Будучи сыном одного из знатных граждан этой греческой колонии, Аристей являлся верным почитателем Аполлона - бога мудрости и небесного света.

В античном мире ходило много странных и удивительных историй о жизни и приключениях Аристея. Одна из них дошла до нашего времени в пересказе Геродота. Начинается легенда очень странно: однажды Аристей вошел в сукновальную мастерскую и там внезапно... умер. Хозяин мастерской, увидев безжизненное тело гостя, сообщил об этом его родственникам. Но когда те пришли, то «не нашли в ней Аристея ни мертвого, ни живого». При этом Геродот ссылается на свидетельство одного из граждан Кизика (остров рядом с Проконнесом), который уверял, что видел Аристея и беседовал с ним в то время, когда родные считали, что он мертв.

Так же неожиданно, как исчез, Аристей вернулся в родной город. Но случилось это через семь лет! Вернувшись, он сочинил «Эпос об аримаспах» («Аримаспею»), а затем вновь исчез. На этот раз уже окончательно. От его эпоса не сохранилось почти ничего. Лишь отдельные фрагменты дошли до нашего времени. Но это произведение было широко известно и популярно у различных античных писателей, начиная с VI-V веков до нашей эры. В нем рассказывалось об удивительных путешествиях автора по областям скифского мира, вплоть до неведомой страны исседонов. Поэма содержала описания обычаев, внешнего вида, быта и нравов различных скифских народов и их соседей. Особый интерес вызывало повествование о фантастических существах, якобы обитавших за страной исседонов, далеко на севере.

Во времена древнеримского ученого Плиния Старшего была популярна легенда о том, что сам Аристей вовсе никуда не ходил, а это его душа, покинув тело в обличье ворона, странствовала по свету. Философ Максим Тирский во II веке утверждал: «Он (Аристей) рассказывал, как его душа покидала его тело и, паря в небе, пересекала страны, и греческие, и чужеземные, все острова, реки, горы; что пределом его путешествия была страна гипербореев. Таким путем он получил обильные знания...» Так достиг ли этот путешественник страны исседонов, или его рассказы о ней - всего лишь плод буйной фантазии?

Позолоченные черепа

Исседоны

Самые подробные, хотя и отрывочные сведения об исседонах мы традиционно находим у «отца истории» Геродота. По его свидетельству, Аристей проник далеко на север от Скифии. Там он узнал, что еще дальше обитают другие народы, в частности гипербореи, живущие «на границе с морем».

Опираясь на информацию Аристея, Геродот сообщает совершенно невероятные факты. Надо признать, что они не отличаются особой привлекательностью. Вот, в частности, что он рассказал про обычаи исседонов: «Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его и мясо разрубают на куски. Затем разрезают на части также и тело покойного отца того, к кому они пришли. Потом все мясо смешивают и устраивают пиршество. После этого с черепа умершего снимают кожу, вычищают его изнутри, покрывают позолотой и хранят как священный кумир, которому ежегодно приносят обильные жертвы. Жертвоприношения совершает сын в честь отца». Эти строки Геродота породили кладоискательскую легенду о существовании позолоченных черепов. Однако до сих пор ни одной подобной находки не встретилось ни профессиональным археологам, ни охотникам за сокровищами.

Далее Геродот утверждает, что женщины у исседонов «совершенно равноправны с мужчинами». Некоторые исследователи, опираясь на это, полагают, что народ исседонов мог быть связан с мифом об амазонках. Другие же считают, что в этом проявляются отголоски матриархата.

Видимо, территория, которую в то время занимали исседоны, не была их родиной. Вот что об этом пишет «отец истории»: «...за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди; за аримаспами - стерегущие золото грифы, а еще выше за ними - гипербореи... Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями. Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину». Получается, что аримаспы прогнали исседонов с их исконных земель.

Климат далеких земель пугал теплолюбивых греков. Здесь все вызывало удивление. Считалось, что местная зима «столь сурова, что восемь месяцев стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведешь костер... да и остальные четыре месяца не тепло». Особое удивление вызывал снег, который Геродот называл «перьями» - «ведь снежные хлопья похожи на перья». При этом он писал, что «к северу от Скифской земли постоянные снегопады; летом, конечно, меньше, чем зимой». Это утверждение доказывает, что в этих местах греков практически не было, и они описывали их с чужих слов.

Итак, исседоны - это древний народ или одна из скифских народностей, о которой нам сравнительно мало известно. Из немногочисленных писателей и историков античности лишь легендарный Аристей мог видеть этих людей и общаться с ними. Дошедшие же до нашего времени сведения Геродота, Гекатея, Павсания или Плиния - всего лишь пересказы тех данных, которые Аристей сообщил в своей пропавшей поэме.

Факты против домыслов

Сомнения в реальности путешествия Аристея возникли отнюдь не на пустом месте. Однако анализ дошедшей до нашего времени информации позволяет утверждать, что автор «Аримаспеи» все же не только бывал в Скифии, но и достиг страны исседонов - самой крайней территории протосарматских кочевников. Уж слишком подробны и достоверны отдельные детали его описания.

В те времена подобное путешествие было сродни настоящему подвигу. Греки немало путешествовали, но в основном они передвигались по морю. Продвигаться же вглубь варварских территорий было крайне опасно, поэтому эти земли оставались для них загадочной и страшной terra incognita. В этой связи столь дальние странствия Аристея не имеют аналогов для своего времени!

Надо отметить, что проблема исседонов в науке окончательно не решена. До сих пор ведутся споры об их этносе, местах расселения и связи с определенными археологическими культурами. Если обратиться к карте Геродота, составленной в 450 году до нашей эры, то можно увидеть, что он помещал этот народ к северо-востоку от Каспийского моря. Выше них жили лишь аримаспы. Поэтому многие современные исследователи помещают их в Южную Сибирь и Зауралье севернее приаральских массагетов.

Есть точка зрения, что исседоны Геродота обитали на берегах озера Ессей, что якобы подтверждается античным астрономом и географом Клавдием Птолемеем, а также средневековыми картографами Герардом Меркатором и Йодокусом Хондиусом. Другие исследователи полагают, что местом их кочевок были Тургайское плато и казахский мелкосопочник, от района современного Джезказгана до Иртыша в районе Семипалатинска.

Географическое положение этой области и археологические находки, приписываемые исседонам, позволяют некоторым ученым отождествить их с предками асов (ясов, аорсов). Часть исследователей видит их в асийском племени массагетов и даже в народе вусун (усуни). Были попытки отождествить название реки Исеть с названием якобы обитавшего на ней племени исседонов.

Но какова бы ни была истина, следует признать, что бесстрашный древнегреческий путешественник Аристей не только задал ряд вопросов своим потомкам, но и предложил ключ к их решению. Благодаря ему сохранилось имя давно забытого кочевого народа, который только сегодня выходит из небытия.

Евгений ЯРОВОЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: