История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Земля кимаков

В Южной Сибири и Казахстане до сих пор сохранились покатые искусственные холмы - курганы. В этих курганах нашли последний покой древние воины. В могилу рядом с ними осиротевшие сородичи клали боевого коня, украшения, оружие. По всему этому региону сохранились развалины городов, о которых не осталось письменных упоминаний. Это могилы и города исчезнувшего народа кимаков. Это земля кимаков. Это страна кимаков. Некогда страна называлась по имени народа Кимакским каганатом.

Некогда кимаки были сильным и довольно многочисленным народом. В XI веке персидский историк Гардизи записал интересную легенду об образовании кимакского государства.

Легенда о происхождении

Было когда-то у татарского вождя два сына. Отец умер, и государством стал управлять старший сын. Младший сын, имя которого было Шад, страшно завидовал своему брату. Однажды он попробовал брата убить, но покушение оказалось неудачным. Младший брат боялся гнева старшего и решился бежать. Взял он быстрых коней, любимую наложницу и помчался искать укрытия от гнева старшего брата. Добрался Шад до большой безымянной реки. Там остался он дожидаться известий из своей страны и помощи. Вот как-то явились к нему семеро воинов - Ими, Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад, а наложница увидела их и вдруг говорит: «Эр тущ» («спешьтесь», то есть). А Шад ей говорит: мол, пусть река, где мы встретились, называется теперь Эртуш (то есть - Иртыш). Перезимовал Шад с татарскими сородичами на Иртыше, а весной, когда стаял снег, отправился посмотреть на родную землю. Увы! Увидел он, что люди убиты, земля разорена, поселения разрушены. Восплакал он о судьбе своего народа и бросил призыв, чтобы все уцелевшие и затаившиеся в горах спустились на равнину. И спустились с гор пережившие вражеское нашествие. Ушли на Иртыш вместе с Шадом всего 750 человек. И сказал тогда Шад, чтобы выжившие пристали к семерке его воинов, и образовалось так семь народов, и назывались эти народы - Ими, Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад.

Воин, названный вторым по счету, - Имак. Это и был, по мнению историков, народ кимаков.

Народ уранхай

Лев Николаевич Гумилев называл кимаков странным этносом, будущее и прошлое которого теряется впотьмах: вроде как кимаки одним махом создали огромный и сильный Кимакский каганат, и 2 века этот каганат нормально функционировал. И в то же время неизвестно: кто такие эти кимаки и куда делись потом, после распада каганата в XI веке? Народ-загадка. Конечно, у степных племен, не оставивших письменных хроник, очень нелегко найти подтверждение многочисленным научным гипотезам. Одни ученые убеждены, что кимаки - ближайшие родичи якутского народа саха, из которого они, собственно, и выделились. Якобы некогда они жили на берегах теплого моря, а страна их называлась Уранхай. Потом предков народов саха и олонхо вытеснили из родных земель, и они перебрались в холодный таежный край. В преданиях олонхо имеются два топонима - Араат Байгыл и Аралы Байгыл. Один из исследователей истории кимаков считает, что это Аральское море. Хотя, может быть, так называли и тогдашний Байкал.

Если присмотреться к карте Казахстана, там действительно можно обнаружить пару речек с именем Уранхай. Никто из современных казахов не может объяснить, откуда взялись такие названия и что они означают. На языке саха «хай» («кай») - это «змея». «Уранхай» - «змеиный народ». Змеиные речки змеиного народа. Тюркологи тут же возражают: бросьте, мол, на территории Казахстана вполне известны племена уран и каи. Когда-то племена объединились в союз и стали называться уранхай. А кимаки - просто арабское имя для объединенного народа. Не саха ушли с Арала в сторону Байкала, а кимаки переселились из Маньчжурии в теплую Среднюю Азию. Прежде, считают противники отхода в Сибирь, эти кимаки назывались хунну. Хунну прекратили свое существование, но оставили потомков - народ уранхай. Весьма монголоидный по внешнему виду. На огузов и кыпчаков не слишком похожий. Жили эти уранхай в Маньчжурии, потом китайцы вытолкнули их на запад. Процесс происходил так: еще не монголоидные потомки хунну, говорившие на неизвестном языке, многие слова переняли у монголов, благодаря межэтническим бракам приобрели монголоидные черты внешности, а откочевав из монгольских степей, добрались до Иртыша, где в игру включился тюркский элемент - и уранхай заговорили с тюркским акцентом.

Нет, возражают другие ученые. Существует еще ведь и легенда об Омогое.

Омогой и другие шаруканы

Верховья Иртыша

Действительно, такая легенда известна. Гласит она, что некогда Омогой пришел в степи из страны Монкуур. Некоторые ученые видят созвучность страны Омогоя с названием горы, которая, по преданию, находилась точно посередке земли кимаков, Манкур. Там и правда имелись местные племена, которые назывались манкуроглы. А если добавить к имени горы «т» на конце, то получается и вовсе знаменательное слово - «манкурт», то есть «утративший память», «утративший связь с родиной».

Некоторые историки проводят очень смелые аналогии, ссылаясь на различные старые легенды, записанные в разные времена. В древности с русскими князьями постоянно бились ханы с именами Шури или Шари. В русских летописях присутствует степной супостат Шарукан, неоднократно водивший «поганых» на русские земли. Любопытно, что в венгерском и словацком языках слово «шаркан» означает «змея», а в украинских былинах есть упоминания о Шарке-великане, половецком хане. Количество шаруканов не поддается исчислению. И что же нам это может сказать? Какую пищу для ума подбросить? Не с востока на запад, делают вывод ученые, переселялись кимаки, а двигались они в обратном направлении - из приграничных киевских степей, от верховьев речки Дон в сторону Средней Азии, пока не утвердились на 2 века на землях Казахстана и Южной Сибири и не создали в 750 году Кимакский каганат. А попутно, отвалившись от русских границ, посетили Кавказ, где как раз успели столкнуться с турками-сельджуками и прогнать их на историческую родину.

Кимакский каганат был огромным государственным образованием. Не было на самом деле еще Киевской Руси, а каганат уже был. Шаруканы, приходившие в X веке на Русь, приходили к нам из каганата. Западной границей каганата был Урал, восточной - Алтай, на юге земли каганата практически доходили до Каспия, а на севере - до непроходимой сибирской тайги. Иртыш был центром государства, точкой, откуда начался его рост. С севера оно было защищено лесами, с юга - безводными сухими степями.

Государство кимаков было этнически неоднородно: кыпчаки, сами кимаки, татары, эймуры, айджлау, байандуры, ланиказы - то есть все перечисленные в легенде Гардизи. В середине IX века, когда распался Уйгурский каганат, к кимакам присоединилось множество тюркоязычных племен. Это многонациональное государственное объединение было в основном тенгрианским. Кимаки верили в бога Высокого Синего Неба, злых и добрых духов, почитали камни и реки, приносили жертвы очистительному огню, взывали к солнцу и луне, ветру и молнии, то есть были полноценными язычниками. Правда, в той сугубо языческой среде существовали в зародыше другие религии - манихеи, буддисты и мусульмане имели в каганате равные права и не притеснялись воинственными шаруканами.

Население в большей части было кочевым. На огромной территории было мало оседлых земледельцев, зато огромные площади отводились для пастбищ. Летом кимакские орды откочевывали в сторону Арала. Войска в централизованном смысле в каганате не имелось. Воинами считались все мужчины, поэтому нередко вокруг сильных предводителей собирались воинственные молодые кимаки и отправлялись разорять огузов и прочих инородцев. Существовали в каганате и города. Там были сосредоточены торговые и ремесленные центры. Кимаки знали металлургию, обработку кожи, умели изготавливать украшения и оружие.

Власть правителя была в каганате непререкаемой. Резиденция кагана находилась в столице Имакия, то есть Кимакия. Народ трудился, ходил в походы, обзаводился добычей, наживал богатство, но в XI веке Кимакский каганат развалился и прекратил существование. Сказались внутренние разногласия. У кимаков с кыпчаками стало все меньше общих целей, кыпчаки заняли ключевые посты, и кимаки оказались на вторых ролях. Каганат мог развиваться только за счет соседних племен, некоторых понемногу вытесняли со своих земель - требовались новые пастбища. Кыпчаки потеснили огузов, огузы находились в добрососедских отношениях с кимаками, меры по урегулированию ситуации успеха не дали, власть кагана зашаталась... Скоро от огромного государства остались только записи арабских и персидских хронистов да легенды.

И сегодня ученые даже не уверены, что кимаки смогли сохранить этническую целостность, а не влились в ряды кыпчаков или какого-то другого большого и сильного народа. В таком случае искать следы кимаков нужно на всей территории от Дуная до Алтая, где прошла нога кыпчака.

Михаил РОМАШКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая