История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Индейцы Великих равнин

К моменту прихода в Новый Свет европейских колонизаторов в Северной Америке насчитывалось около 400 индейских племен. Индейцами коренных американцев назвал Колумб, который был уверен, что открыл не новый континент, а путь в Индию. Так с его легкой руки туземцы обеих Америк получили нынешнее имя.

В столкновении двух миров - европейцев и «детей прерий», населявших Северную Америку, - выжить удалось далеко не всем. Некоторые индейские племена были уничтожены, некоторые вымерли, некоторые вымирают в наши дни. Среди них индейский народ ассинибойнов.

«Хох накота»

Сами себя эти индейцы называли совершенно иначе - «хох накота». Они входили в племенной союз североамериканских индейцев и жили на Великих равнинах. Так же, как племена стони, лакота и накота, они говорили на диалекте языка сиу. Считается, что они отделились от близкородственной группы племен сиу и отпочковались от племени янктонаи (западные дакота) в XVI веке. Отделившись, они вступили в союз с племенем индейцев кри и осели в области Северного Саскачевана.

Ассинибойнами их назвали английские колонисты, которые, в свою очередь, переняли это прозвище от французских колонистов. А те получили его от индейцев оджибве. Оджибве называли этих индейцев «асинии-бваан»: первое слово означает «камень», а второе - «враг». Примерно так же, только со своим акцентом, их именовали и индейцы кри - «асини-пвата». Так вот «хох накота» и стали ассинибойнами. Главное слово - «камень» - было связано с особенностями приготовления ими пищи: эти индейцы не ставили котелок на огонь, а клали кусок мяса в воду и бросали в эту воду раскаленные камни, пока вода не закипала, а мясо не становилось мягким.

Войны за независимость

Индейцы ассинибойны

Индейцы вели войну не только с европейскими колонизаторами. На первых порах яростного противостояния между туземцами и пришлыми европейцами не было. Напротив, с французами им даже удалось наладить какие-то отношения, в основном торговые. Но между собой было договориться намного сложнее. Те индейцы, которые завели дружбу с французами, обзавелись отличным огнестрельным оружием и стали вытеснять племена сиу с их исконных земель. В союз индейцев сиу тогда входили восточные и западные дакота и лакота. В итоге сиу были изгнаны из лесов Миннесоты, и ассинибойны предпочли переселиться на север. Лошадей ассинибойны не знали, зато они имели вьючных собак, на которых и перевозили свое имущество с места на место. В лесной чаще, где они прежде жили, лошади были только помехой. Зато оказавшись на равнине, ассинибойны вскоре разжились лошадьми. Они быстро сообразили, насколько полезны лошади для быстрых набегов на врага. На равнинах они отлично обжились, занимались в основном охотой на бизонов, которых там тогда водилось великое множество. Подконтрольная им территория простиралась от Северного Саскачевана до реки Миссури.

С европейцами ассинибойны попытались найти общий интерес. Они заключили торговый договор с Компанией Гудзонова залива и начали с ней торговлю мехами. Такие же соглашения позже были заключены с Американской меховой компанией и Меховой компанией Скалистых гор. Торговля представляла собой натуральный обмен: европейцы снабжали ассинибойнов кастрюлями, ножами, ружьями, патронами, одеялами, шерстяной одеждой, а взамен получали пушнину и шкуры бизонов. Кроме ассинибойнов к этому меховому промыслу подключились и другие индейцы севера - кри, оджибве, гровантры, которые организовали «Железную конфедерацию» против индейцев юга, тоже стремившихся урвать свою долю, в чем конфедерация им яростно препятствовала. Бизонов и пушных зверей били так беспощадно, что за век уничтожили почти все поголовье. Торговать по большому счету стало нечем, а тут еще стремительно ухудшились отношения с европейцами. Начались войны, но уже не за независимость одного племенного союза от другого, а между индейскими туземцами и европейскими переселенцами.

Ассинибойны сдаваться не собирались. Они оказались не только прекрасными охотниками, но и отважными воинами. В некоторых районах они устроили укрепленные лагеря, откуда наносили удары по американской армии. Нередко они совершали набеги на поселения белых и уводили всех лошадей. Разъяренные поселенцы начинали войну на уничтожение, в ответ индейцы вырезали их семьи. Время «меховых договоров» миновало. Войны с европейцами кончились для индейцев плачевно - обширные территории, которые, как они считали, принадлежали им по праву рождения, стали собственностью белого человека. Множество индейцев пало в стычках с американскими солдатами, множество погибло из-за привезенных на новый континент старых европейских болезней - например, оспы.

Ассинибойны по бытовым особенностям мало чем отличались от других индейцев Северной Америки. Они находились еще на ранней стадии развития общества, жили интересами своего племени, не умели возделывать землю и использовали обширные территории, которые считали своими владениями, только для охоты и выпаса лошадей. Даже способ приготовления ими пищи говорит об очень низком культурном развитии.

Основным источником еды для них была охота, а главным продуктом - мясо. Летом они верхом преследовали бизонов и поражали их выстрелом, туши разделывали и мясо запасали на зиму. Этим вяленым или сушеным мясом они и питались зимой, когда охотиться становилось сложно. Из мяса бизонов женщины готовили пеммикан - смесь измельченного сушеного мяса, сала, ягод и трав. Пеммикан брали с собой в военные походы. Он мало весил, но зато был замечательно вкусен и питателен.

Жили ассинибойны в типи - конических палатках, собранных из составленных углом жердей, накрытых шкурами бизонов, - одевались в просторную одежду из шкур зимой и ходили полураздетыми летом. Мужчины украшали себя в зависимости от статуса в племени - богатство одежды и наличие в волосах украшений, в основном из перьев, говорило о положении человека в обществе.

Верили ассинибойны в духов природы, каждое племя имело свой тотем - животное-родоначальника, от которого, как они считали, произошло все племя. Главным человеком в племени был вождь, вторым по значимости - шаман. В задачи шаманов входило не только предсказывать будущее и руководить действиями членов племени, но и избавлять их от болезней и ран. Поэтому шаманы были по совместительству и врачами племени.

Ассинибойны, как и другие индейцы, высоко ценили красоту. Бубны шаманов, щиты, одежда, типи украшались геометрическими узорами из растительных красок. Женщины умело плели вещи из нарезанных на полоски кусков шкур, украшали головные уборы перьями птиц, в некоторых племенах знали ткачество и владели искусством вышивки. Племенные праздники сопровождались танцами и песнями. Умение играть на музыкальных инструментах и красиво петь высоко ценилось членами племени. Но гораздо больше ценились сила и ловкость, поэтому праздники обязательно включали в себя состязания и игры.

Утраты и приобретения

После победы европейцев индейцам были выделены места проживания, которые они покинуть не имели права, - резервации. В таких резервациях оказались и сиу, и кри, и гровантры, и ассинибойны. В наши дни в одной резервации нередко оказывается сразу несколько племен. В Форт-Пек, где обитают современные ассинибойны, с ними соседствуют также другие сиу. В Форт-Белнэп вместе с ними соседствуют гровантры. Ассинибойнам, решившим жить по законам своего племени, приходится нелегко. Если они покинут резервацию, то не смогут вернуться к своей культуре. Если останутся - им придется добровольно остаться в изоляции. Современные американцы, конечно, чувствуют вину за то, что произошло с предками современных коренных американцев, но помогать они могут, только улучшая условия существования в резервации, возвращая индейцам возможность жить в согласии с природой и охотиться, как делали их предки. Для этого, например, в Йеллоустонском национальном парке были отобраны 63 бизона, которых передали резервациям индейцев в Попларе.

Впрочем, большинство ассинибойнов замечательно адаптировалось к переменам. Они мало чем отличаются от белых американцев. Охота и война - два основных индейских занятия - кажутся им в начале XXI века достоянием истории. Однако они, утратив Великие равнины, не утратили национальной культуры. Хуанита Гроувинг Тандер Фогерти известна как художница, использующая традиции своего народа. Джорджия Веттлин Ларсен популярная певица. Уильям Йеллоу Роб-младший известен как драматург и поэт.

И это - чахлые отблески великого пламени.

Михаил РОМАШКО



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: