История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





«Красноголовые кочевники»

У каждого тюркского этноса своя особая, сложная и тернистая дорога жизни. Однако, даже разговаривая на разных порой языках, они никогда не утрачивали общих национальных особенностей. Все они и сегодня - представители древнего тюркского мира. Частичкой этого мира было и племя устаджлы, или, как их еще называли, бегдили.

Туркменское племя устаджлы - одно из самых древних тюркских племен.

Народ ведет свое происхождения от третьего сына Йылдыз-хана, внука Огуз-хана. «Бегдили» в переводе означает «подобно речам старших почтенно будет».

Современные историки недаром относят это племя вместе с огузами к так называемому кызылбашскому союзу племен. Эти знаменитые тюркоязычные племена первоначально кочевали в Семиречье, но постепенно переселились в среднее течение Сырдарьи, степи Приаралья и далее до Волги. «Кызылбаши» в переводе означает «красноголовые» (от цвета головных уборов). Тень особенности всегда лежала на них, так же как и это прозвище, которое они получили впоследствии.

Почетное происхождение

Но первоначально у устаджлы (бегдили) не было никаких особенных головных уборов, а были только степи, кочевья, стада скота и огромное желание идти вперед - к новым землям, свершениям и, конечно, сытой жизни.

Однако XIII век выдался тяжелым. Активно напиравшие монголы выдавили бегдили из Средней Азии дальше. Часть племени переселилась в Сирию, а большая часть обосновалась в пределах Анатолии. Там в течение последующих веков большая часть родов племени бегдили составила племенной союз Улу Йюрюк («Великий Йюрюк») - объединение кочевых племен Восточной Анатолии.

Свое необычное название устаджлы получили от имени одного из племенных эмиров - Устаджа-оглы Мухаммед-хана. Мухаммед впечатлился учением шейха Сефи ад-Дина (1252-1334), возглавлявшего суфийско-дервишский орден, называвшийся по его имени Сефевийе. Недолго думая, Мухаммед вместе с соплеменниками стал мюридом (учеником) этого ордена. Таким образом, все родовые подразделения Великого Йюрюка вместе со своим ханом поступили на службу к сефевидским шейхам и приняли название устаджлы. Под этим именем они, в числе семи крупных племен, образовали кызылбашскую конфедерацию - союз племен во главе с орденом Сефевийе. Это была мощная политическая, военная и религиозная организация.

«Руки и ноги» правителя

Долина Чухур-Саад

С этого момента все шейхи Сефевидов использовали эту огромную силу в своих военных кампаниях. Устаджлы стали самым сильным и большим племенем кызылбашского союза, и их вожди назывались не иначе как «столпы Сефевидов». Им был выделен наследственный племенной удел (улька) в долине Чухур-Саад (современная территория Нахичеванской автономной республики и часть Армении с Ереваном).

Династия Сефевидов - царей Персии - процветала, и даже имела свои посольства во дворах всех просвещенных европейских монархов. Так, испанский король не без удовольствия принимал у себя сладкоречивого Дон Жуана Персидского, известного своей красотой и любовью к женщинам, - Орудж-бека Баята. Он описывал устаджлы как основной и главный клан, главных слуг шаха, «его руки и ноги», занимавшие почетные посты при священной особе.

Перелом в этой истории произошел, когда внезапно скончался шах Исмаил I. На трон вступил его 10-летний сын Тахмасп. Смерть шаха и передача трона несовершеннолетнему наследнику привели к междоусобным войнам. Кланы рвали друг друга на части за возможность править за мальчишку. Ребенок стал игрушкой и заложником политических игр кызылбашских эмиров. Каждый из них стремился получить доходный пост и богатые земли. Эмирам устаджлы пришлось в открытую соперничать с племенем румлу. В 1526 году соперники даже сошлись на битву в местечке Сексенджик.

Но тут удача отвернулась от устаджлы. Они начали было одолевать своих противников, но вождь румлу Див-султан пошел на крайнюю хитрость. Он посадил на коня юного шаха и въехал в самую гущу боя. Понятное дело, что воины устаджлы не могли поднять меч на своего повелителя.

А тем временем, испугавшись за его жизнь, в бой вступили отборные шахские гвардейцы (курчии) и порубили боевые порядки бегдили-устаджлы.

Перевес оказался на стороне племени румлу, а войско устаджлы позорно обратилось в бегство. Как гласит легенда, из голов повергнутых врагов в Казвине был воздвигнут минарет.

Но на этом битва не закончилась. В следующем, 1527 году враждующие стороны снова встретились на поле боя в Нахичеване. И вновь устаджлы потерпели поражение. Однако и вожди племени румлу не смогли удержать власть. Хитрый царедворец из племени текели Чух-султан, член регентского совета, втерся в доверие к юному шаху, и по приказу последнего Див-султан был зарублен шахской стражей в его покоях. Шаха убедили, что именно Див-султан виновен в междоусобице племен.

Руководство делами государства перешло в руки знати текели в лице Чуха-султана, который удобно умостился в кресле единоличного регента. По свидетельству историков тех времен, он получил такой объем власти, что юный Тахмасп только по названию остался шахом. Большинство богатых областей Чух-султан распределил между своими родичами из племени текели, наложил руку на шахскую казну.

Но и его власть не продержалась долго. Престиж племени текели скоро упал из-за неудачных войн с узбеками. Междоусобицы между кызылбашскими племенами достигли такого размаха, что центральная власть по сути перестала существовать. В стране были анархия и неразбериха. Этим немедленно воспользовались узбекские ханы. Захватив в течение двух лет несколько областей, узбекский хан Убайдаллах с мощной армией несколько месяцев осаждал город Герат. Спасли положение устаджлы и еще несколько племен, примчавшихся на выручку своему шаху.

У местечка Сарыкамыш произошло ожесточенное сражение. Сефевидские войска едва не потерпели поражение, однако все же ценой больших потерь они разбили узбеков. Но несмотря на боевые успехи, племя устаджлы уже не занимало лидирующее положение среди кызылбашского союза. Междоусобицы и борьба за влияние продолжились вплоть до того дня, когда молодой Тахмасп однажды, словно проснувшись, ощутил себя полноценным правителем и взял бразды управления государством в свои руки. По свидетельству историков, он был жестким и мудрым государем.

Уход в Сирию

Но относительное спокойствие среди кызылбашских племен было нарушено после его смерти. Сефевидское государство оказалось в кризисном состоянии по причине борьбы за трон его наследников. Теперь развернулась полномасштабная борьба за трон между эмирами, выдвигавшими слабовольного Мухаммеда Худабенде и Исмаила II, чье кратковременное правление привело к глубочайшему кризису и ожесточенной драке за власть. В результате это привело к фактическому распаду страны. Особенно в этом усердствовали представители племен устаджлы и шамлу.

Конец кровавой междоусобице положил вступивший на трон сын Худабенде - Аббас I Великий. Его империя простиралась от Кандагара до Тигра. Мудрый государь путем реформ, сдерживания и противовесов вовсе лишил власти племенных эмиров и полностью подчинил себе кызылбашские племена. Буйное племя устаджлы, уже оторванное от власти ханов, было подчинено напрямую шаху. Он включил устаджлы в новую военную организацию - личную шахскую гвардию шахсеванов.

Бегдили-устаджлы пришлось послужить государству в момент острой борьбы с османами. Войны с турками не прекращались в течение всего правления Аббаса I. В 1590 году ему даже пришлось уступить часть территории османам, чтобы сконцентрироваться на войне с узбеками. Именно в это время произошло довольно большое переселение в Сирию бегдили, которые бежали от власти турков. С этого времени тюркские племена стали играть важную роль в жизни Сирии. Учитывая воинственность и организованность тюркских кочевников, они сравнительно быстро подчинили себе оседлое население региона.

Сегодня чистокровных бегдили-устаджлы не существует. Они растворились в пучине истории, но следы их остались в летописях. Так, великая династия Ануштегинидов, правителей Хорезма, была родом из племени бегдили. Самым известным из них был Джелал ад-Дин Менгуберди, последний из хорезмшахов, который нанес целый ряд военных поражений армии монголов в начале XIII века.

Ева ИВАНОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая