История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Наследники Афрасиаба

Первоначально кочевые племена, известные византийцам под именем огузов (позднее - турок), жили в Алтайских горах. Однако около V века они двинулись на юго-запад и захватили Туран (Туркестан), откуда вытеснили аваров. Уже в VI веке послов от их великого хана увидели во дворце византийских императоров.

Родоначальником сельджуков был один из предводителей огузского племени кынык царского рода Афрасиаб - Сельджук-бек. В середине X века он со своим богатым и многочисленным родом откочевал в низовья реки Сырдарьи, где вступил в борьбу с другими тюркскими племенами за главенство в регионе. Там же вместе со свитой он принял ислам. В результате сложился огузский союз, во главе которого встали потомки Сельджук-бека.

На исторической арене

Вскоре, после смерти Сельджук-бека (источники утверждают, что он дожил до 107 лет!), огузский союз распался. Одну группу сельджукских огузов возглавил его старший сын - Арслан Ябгу, другую - его внуки, сыновья Микаила ибн Сельджука. В это время низовья Сырдарьи перешли под власть другого огузского конгломерата - йабгу. Но после того как в 1038 году правитель сельджуков Тогрул-бек принял титул султана, начались масштабные завоевания: были захвачены Хорезм, затем Западный Иран, Ирак, Курдистан и Азербайджан. После его смерти в 1063 году завоевательная политика сельджуков продолжилась, и под их контролем оказалась Армения. В 1060-е годы власть сельджуков признало государство Ширваншахов (Северный Азербайджан). В 1064 году сельджукская армия во главе с Алп-Арсланом вошла в Восточную Анатолию и Закавказье, а затем за два года он покорил кыпчаков и туркмен, а также завоевал Мангышлакский полуостров и бассейн Сырдарьи, населенный тюркскими племенами.

Натиска агрессивных кочевников не выдержали и византииские войска: они были разбиты у крепости Малаз-юрт (Манцикерт) в 1071 году. После этого орды кочевых огузов (тюрок-сельджуков) устремились в Малую Азию, где в 1077 году возникло первое тюркское государство - Румский султанат. В 1072 году Алп-Арслан погиб от руки наемного убийцы, и его преемником стал сын Мелик-шах, который правил до 1092 года.

В ходе завоеваний Мелик-шаха Сельджукская империя охватила огромные территории от Босфора и Дарданелл до Китая. Но расцвет империи длился недолго. Феодальная раздробленность не дала молодому и амбициозному государственному образованию развиваться. Еще при Мелик-шахе были созданы Румский и Сирийский султанаты, что объективно активизировало сепаратизм. В 1092 году Мелик-шах скончался и после его смерти начался распад огузской державы. Он сопровождался междоусобными войнами и завершился окончательным развалом в XIII веке.

В 1243 году монголо-татары заняли всю Малую Азию, и сельджуки оказались под властью татарских ильханов (в переводе «повелители народа»). В 1307 году был убит последний румский султан и вассал татар Масуд. Анатолия оказалась раздробленной на множество мелких эмиратов, которые впоследствии были объединены под эгидой новой тюркской династии Османов.

Образ жизни

По мере превращения сельджукского общества в монархию племенная верхушка почувствовала вкус к роскоши. Новый, зажиточный образ жизни привел к тому, что султан отдалился от своих соплеменников.

Одновременно появился новый класс придворных и чиновников, что неизбежно повлекло за собой увеличение интриг и политических заговоров. Из-за этого султанам даже пришлось завести специального человека, чтобы пробовать блюда перед подачей на стол. Но и такая предосторожность не была гарантией от внезапной смерти от отравления.

При дворе действовали особые церемонии. При вступлении на трон нового суверена его встречали высшие сановники и духовные лица, державшие в руках золотые чаши с медом и молоком кобылиц. На пиру султан с гостями сидел за высоким столом, на который слуги подносили изысканную еду и сладости в золотых и серебряных чашах. По случаю государственных праздников обычно объявлялась всеобщая амнистия. По этой причине двери тюрем открывались на заре, чтобы освобожденные могли принять участие во всеобщем веселье.

В языческий кочевой период сельджукские женщины ходили с открытыми лицами и сражались рядом с мужчинами. Однако после принятия ислама их обязали носить чадру и жить в гаремах, не принимая участия в государственной жизни. Обычно султаны брали себе в жены высокородных принцесс из тюркских династий.

Сельджукская империя по своей сути была военным государством, и боеспособность армии в стране всегда была делом первостепенной важности. Армия была хорошо вооружена: рядовые воины носили кольчуги и островерхие шлемы, у всех были щиты, а у многих офицеров - обоюдоострые мечи. Лучникам давали стрелы с зазубренными наконечниками, которые обмакивали в яд.

Не меньшее внимание уделялось и законодательству, гарантирующему спокойствие и порядок в стране. Преднамеренное убийство каралось смертной казнью, которая иногда заменялась выплатой денег семье пострадавшего. Преступника могли задушить, повесить или обезглавить, а в самых крайних случаях с него заживо сдирали кожу, из которой делали чучело. Его возили по всему городу, а потом помещали в специальную хижину и публично сжигали. Менее серьезные преступления карались ссылкой, публичным избиением плетьми или даже конфискацией имущества.

Подобные меры наглядно демонстрировали итог преступной деятельности, поэтому власть султанов была беспрекословной и пользовалась огромным уважением.

От больниц до гостиниц

Восточные правители строили города, где имелось всё необходимое

В захваченных сельджуками городах почти сразу же начиналось бурное строительство. Сначала восстанавливались крепостные стены и башни, а затем появлялись мечети. Поэтому довольно быстро на месте привычных для местных жителей куполов появлялись стройные минареты, вырастали мавзолеи с коническими крышами, и облик города менялся до неузнаваемости.

Считается, что, в отличие от христианского мира, на Востоке уделяли гораздо больше внимания социальным проблемам. Начиная с IX века сельджукские правители стали возводить в крупных городах больницы и благотворительные учреждения, религиозные учебные заведения, дома призрения, сиротские приюты и богадельни. По примеру султана и его окружения, строили их в основном на частные пожертвования и взносы. В штаты медицинских школ и больниц входили хирурги, окулисты и специалисты по внутренним болезням. Обычно врачи, работавшие в больницах и набиравшиеся опыта у постели больных, потом преподавали в школах теорию. Некоторые из построенных больниц настолько успешно лечили, что работали в Турции вплоть до середины XIX века.

Сельджуки сумели по достоинству оценить пользу бань и минеральных источников. Сохранились упоминания о более чем двухстах источниках, возле которых строили бани и фонтаны с питьевой водой. При этом некоторые из них использовали исключительно для купания лошадей и прочих ценных животных. Султаны находили деньги и на строительство многочисленных приютов для сирот и душевнобольных, в которых все услуги и лечение были бесплатными. Но еще больше внимания и средств отдавалось на нужды общеобразовательных и религиозных школ, а также на дорожное строительство и благоустройство караванных путей.

Сельджуки активно ремонтировали старые дороги и переправы, строили на них великолепные каменные мосты. Затем впервые они открыли гостиницы для путешественников, где люди и животные могли отдохнуть после утомительного дневного перехода. Самые лучшие из них получили название караван-сараев, а менее роскошные - ханов. Их строили вдоль основных торговых путей на удобном для путников расстоянии от одной гостиницы до другой: за день караван обязательно доходил до очередного гостеприимного прибежища. Как правило, в них были отличные условия для отдыха. Люди могли переночевать в отдельных комнатах или в общем зале. Практически в каждом хане имелись мечеть, фонтан для омовения, харчевня, кофейня, различные ремонтные мастерские, а в некоторых даже играли оркестры.

Сельджукские правители прекрасно понимали, что развитию торговли способствует продуманное обустройство рынков. Поэтому даже в небольших городках были сооружены настолько удобные рынки, что они вызывали восхищение у путешественников, в том числе и таких знаменитых, как Ибн Батута. Можно сказать, что продуманная социальная политика сельджуков намного опередила свое время, и даже сегодня не каждое государство может похвастать подобными достижениями.

Евгений ЯРОВОЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: