История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Дети набайота

В древности на территории нынешних Сирии, Иордании, Израиля и Саудовской Аравии жили племена набатеев. Это был гордый, смелый и независимый народ, во многом опередивший своих современников...

Владения племени набатеев простирались к востоку от берегов реки Иордан и к югу от Мертвого моря. Значительную часть их территории занимала пустыня Арава, поэтому и жителей Набатейского царства нередко называли арабами. За власть над «арабами пустыни» боролись между собой египтяне и иудеи. Правда, иудеи называли их страну по имени прежних обитателей - Идумеей. К III веку до нашей эры набатеи уже закрепились в Идумее, а еще 100 лет спустя создали собственное государство.

Из мрака неизвестности

Столица набатеев Петра

Набатеи оставили потомкам удивительные архитектурные памятники и выдолбленные в скалах города. Особенно славилась красотой и неприступностью столица Набатейского царства Петра (то есть «каменная»). Правда, это имя дали ей греки, много позднее. Набатеи же называли свою столицу Рекем.

Город был полностью выдолблен в скальной породе, и потому неразрушим как сама скала. Когда эти земли захватили римские легионеры, бывшие владения набатеев они переименовали в Аравию Петрейскую, то есть Аравию Каменистую - так их потрясли бесконечные просторы, лишенные растительности, ландшафты, составленные из песка и камня, вырубленные из камня дома.

На исторической сцене набатеи впервые появились в IV веке до нашей эры. В Ветхом Завете они, конечно, упоминаются, поскольку были ближайшими соседями израильтян, но при этом Библия не знает, откуда набатеи появились. Впрочем, авторам библейских текстов известно, что набатеи были тоже семитами, хотя они стояли на более низком уровне развития, не вели оседлого образа жизни и занимались кочевым скотоводством или же нанимались проводниками по безводным и засушливым областям, через которые по необходимости перегоняли торговые караваны. По землям набатеев как раз шел знаменитый Путь благовоний - от берегов Персидского залива до самого Дамаска. Путь этот пересекал страшную пустыню Негев, в которой набатеи чувствовали себя полными хозяевами. Они выступали в роли охраны и сопровождения караванов, защищая путешественников от диких зверей, ядовитых пресмыкающихся и местных разбойников. Сами набатеи вели кочевой образ жизни. На оседлую жизнь у них были странные воззрения: они считали недостойным жить в домах или разводить сады, зато любили торговать скотом и верблюдами. Набатеи были народом воинственным. Они вторглись на земли идумеев и стали тех теснить и истреблять, хотя брошенные прежними хозяевами дома они не занимали, а продолжали кочевать. А у беглецов отнимали только то, что их сильно интересовало - скот. Но понемногу набатеи вышли из периода дикости, у них появилась вера в богов, вполне языческих. Разумеется, соседям-иудеям языческая вера набатеев совсем не нравилась. В то же время они считали набатеев родственным народом, потомками старшего сына Измаила Набайота.

Бесконечные войны

Иудеи относились к соседям с понятной дружественностью - они очень надеялись приобщить набатеев к своей вере. Однако же те от язычества отказываться не собирались. Они достаточно уже дозрели, чтобы сплотиться вокруг собственного пантеона и образовать собственное государство. Первые намеки на рождение государственности появились к III веку до нашей эры. Имен первых правителей мы не знаем. Набатеям в этот период истории пришлось воевать за свою независимость. Сначала с Иудейским царством, а потом с одним из преемников Александра Македонского, диадохом Антигоном Одноглазым.

Набатея стала тогда камнем раздора между Селевкидами и Птолемидами - и те и другие пытались возглавить торговлю благовониями. Набатеев, как посредников, нужно было завоевать и устранить. Угроза была наиболее остра со стороны Селевкидов. Эту же угрозу ощущали и родственные племена Иудеи. На какое-то время общность происхождения и наличие общего врага объединили жителей Набатеи и Иудеи. Во время Маккавейских войн набатеи выступали на стороне Иуды Маккавея. В 169 году до нашей эры Библия упоминает первосвященника Иасона, который при Арете I бежал для спасения жизни в Набатею. Однако к началу I века все изменилось. Уже при внуке Ареты между жителями Иудеи и Набатеи вспыхнул вооруженный конфликт. Набатейский царь принял сторону Газы и выступил против иудейского царя Александра Янная. Набатеи нанесли этому царю сокрушительное поражение, отбросили его за Иордан и тут же вторглись в Сирию. Правда, спустя несколько лет войско правителя государства Селевкидов Антиоха XII маршем прошло по всей Иудее до Мертвого моря, пересекло границу Набатейского царства, но тут-то набатеи уже ждали врага. Царь был разбит и погиб в битве. Эта победа открыла дорогу на Сирию и Дамаск. Земли набатеев значительно приросли в объеме. Но счастье было недолгим.

Соперничество с Иудеей

Уже в 65 году до нашей эры и над Набатейским царством, и над Иудеей нависла смертельная опасность. Из-за моря в ближневосточные земли вошли римские легионы. Римляне подчинили себе оба царства и закрепились в них надолго. Сначала легат Помпея Великого потребовал у царя Ареты III вывести свое войско из Иудеи. Арета нехотя согласился. Однако противник Ареты Аристобул был предупрежден римлянами об отходе его врага. Аристобул неожиданно напал и полностью разгромил набатеев. А легат, в надежде еще больше закрепить превосходство, тут же двинул легион на Петру. Однако скальный город оказался ему не по зубам, пришлось довольствоваться выкупом.

Набатеи надеялись сплотить династии своего государства и Иудеи династическим браком. Сплоченными было проще противостоять Риму. Однако плодом династического брака оказался царь Ирод, сын набатейской принцессы Кипры. У Ирода с царями Набатеи сложились весьма непростые отношения. Правление Ирода началось с неприятностей, римляне стали его притеснять. Тогда Ирод стал искать помощи у набатеев, но те приняли сторону римлян. Ирод вынужден был бежать, но этой обиды и предательства он родственникам-набатеям не простил. Когда предоставилась возможность, он принял римскую сторону и отплатил предавшему его царю. Ирод получил в качестве награды от римлян земли, прежде бывшие под контролем Набатеи. Недовольство набатеев и иудеев друг другом не знало границ. Начались войны, конец которым положил лишь новый цезарь империи Август, хитро переманив набатеев на свою сторону.

С тех пор Набатея всегда держала сторону Рима. На волне римской помощи Набатейское царство максимально укрепилось и обрело силу. Набатеи стали послушным орудием в руках римлян, римляне своего набатейского союзника ценили и не трогали. Все удары, которые нужно было нанести в Иудее, римляне совершали руками набатеев. Во время Иудейских войн набатеи прославились тем, что безжалостно пытали и убивали беглецов из осажденного Иерусалима. При последних набатейских царях государство достигло расцвета. Они были отличными строителями - научились возводить здания в скальной породе, что в сейсмически опасном районе спасало от землетрясений, построили города Ниццана, Мамшит, Авдат, Шифта. Сегодня от них остались лишь каменные руины. Набатеи освоили все хитрости земледелия при режиме крайней экономии воды, и пустыня, в которой они стали селиться, расцветала, как волшебный сад. Они научились проводить каналы для орошения и делали деньги на торговле водой. Набатеи стали практически хозяевами Пути благовоний, и торговля приносила им невероятный доход.

Но совсем скоро, при римском императоре Траяне в 106 году, Набатейское царство потеряло самостоятельность. Оно было завоевано и превратилось в римскую провинцию, известную под названием Аравии Петрейской.

А потом земли бывшего Набатейского царства достались арабским племенам. Совсем другим, непохожим на арабов из пустыни Аравы, жителей государства Набатеи.

Михаил РОМАШКО

Тайна письменности

Несмотря на то что набатеи были арабами, писали они на арамейском - языке, который использовали большинство народов Ближнего Востока в древности. Правда, использовали они для этого собственный вариант письменности - так называемое набатейское письмо, которое было создано во II веке до нашей эры. Впоследствии именно на основе этого алфавита из 22 знаков развилось классическое арабское письмо, используемое и в наши дни. Так что часть культуры древней державы не умерла вместе с ней.



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: