История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Вечные переселенцы

Коренное население Карельского перешейка - это не один народ, а множество. Несмотря на то что они веками жили бок о бок, каждый стремился сохранить свою самобытность и уникальность. Но не всем удалось выстоять перед вызовами нового времени. История народа эвремейсов трагически прервалась в XX веке по сугубо политическим причинам.

Между Ладожским, Онежским и Белым озерами, на территории Ленинградской и Вологодской областей, а также на землях Республики Карелия живет немногочисленный, но самобытный народ - вепсы. Их культура родственна всем карело-финским народам.

Прежде вепсы обитали на весьма обширной территории - от современной Эстонии до Республики Коми. Жили бок о бок с другой родней: ижорой, сумью, емью, карелами, эвремейсами и савакотами. Про ижору, сумь и емь осталась память в топонимах, карелы по-прежнему живут, где и жили, - в Карелии. А вот эвремейсы с савакотами куда делись?

Наследие Северной войны

Чтобы найти следы эвремейсов и савакотов, не нужно обращаться к древним летописным сводам. Ибо известная история этих людей началась в XVII веке. Именно тогда, воспользовавшись Смутным временем, шведская армия под командованием графа Якоба Делагарди вторглась в Россию и заняла значительную часть ее северо-западных земель. В январе 1616 года правительство нового русского царя Михаила Федоровича предприняло переговоры со шведами о заключении мира. Но лишь через год, 27 февраля (по старому стилю) 1617 года, стороны подписали договор в деревне Столбово близ Тихвина, известный как Столбовский мир.

Швеция возвратила России Новгородский, Старорусский, Порховский, Ладожский, Гдовский уезды (в основном современные территории Новгородской и Псковской областей). Но удержала за собой почти всю Корельскую половину Водской пятины, в том числе Ингерманландию и Корельский уезд, а также крепости Копорье, Орешек, Ям, Ивангород и Корелу (Кексгольм). Россия оказалась отрезанной от Балтийского моря. Шведы заняли устье реки Невы.

Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до Великой Северной войны 1700-1721 годов, когда Петр Великий вернул почти все отнятые земли. Но до той поры под столетней властью шведов оставались карелы, ижора, водь и чудь (вепсы). Тогда уже многие из них исповедовали православную веру. И пока земли были шведскими, Якоб Делагарди принял решение заселять земли колонистами из Восточной Финляндии и Карелии - соответственно, савакотами и эвремейсами. Ведь эти этнические группы были уже крещены в лютеранство. Хотя изначально, разумеется, были язычниками. Само название народа эвремейсов (в более правильном произношении - эурямёйсет), по одной из версий, происходит от имени древнего финского бога земледелия, которого звали Экряс.

Всеми правдами и неправдами шведские власти пытались вытеснять православных людей из своих новых владений. Репрессивная политика заставила большую часть финно-угорских народов (в том числе ижору, водь и чудь) эмигрировать в пределы Русского царства, где они компактно расселились на тверских, новгородских и олонецких землях. Таким образом, савакоты и эвремейсы стали преобладать на приобретенных Швецией по Столбовскому миру приневских землях.

Эвремейсы заселили пустовавшую деревню Кипень (их преобладание в Кипени сохранялось до 1930-х годов), известную в наше время сохранившимся здесь памятником архитектуры - ансамблем почтовой станции начала XIX века. Когда же Карельский край стал частью России, эвремейсы и савакоты поселились южнее. В окрестностях деревни Вартемяги и села Токсово, в районе поселка Лисино-Корпус, вдоль южного побережья Финского залива, в окрестностях Дудергофских высот (поселок Ропша).

Замкнувшиеся в себе

Девушки народности эвремейсы

Около двух веков, до 1917 года, карело-финские народности Российской империи не знали ни притеснений, ни голода. Жили небогато, но мирно и самобытно, сохраняя свой язык и традиции. Исследователи финского языка и собиратели национальных традиций описывали эвремейсов как более консервативных и медлительных, в сравнении с савакотами, которые оказались более восприимчивы к принятию новых обычаев. Вообще эвремейсы относились к савакотам с почтением. Исследователи отмечали, что с определенного времени они даже стали делать свои костюмы похожими на савакотские, так как считали их более современными и изящными.

Эвремейсы среди прочих ничем особенно не выделялись. Но сохраняли свой диалект, национальный костюм. Очень любили петь свои национальные песни, слушать сказы рунопевцев. При этом крайне бережно относились к чистоте крови - у них почти не было браков с другими народностями.

В 1848 году географ и статистик Петр Иванович Кеппен выполнил серию исследований по составлению этнографической карты Санкт-Петербургской губернии и определил численность эвремейсов в Ингерманландии в 29 242 человека, а савакотов - в 43 080. Если представить, что в соседних краях проживало еще максимум 30 тысяч соплеменников, то общее число эвремейсов могло составлять около 60 тысяч. И больше быть не могло, ибо уровень рождаемости был невысок. Что и стало впоследствии бедой для них.

Советская власть поначалу проводила «дружественную» национальную политику, поддерживая определенную самостоятельность «инородцев». В Ленинградской области функционировали 261 финская школа I и II ступеней. Помимо общеобразовательных учреждений, работали финские техникумы - сельскохозяйственный (во Всеволожске) и педагогический (в Гатчине). Был и эстонско-финский педагогический техникум.

До второй половины 1930-х годов карело-финское население - в основном крестьянское, жившее хуторами, - пыталось уживаться с новым социалистическим укладом, так сказать, идти в ногу. Было образовано несколько десятков финских сельсоветов. В период коллективизации насильственно создано несколько сотен финских колхозов. Однако затем в национальной политике произошел коренной перелом. Началась политика русификации: закрывались все лютеранские приходы, обучение в школах было переведено на русский язык, финские сельсоветы упразднены. Не пришлось долго ждать и репрессий: последовали ссылки и расстрелы служителей церкви. Люди понимали: надвигается что-то очень мутное и грозное. Говорили о фашизме там, «за бугром», но чувствовали - удар нанесут здесь, «свои», на родной земле. Так и произошло.

Последние эшелоны

Весной 1935 года по указанию наркома внутренних дел Генриха Ягоды в приграничных районах Ленинградской области и Карелии была проведена операция по зачистке «кулацкого и антисоветского элемента». Сталинские «легионеры» поспешили избавиться от 3547 семей (около 11 тысяч человек). Этих людей, в основном женщин, стариков и детей (трудоспособных мужчин отправляли в лагеря), выселяли без содержания в Сибирь, в Красноярский край, в Хибины, в город Кировск (бывший Хибиногорск). Никто ничего не знал заранее, женщины не успевали даже напечь хлеба. Выселенные лишались дома, земли, скота - то есть всего, что давало средства к существованию.

В закрутившейся по стране дикой мясорубке репрессий очень быстро исчезали малые народы северного края. Лишь один пример: 6 апреля 1935 года жители Колтушей, в большинстве своем эвремейсы, получили приказ взять еды на шесть дней и две пары нижнего белья. Охранники сразу предупредили - будут стрелять, если кто-то попытается сойти с дороги. 12 апреля все прибыли на станцию Мельничный Ручей. Как пишет очевидец, в поезде было 35-40 вагонов, заполненных людьми. В каждом вагоне разместили 45 человек. Внутри были нары в три уровня. В центре - печка, у одной из дверей - дырка в полу для нужды. С собой дали два ведра воды. Двери закрыли на засовы. Снаружи на вагонах написали: «Добровольные переселенцы». Спать приходилось по очереди, охранники на каждой станции следили, чтобы никто не подходил к вагонам поболтать. 26 апреля бывшие жители Колтушей прибыли на конечную станцию Сырдарья в колхоз Пахта-Арал (Казахстан).

Всех жертв трудно сосчитать. Одних только ссыльных финнов - по меньшей мере 18 тысяч. А сколько тысяч людей сгинули в лагерях ГУЛАГа и были расстреляны в тюрьмах - неизвестно. После 1939 года этнонимы «эурямёйсет» и «савакот» исчезают из официальных данных переписей населения. Последняя трагическая страница их истории закрылась навсегда.

Ирина СТРЕКАЛОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: