История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Гости из ниоткуда

Многие путешественники, побывавшие на Кавказе, вблизи Черноморского побережья, не раз отмечали любопытный факт - среди жителей предместий Сухуми и Батуми встречались люди с явной примесью африканской крови.

В 1914 году в газете «Кавказ», издававшейся в Петербурге, промелькнула заметка, в которой, между прочим, было сказано: «Кроме абхазцев, в Абхазии живут и другие народности... Но что особенно удивительно и для России в высокой степени странно - там целое селение состоит из негров. Это село Адзюбжа, у устьев Кодора». Побывавший там еще в 1884 году французский винодел Тьебо тоже вспоминал о необычных абхазах: «Тип лица у них, как мне помнится, был абиссинский... По религии они были мусульмане». Кто же это?

След ведет в Африку

Лишь в 1928 году, когда в советской стране стал набирать силу призыв к дружбе народов, журнал «Вокруг света» напечатал любопытную заметку, посвященную чернокожим жителям Кавказа. В ней говорилось о том, что в Закавказье, в районе Абхазского Черноморья, с давних пор проживает небольшая колония африканских негров. Попали они сюда якобы в начале прошлого столетия, когда на Кавказе процветала работорговля. После объявления «воли» многим из них посчастливилось выехать на родину, остальные, попав в кабалу к абхазским князьям, осели на землю и с годами ассимилировались.

По информации журнала, в различных районах Абхазии существовало около 20 негритянских хозяйств, в каждом из которых жило 60-80 человек. Жили негры отдельными семьями, вкрапленными среди абхазских и мингрельских общин. С местным населением они настолько слились, что негра-метиса трудно было отличить от природного абхазца.

Автор статьи подчеркивал, что в неграх поражает их физическая сила и железное здоровье. Несмотря на однообразие скудной пищи, малярию и негигиенические условия жизни, они весьма долговечны и выглядели значительно моложе своих лет.

От абхазцев негры переняли язык, обычаи, покрой платья, утварь, способы ведения хозяйства. Многие даже религию. Большинство негров носят абхазские имена и фамилии. Характерно, что даже кровная месть, это вековое зло Кавказа, и та коснулась негров, имеющих свои жертвы, павшие от кинжала кровника.

В заметке утверждалось, что жили негры значительно беднее местного населения. Дома их чаще всего представляли собой плетеную из прутьев, немазаную постройку без окон, с очагом на земле. Занимались негры земледелием и, отчасти, табаководством. Так же автор писал, что «местное население настолько сжилось с неграми, что, например, в прошлом году председателем сельсовета одной из абхазских общин (Адзюбжа) был избран негр Хабаш Ширин - кандидат коммунистической партии».

Разные предположения были выдвинуты для того, чтобы понять, как эти люди оказались на Черноморском побережье. Вспомнили, конечно, древнегреческого историка Геродота, жившего в V веке до нашей эры, который посещал Колхиду (Грузию и Абхазию). Грек утверждал: «Колхи, по-видимому, египетского происхождения; я о том догадывался, прежде чем услышал от других, но, желая удостовериться, расспрашивал ...» По словам Геродота, колхи сохранили воспоминания о Египте; кроме того, пишет он, «они чернолицы и курчавы».

Трудно предположить, чтобы Геродот - житель Греции, где смуглый цвет лица обычен, - мог бы назвать чернолицым народ просто загорелый и темноволосый. Следовательно, с незапамятных времен часть египтян проникла в черноморские воды и, вероятно, основала колонию на его побережье, так же как впоследствии поступали греки.

Впервые название племени колхов встречалось в отрывках из древнегреческих поэм, относящихся к VII веку до нашей эры. То есть еще в то время, когда эллины не познакомились с побережьем, а только по каким-то смутным легендам о золотом руне слышали, что за Понтом Эвксинским лежит блаженная страна, богатая золотом.

Забытая родословная

Чернокожие горцы села Адзюбжа

В 1927 году проблемой «раскрепощения» чернокожих Кавказа заинтересовался великий пролетарский писатель Максим Горький. Он вместе с абхазским коллегой и председателем ЦИК ССР Абхазии Самсоном Чанбой посетил село Адзюбжу, где встретился со старожилами-неграми. Местная жительница Абаш даже предложила советским писателям погадать и поколдовать.

Много лет спустя с Абаш встречался абхазский краевед, историк Вианор Пачулиа. Вот как он описывал ее колдовство: «Причитая, колдунья трижды обошла свою хижину, где на стенах были распластаны чучела рыб и птиц, качались пучки диковинных засохших цветов. Потом она приподнялась на носки, словно пытаясь воспарить, и громогласно возопила вдруг высоким речитативом... "Страшно", - восхищенно сознался я. "Это еще не страшно. Вот моя бабка была настоящая колдунья. Деревья заставляла летать над горами, как стаи птиц. Ручьи сворачивала в клубки, горы шатала"».

Абаш утверждала, что ее предки жили на здешней земле «с сотворения мира». Однако историки более осторожны в своих предположениях. Есть версия, что несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе (Чачба) для работ на плантациях цитрусовых. Эти подданные абхазских князей уже в XIX веке говорили только по-абхазски и считали себя представителями абхазского народа. Другие отмечают, что в 1578 году Абхазия была на три столетия покорена турками. Так что привезти чернокожих рабов сюда мог любой турецкий наместник. Многие настаивают на том, что заселение неграми Абхазии произошло только в XIX веке. Но и тут мнения разделяются.

Любопытно, что у самих абхазских негров, живущих по сей день в селении Адзюбжа и окрестных селах Абхазии (Члоу, Поквеш, Агдарра, Меркула), каких-либо определенных сведений о своем происхождении не существует. А может быть, они просто ничего не хотят вспоминать, ибо старательно забывали свое «рабское» прошлое.

Известно, что наместник Кавказа (1905-1916 годы) Илларион Воронцов-Дашков имел в своем личном конвое негров из Адзюбжи, которые сопровождали его в черкесках. А принц Александр Ольденбургский, основатель Гагры, держал при своем дворе по нескольку представителей от каждого из народов Черноморского побережья Кавказа, в том числе и местных негров.

Однако известный писатель Дмитрий Гулиа в книге «История Абхазии» вновь вернулся к версии Геродота, сделав предположение, что предки абхазцев - выходцы из Египта и Абиссинии (Эфиопии). При этом он ссылается и на многих других древних писателей. Но главное, приводит собственные доказательства. Они строятся на топонимике, сходстве имен богов и людей, обычаев и поверий. Например, некоторые реки в Абхазии и в Эфиопии называются почти одинаково.

Привет за океан

Сегодня потомки колхов продолжают жить в Абхазии. Они говорят на абхазском языке, выращивают мандарины и виноград, делают вино, работают на фабриках и в порту и считают себя абхазами. Как и местные жители, они, как правило, свободно говорят по-русски. Многие из них давно покинули места у реки Кодор, осев в других частях Абхазии, в Грузии и России, а также и за их пределами.

В 2008 году представители чернокожей кавказской общины в лице начальника собеса города Сухуми Наиры Собылевой решили поздравить Барака Обаму с избранием на пост президента США. В письме говорилось: «Вряд ли Вам известно, что в маленькой стране Абхазии, расположенной на восточном берегу Черного моря, вот уже более полутора веков живут потомки нескольких семей чернокожих рабов. Эти рабы были завезены в 40-е годы XIX века с турецкого невольничьего рынка местным князем и поселены в абхазском селе Адзюбжа. Они заключали браки с местными жителями и по языку, культуре вскоре стали абхазами. Моему прадеду Амберу было 8 лет, когда он попал в Абхазию. Его сын Ширин Абаш родился в 1898 году, а умер в 1958-м, и на его похоронах выступил находящийся в тот момент на отдыхе в Пицунде лидер компартии США афроамериканец Генри Уинстон...

Сегодня почти все потомки африканских рабов из Адзюбжи и других абхазских сел внешне мало отличаются от аборигенов края, но мы хорошо знаем о своих корнях и чтим память своих предков. В таком духе мы стараемся воспитывать и своих детей. И одновременно мы - патриоты своей родной Абхазии!» К сожалению, ответа из-за океана не последовало.

Ирина СТРЕКАЛОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая











Сообщество в G+