История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Первые кочевники

Бывая на юге России, нельзя не обратить внимание на множество курганов - рукотворных холмов, которые оживляют унылый степной пейзаж. Эти древние памятники вошли в русскую поэзию, литературу и фольклор. Нередко они изображены на картинах художников, встречаются на официально утвержденных гербах и отмечены на топографических картах. Но мало кто знает, когда стали появляться эти удивительные земляные сооружения древности и что за народ их воздвиг.

Первые курганные насыпи на юге нашей страны начали возводиться одновременно со строительством египетских пирамид. Однако пирамиды в дельте Нила всемирно известны, тщательно изучены и навечно внесены в список семи чудес света. Но не менее грандиозное строительство, имеющее общие корни с египетским, развернулось в этот же период и в северопричерноморских степях. По своим масштабам оно явно превзошло шедевры древнеегипетской архитектуры, так как велось в течение нескольких тысячелетий, охватив десятки различных народов и несколько исторических эпох.

«Ямная культура»

Курганы причерноморья

Курганами у древних народов назывались могильные холмы, насыпанные в степи над погребениями. В отличие от Египта, строительным материалом для них служила земля. Поистине это были первые архитектурные сооружения в степи. Сейчас уже установлено, что самые древние курганы были возведены народами-кочевниками, основным занятием которых было скотоводство. Ни одной строчки о них не содержится у античных или средневековых историков. Безымянными они навсегда ушли в историю, оставив после себя только эти странные и мистические рукотворные холмы, перед которыми оказалось бессильно само время!

Лишь в начале XX века удалось узнать, кто же начал массовое строительство курганов в южнорусских степях.

В 1912-1913 годах на территории больницы в пригороде Одессы Слободке-Романовке был раскопан большой полуразрушенный курган. Местные археологи пригласили для консультации известного российского археолога Валерия Городцова. Он разработал хронологическую шкалу, согласно которой самыми ранними являлись захоронения в простых ямах, имеющих деревянное или каменное перекрытие. Эти памятники он предложил назвать «ямной культурой» и сделал вывод, что именно с ней связано начало курганного строительства в степях Восточной Европы.

Указанная хронологическая схема блестяще подтвердилась на практике и до сих пор используется археологами. Лишь последние исследования позволили уточнить, что наиболее ранние насыпи связаны с другими степными сообществами. Но массовое строительство курганов началось все же с появлением ямных племен.

Кровавая заря патриархата

Небольшой курганчик у села Хрустовая на Среднем Днестре в Молдавии является памятником наступления новой эпохи. Здесь удалось открыть 10 погребений ямной культуры. Сначала показалось, что это рядовой памятник эпохи ранней бронзы. Но это оказалось не совсем так.

Заключение специалистов-антропологов было лаконичным и звучало как выписка из уголовной хроники: «Череп из центрального захоронения принадлежал мужчине 25-30 лет. Смерть наступила в результате двух сильных ударов колющим предметом в лобную и височную часть головы». Так был получен окончательный ответ на один из многих вопросов, которые возникли после раскопок. Дело в том, что у всех погребенных, за исключением одного, черепа оказались пробитыми. Эти страшные раны, скорее всего, и явились причиной их смерти.

Сразу же возникло две версии: здесь совершено коллективное захоронение жертв вражеского набега или жестокого религиозного обряда. Проведенный в научных кабинетах анализ и заключение антропологической экспертизы позволили четко установить причины гибели этих людей.

Итак, молодой мужчина был убит двумя ударами в голову массивным костяным кинжалом. Второй удар пришелся в висок и был нанесен с такой силой, что череп был пробит насквозь, оружие застряло в нем. Расположение ударов свидетельствует, что мужчина погиб в бою, сражаясь лицом к лицу с врагами. Сородичи решили похоронить его по принятому обряду. Для этого была вырыта большая погребальная яма. Одновременно вокруг нее были подготовлены еще 9 ям меньших размеров. После этого и началась основная часть страшной погребальной церемонии.

Двое мужчин, две женщины и четверо детей - от года до 8 лет - были убиты сильным и точным ударом в затылок. Все удары были нанесены тяжелым тупым предметом - вероятнее всего, каменным топором. Показательно, что все отверстия в черепах убитых были одного диаметра, что свидетельствует о факте ритуального убийства. Каких-либо следов телесных повреждений не оказалось только на одном черепе, принадлежавшем женщине возрастом около 18-20 лет. Она лежала скорченно на боку, а на ее руках и ногах удалось обнаружить остатки растительных веревок. По-видимому, она оказалась единственной, оказавшей упорное сопротивление, и в отместку за строптивость ее связали и положили в могилу живой.

Из сохранившихся письменных источников известно, что в период становления патриархальных отношений после смерти вождя или царя для сопровождения его в потустороннем мире нередко убивали его жен и наложниц, а также многочисленных слуг. Скорее всего, такую же цель преследовали и кровавые жертвоприношения, обнаруженные в небольшом кургане ямной культуры на Среднем Днестре.

Повозки в погребениях

Степи Северного Причерноморья характеризуются умеренно теплым и засушливым климатом с непродолжительной мягкой зимой и жарким летом с частыми суховеями и засухами. Здесь всегда были огромные естественные запасы растительности, пригодной для разведения лошадей, коз, овец и других домашних4 животных. Без сомнения, наличие значительных источников воды было обязательным условием для развития скотоводческого хозяйства, и в данном регионе степей существовали все необходимые для него условия.

С другой стороны, анализ древних почв показал, что на протяжении IV-II тысячелетий до нашей эры климат здесь был более сухим и холодным, чем в наши дни. Природная растительность в этот период отличалась скудностью, и 1 квадратный километр пастбищ обеспечивал не более 50 овец. Уже к концу мая степь выгорала, поэтому пасти скот было возможно лишь в поймах крупных и мелких рек. Ситуацию, несомненно, усугублял и рост численности стад, приводивший к истощению почвы. Таким образом, благоприятные природные условия стимулировали развитие скотоводства в Северном Причерноморье, а суровые погодные условия приводили к необходимости постоянных поисков новых, еще не истощенных районов для кормления.

В глубинных районах, вдали от морского побережья, больших рек и пойменных почв исторически закономерен подвижный характер жизни скотоводов. Именно его и отражают сотни курганов и тысячи курганных захоронений. Важным аргументом в пользу данного заключения служат находки однотипных колес от повозок или их остатков. К этой же категории следует отнести и еще более редкие находки глиняных моделей колес.

К началу 1990-х годов в Северном Причерноморье и Предкавказье было обнаружено около 250 погребений, в которых находились целые и разобранные повозки или их детали. Практически всегда колеса были уложены на углах захоронений. Здесь они образовывали единое целое с деревянным перекрытием. По мнению некоторых исследователей, само могильное сооружение соответствует заупокойному жилищу-повозке, а остатки деревянных конструкций над ямами напоминают собой платформу кибитки. Судя по обнаруженным фрагментам, повозки имели массивную форму и вполне могли заменять кочевнику дом. Тащить их был в состоянии лишь крупный рогатый скот - быки или волы, кости которых иногда находятся в захоронениях.

Указанная категория находок, в первую очередь, символизирует освоение степных пространств и отражает основной вид экономики обитателей степей. Проведенные раскопки показали, что древнейшие скотоводы не только охраняли и пасли стада, но и охотились на многочисленную и разнообразную степную дичь, а иногда занимались и рыбной ловлей. Женщины работали главным образом по хозяйству. До сйх пор в ямах под древними курганами «путешествуют» во времени многочисленные обозы первых скотоводов. Еще недавно мы ничего не знали о них. Сейчас же в туманной исторической дымке удается рассмотреть размытые очертания первых хозяев восточноевропейских степей.

Евгений ЯРОВОЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая










Сообщество в G+