История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Победители солнца

Этот народ оставил больше доиспанских манускриптов, чем ацтеки или майя, но известен куда меньше, чем они. А ведь до конца их не смогли покорить ни воинственные соседи-ацтеки, ни грозные конкистадоры. Правда, свое главное сокровище в борьбе с завоевателями миштеки все же потеряли.

Название народа миштеков, жившего на территории нынешней Мексики, переводят по-разному: «народ из страны облаков», «белые люди», «темные люди» или даже «хмурые люди»... Хроники и пиктографические кодексы миштеков содержат обильную информацию о жизни их владык, легендарных и мифологических событиях. Но их нелегко интерпретировать, поэтому в истории народа до сих пор много белых пятен.

Подвиги Восьмого Оленя

Миштеки заселяли северо-запад современного мексиканского штата Оахака с X века до нашей эры. В пору расцвета они занимали территорию трех штатов: Оахака, Герреро и Пуэбла. За 500 лет, начиная с 200 года до нашей эры, они создали несколько довольно крупных государств, которые в III-IV веках распались на ряд мелких княжеств, самым значительным из которых было Тилатонго - «Черная Гора». Амбиции его владык и всех миштеков хорошо отражены в интересной легенде.

Как-то раз правитель Тилатонго взобрался на гору и провозгласил: «Кто хочет сразиться со мной?» Никто не принял вызов, только Солнце на миг ослепило воина лучами. Тот натянул лук, послал в него стрелу и застыл в ожидании ответного удара.

Солнце спокойно продолжало путь по небу. Раз не явилось на «дуэль», подумал воин, значит, признало себя проигравшим. Когда вечером светило, как всегда, скрылось за горами, он объявил себя победителем Солнца и владыкой окрестных земель!

В I тысячелетии в Оахаке существовало государство сапотеков с центром в Монте-Альбане. Когда в VII-VIII веках их столица стала приходить в упадок, миштеки захватили западную часть долины.

Тилатонго на протяжении двух поколений было связано с новым государством Хальтепек («Дымящаяся Гора») политическими браками между правящими домами. Затем правитель Хальтепека разорвал союз и выдал свою дочь по имени Шестая Обезьяна Змеиная Накидка за владыку Уачино. Притом, по миштекским законам, она осталась и его наследницей. Статус Тилатонго пошатнулся, и его правитель в 1081 году атаковал бывших союзников. Тилатонго проигрывало до взлета легендарного Восьмого Оленя.

В 1095 или 1097 году Восьмой Олень стал владыкой Тилатонго. По некоторым данным, он не был законным наследником, а попросту узурпировал власть. Заручившись поддержкой тольтеков и жречества, он начал воевать с соперниками за контроль над миштекскими землями.

За власть в Уачино боролись четверо детей и племянник умершего в 1099 году прежнего владыки. Восьмой Олень тоже был родичем покойного, поэтому он включился в борьбу и проявил уникальные таланты интригана. В результате племянник и три сына царя были принесены в жертву, а с их сестрой Восьмой Олень вступил в брак, став законным властителем центра. По другой версии, он истребил правящий род, отомстив за смерть брата, который в 1100 году был принесен в жертву в Уачино.

Следующим конкурентом Восьмого Оленя стала воинственная правительница города-государства Хальтепек Шестая Обезьяна Змеиная Накидка. Эта волевая женщина-царица оставила заметный след в истории. Она успевала везде: совершала победоносные походы, родила безвольному мужу сыновей. Однако в 1102 году пала в бою с Восьмым Оленем или была принесена в жертву.

В дальнейшем Восьмой Олень покорил еще несколько миштекских княжеств, убивая их правителей и женясь на вдовах или дочках. Он взял новое имя - Лапа Ягуара - и стал строить в захваченных землях «империю» по тольтекской модели. Но завершить реформы не успел - проиграл одну из битв и сам был принесен в жертву. «Миштекия» осталась конгломератом мелких княжеств. Хальтепек подчинялся Тилатонго лишь до гибели Лапы Ягуара, а принц Уачино, уцелевший после резни, породнился с сапотеками.

Территория миштеков разместилась между двумя цивилизациями: сапотеков и науа (тольтеков, а позже - ацтеков), и они учились у обеих. На границе миштеков и науа возникла культура миштека-пуэбла, регион которой занял территорию от Оахаки до долины Пуэбла-Тлашкала. Выработанный там художественный стиль на протяжении XII-XV веков стал популярным от Центральной Мексики до Юкатана, а культуру миштека-пуэбла, по словам американского археолога Джорджа Вайяна, переняли, развили и довели до совершенства ацтеки.

Воины и мастера

Миштеки не предприняли второй попытки создать государство - их объединяли культура, язык и религия. Они занимались земледелием, охотой, бортничеством, разработкой соляных месторождений, добывали золото и самоцветы. Но больше всего миштеки прославились искусством своих мастеров.

Их гончары изготовляли лучшую в Мезоамерике посуду, украшенную изысканными цветными росписями. Их кодексы - не только бесценные свидетельства о прошлом, но и яркие живописные работы. Ювелирные украшения из погребений дают представление о богатстве знати. Правда, от цивилизации миштеков не сохранилось внушительных храмов и дворцов - в постройках они ценили функциональность и возможность противостоять долгой осаде.

Ювелиры и художники были простолюдинами - как и земледельцы, гончары, строители. Из немногочисленного привилегированного сословия выходили правители, жречество, чиновники и военачальники.

Знать и простолюдины принадлежали к различным мирам, а вожди представляли собой отдельную касту. Нужно было не только иметь славных предков, но и самому владеть какой-то территорией. Если царский дом оставался без наследников мужского пола, престол занимала женщина. Правители женились лишь на равных - правительницах и дочерях владык. Их владения объединялись на период брака, после чего распадались на самостоятельные «вотчины» детей. Первый ребенок, независимо от пола, наследовал отцу, а второй - матери.

Эта система порождала казус. С одной стороны, нужно было обеспечить всех детей уделами, с другой - сократить дробление подвластных территорий. Проблему решали при помощи кровнородственных связей и брачных альянсов с другими народами. Существовал и надежный способ убрать лишних претендентов на земли - война. Главная ее цель - устранить владыку-конкурента, желательно на поле боя. За пленными - пищей богов - миштеки, в отличие от ацтеков, не гонялись. Тем не менее, если соперник все-таки попадал в плен, его вместе с сыновьями приносили в жертву, а дочерей принуждали к браку с победителем. Лишь 16 миштекских вождей умерли своей смертью. Остальные погибли в бою или на алтарях.

Сердце народа

Мифы убеждали народ в том, что существующий порядок дан богами: предки простолюдинов вышли из центра земли, а пращуры царей откололись от ветвей деревьев и обучили тех «законам жизни». О пантеоне миштеков известно немного. В хрониках упомянуты верховные боги-творцы, а также боги кукурузы, размножения, охотников, торговцев и дождя. Многие божества совпадали с ацтекскими.

Жрецы не подчинялись удельным князьям и управляли делами всех миштеков посредством оракулов. Первый находился в Ачиутле и заведовал делами мира и войны. Второй - на юге, в Чалькатонго. Третьим был сапотекский «Великий Провидец» из Митлы, который улаживал споры между миштекскими и сапотекскими вождями.

Главной святыней был огромный изумруд - «Сердце народа». Он хранился в Ачиутле под надзором самого верховного жреца и так почитался, что после конкисты миссионеры разбили его, несмотря на фантастическую ценность. «Сердце народа» было символом единства всех миштеков. В час опасности они, забыв о распрях, действовали сообща.

В середине XV века это ощутил ацтекский «император» Монтесума I. Он пожелал захватить богатую золотом долину Оахака, но далеко продвинуться не смог. Позднее царь-полководец Ауисотль шел через Оахаку к перешейку Теуантепек и землям майя. Для отпора его армиям миштекам пришлось объединиться с сапотеками.

Монтесума II покорял княжества миштеков одно за другим, но не довел дело до конца из-за испанцев. Не удалось это и Эрнану Кортесу. Хотя считается, что Оахака пала в конце 1521 года, остатки «независимой Миштекии» просуществовали до середины XVI века.

Сейчас в Мексике около 300 тысяч миштеков, а во всем мире - полмиллиона. Они занимаются сельским хозяйством, традиционными ремеслами, не забывают ювелирное искусству и древние культы. Отличились они и в новой истории, хотя не с лучшей стороны. Знаменитый мексиканский диктатор Порфирио Диас был наполовину миштеком!

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: