История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Народ из катакомб

Из-за отсутствия письменности мы уже никогда не узнаем, как называли себя эти люди. В начале II тысячелетия до нашей эры они жили на огромной территории: от Дунайского региона и почти до Волги, а на юге их памятники известны на Кубани и Тереке.

Родственные племена скотоводов оставили после себя редкие поселения и курганы, а также многочисленные погребения в уже возведенных насыпях своих предшественников. Поэтому они и получили название по одному из элементов погребального обряда.

Рождение культуры

Артефакты «катакомбной» культуры

В начале XX века на территории больницы в пригороде Одессы - Слободке-Романовке - был раскопан курган, навсегда вошедший в историю отечественной археологии. Дело в том, что при строительстве нового корпуса была повреждена насыпь и обнаружены древние каменные конструкции. В те места срочно приехали одесские археологи А.В. Добровольский и М.Ф. Шкадышек, которые за два года (1912-1913) исследовали этот полуразрушенный памятник и опубликовали результаты его изучения. Но он оказался настолько сложным, что разобраться в наслоении различных захоронений местные специалисты так и не смогли.

Ознакомившись с публикацией их исследований, выдающийся русский археолог Василий Алексеевич Городцов использовал метод стратиграфических таблиц и в 1917 году выделил в Одесском кургане четыре группы захоронений. За основу классификации он взял форму ямы и создал, таким образом, относительную хронологию для степных памятников Восточной Европы. Вторая хронологическая группа была определена им как «катакомбная».

Таким образом, получил название народ, живший в начале среднего бронзового века.

Само слово «катакомба» имеет латинские корни и обозначает подземную гробницу. Почти все захоронения этой культуры были совершены в ямах, у дна которых имелись различной формы подбои.

Другими словами, катакомба представляет собой входной колодец и погребальную камеру, сооруженную в его стенке. Туда помещались умерший и сопровождающий его инвентарь, а отверстие камеры (или дромос - проход в нее в виде туннеля) закладывалось деревом, камнем или замуровывалось особой земляной пробкой. После этого входная яма засыпалась материковой глиной, и найти захоронение было крайне сложно.

Впервые на подобные памятники Городцов обратил внимание еще в 1901-1903 годах, когда вел раскопки в бассейне реки Северский Донец. Они явно выделялись среди других подкурганных комплексов. Анализ же находок из Одесского кургана подтвердил их своеобразие и позволил ученому выделить новую культуру. В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения она получила название катакомбной. Поэтому и ее носители стали называться в научной среде катакомбниками. Как они называли сами себя - неизвестно, ведь этот народ не имел письменности и безымянным ушел с исторической арены. Но судя по оставленным им памятникам, он сыграл огромную роль в истории степей.

Маски, топоры и курильницы

В данном случае нельзя говорить о единой монолитной культуре, так как в разных регионах отмечены различные ее особенности - в первую очередь в керамике. А посуда является основным маркером, определяющим культурную принадлежность древнего населения.

Действительно, эти скотоводы привнесли в степь катакомбу, которая стала безусловной новацией в консервативном погребальном обряде и не могла иметь местных генетических корней. Ведь предшествующее им население применяло в ритуале погребения исключительно ямы, от которых и получило в науке свое название - ямная культура.

Проблема происхождения катакомбной культуры уже целое столетие остается дискуссионной. До сих пор обсуждаются как автохтонная, так и миграционная теории ее происхождения. В частности, известный российский археолог Л.С. Клейн выдвинул гипотезу о том, что легендарные индоарии являлись прямыми наследниками носителей катакомбной культуры. Он указывает, что в индуистских гимнах Ригведы есть упоминания о катакомбном способе погребения: «Придет день, и меня положат в землю, как вкладывают перо в стрелу». О том же самом, по его мнению, говорит и упоминание о «земляном доме» с «камнем-затычкой», запирающим вход, -типичная для катакомб каменная пробка во входном отверстии камеры. Но справедливости ради надо отметить, что в самой Индии катакомбные захоронения до сих пор не найдены. Есть предположение, что катакомбные племена пришли с Северного Кавказа, но аргументов для такого вывода также мало.

Кроме катакомб, эти племена принесли с собой совершенно иную керамику, богато украшенную шнуровым орнаментом. Но даже среди нее выделяется особый тип - курильницы. Считается, что эта керамика в виде невысокой чаши на особой крестовидной ножке и специальным отделением для ароматических веществ на одном из краев, являлась ритуальной и сопровождала действия жрецов. Курильницы появились и исчезли вместе с катакомбной культурой, чего нельзя сказать, например, о каменных боевых топорах. Изредка они встречаются и в предшествующей ямной культуре. Но раньше их фрагменты использовались преимущественно для растирания охры, а в качестве оружия целые боевые топоры и булавы стали встречаться именно в катакомбных памятниках. Скорее всего, они сопровождали воинов.

Уникальным открытием следует признать и обряд моделировки на лице умерших так называемых масок. Их изготавливали из смеси охры, древесного угля и мелко толченых ракушек, наносили на лица, замазывая глазницы, нос и уши. Встречаются случаи, когда глазницы умерших накрывали фрагментами керамики или мела, обточенными в виде кружков. В катакомбе с перезахоронением у села Целинного в Крыму трепанированный череп был заполнен смесью охры с глиной, а длинные кости, предварительно обмотанные стеблями растений, подверглись обмазке этим составом. Зачем проводились подобные обряды, неизвестно. Скорее всего, они были связаны с религиозными воззрениями.

Крик из прошлого

Катакомбное общество было весьма сложным и делилось на несколько социальных слоев. На самой верхушке социальной пирамиды находились вожди крупных родов и племен. Об их высоком статусе свидетельствуют крупные катакомбы с глубокими входными шахтами и предметы, символизирующие власть, -жезлы, булавы или парадное боевое оружие. В одном из погребений во входной яме было уложено 40 черепов лошадей - огромное для того времени богатство. Близко к вождям стояли воины, в погребениях которых обычно находят каменные и бронзовые топоры, бронзовые ножи, кремневые наконечники стрел и другое оружие. Привилегированное положение занимали также ремесленники. Судя по характерному набору инвентаря, можно выделить захоронения литейщиков, оружейников, кожевенников, плотников, изготовителей колесниц и других специалистов. Однако их погребения встречаются сравнительно редко. Довольно большую «касту» в катакомбном обществе составляли жрецы, а основную часть населения образовывали рядовые скотоводы.

Племена катакомбной культуры занимались скотоводством и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с окружающими племенами, особенно с племенами Кавказа, от которых получали медно-мышьяковистые руды. Это доказывает, что здесь находился металлургический центр.

Эта культура хранит еще множество загадок и сулит новые открытия. Одно из них произошло в 1975 году, когда московские археологи В.А. Сафронов и Н.А. Николаева обнаружили в кургане у города Горское на Луганщине (Украина) уникальное погребение. Внутри одной катакомбы в специально вырезанной нише сохранился удивительный барельефный портрет пожилого бородатого мужчины. В те годы эта находка вызвала скептическое отношение украинских коллег, отказавшихся признать ее древность. В результате «личину» привезли в Москву, где она попала в Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Прошли десятилетия, эту находку тщательно изучили, и реставраторы обнаружили на ее поверхности налет марганца. Он мог образоваться лишь за несколько столетий и при условии, что катакомба не была засыпана землей. Таким образом, была подтверждена подлинность уникального барельефа. Сегодня можно внимательно рассмотреть лик древнего скотовода. Он представляет собой драматическое изображение мужчины с бородой и широко открытым, будто кричащим ртом. Что он хочет донести до потомков, о чем кричит сквозь тысячелетия, - этого мы уже никогда не узнаем, как не узнаем и самоназвания этого удивительного народа, стоявшего когда-то на пути к цивилизации.

Евгений ЯРОВОЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: