История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Люди с крокодиловых болот

Сегодня численность этого племени составляет всего лишь 26 тысяч человек. Они проживают в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях. Называют себя нисю или ни (в переводе - «люди»), но широко известны как апатани.

Народ апатани пришел много веков назад из Тибета в индийскую долину Зиро, которую тогда покрывали болота. В племени даже существует предание, что их предки пришли с севера. И действительно, некоторые современные апатани имеют облик тибетцев. Однако у большинства, по мнению антропологов, отчетливо выражены монголоидные черты.

Мифология в танце

Еще совсем недавно апатани не знали о существовании пера и бумаги. Не говоря уже о печатной машинке или компьютере. Поэтому их история существует исключительно в устном предании. Но отсутствие рукописей компенсируется плясками, во время которых танцоры поют песни, повествующие о мифическом происхождении соплеменников.

Редкие путешественники и этнографы, побывавшие в этом районе Индии, пишут о нем как о высокогорной долине площадью 50 квадратных километров, где находятся необычные для Гималаев непроходимые джунгли. Большая часть леса затоплена болотами, населенными разной живностью, в том числе и опасной.

У горцев существуют рассказы о неведомых науке «ящерицах буру» длиной около 5 метров. Они якобы имеют небольшую треугольную голову на длинной шее и ядовитые нижние зубы. В местных описаниях они очень похожи на ископаемых динозавров. Однако в эти рассказы не верят даже ближайшие соседи, которые считают, что песенные предания апатани живописуют всего лишь хорошо известных здесь крокодилов.

Мифы гласят, что апатани происходят от бога Аботени, который жил в местности Супунг на востоке Гималаев. Он имел несколько жен, три из которых родили различных существ земли и неба. От четвертой жены родился сын Аблома, ставший предком всех ремесленников. Именно он способствовал активному развитию таких ремесел, как гончарство, плетение, ткачество и изготовление металлических ножей.

Апатани поклоняются Солнцу, Луне и другим силам природы. Они верят, что души умерших естественной смертью попадают в подземный мир Нели, который представляет собой светлое и приятное место. Апатани считают, что жизнь там продолжается так же как на земле: люди пасут скот и выращивают урожай. Мало того, умершие незамужними или неженатыми могут в Нели даже найти себе пару и родить детей. Кроме него есть еще один мир - Талимоко, куда попадают в основном погибшие воины или умершие неестественной смертью. И хотя жизнь там не является продолжением земной, она тоже не отождествляется с несчастьем или страданиями.

Есть также злые духи, которые насылают болезни и недуги, но с ними успешно борются шаманы. Для этого они приносят жертвы: кур, цыплят или собак. Получив приношение, духи смягчаются, и болезнь отступает. Поэтому в каждом селении апатани имеются свои храмы-святилища, в которых собираются жители.

Жизнь без денег

Живут апатани в нескольких деревнях на высоте немногим более 1,5 километра над уровнем моря. Долина апатани необычайно плодородна благодаря отложениям озера, некогда занимавшего ее дно. Все деревни имеют уличную планировку и состоят из бамбуковых домов, установленных на сосновых сваях посреди затонов с рисовыми полями. Дома стоят плотно друг к другу, имеют обычно обширную веранду и двускатную крышу из соломы. Жилье для новой семьи строят все вместе. Жених должен лишь заготовить материал, а затем близкие и дальние родственники построят ему дом за день. Обычно в доме живет семья, а внизу, среди свай держат домашних животных.

До сих пор у апатани нет представления о деньгах, так как живут они натуральным хозяйством. Все их имущество состоит из домов и иных жилых построек, полей, скота, зернохранилищ, бамбуковых рощ, различного инвентаря и небольшого количества престижных ценностей: тибетских мечей, колокольчиков и бронзовых пластин. Мерой стоимости выступают продукты - в первую очередь, быки-митханы и куриные яйца. Например, за два яйца можно выменять маленького живого цыпленка или нанять человека работать круглый день. За крупного петуха можно выменять нож или отрез белой материи, а козел по стоимости равен свинье. Но землю можно приобрести только в обмен на престижных быков. Характерно, что все апатани могут без ограничений покупать и продавать. Никакой дискриминации.

Они занимаются в основном земледелием и при обработке земли используют исключительно мотыгу, игнорируя плуг и тягловых животных. Выращивают рис, просо, огурцы, шпинат и табак. При этом используют террасное орошение за счет перенаправления русел рек. Немалую роль играет и животноводство: горцы разводят крупный рогатый скот и свиней, держат кур. Свои стада они пасут в лесах по окраинам долины. Там же занимаются и охотой. Вместе с тем, доля мяса в их диете невелика, хотя апатани не брезгуют есть кошек, собак и крыс.

Из тростника и других похожих растений они изготавливают соль тапьо, которой обильно сдабривают пищу. Этот рецепт хранится в тайне, разгадать которую до сих пор никто не сумел. Мир не знает другого похожего способа изготовить соль, помимо традиционного. Но апатани своим секретом не делятся.

Браки у них моногамные. Чтобы получить разрешение на свадьбу, надо принести в жертву быка. Жених должен заплатить отцу невесты выкуп - тоже быками. Однако долгое время все местные невесты были «с сюрпризом».

Мужские проблемы

Женщины народности апатами

Прославились апатани не своей мифологией или образом жизни. Подобных племен немало не только в Индии, но и в соседних государствах. Широко известными в Гималаях апатани стали благодаря своим женщинам. Только они носят странные украшения, которые превращают их нос в своеобразный пятачок. В результате их лица карикатурно напоминают не самое уважаемое домашнее животное.

Эта старинная и, казалось бы, диковинная традиция родилась не случайно - она, скорее, свидетельствует о беспринципной «находчивости» местных мужчин. Дело в том, что женщины апатани всегда считались самыми красивыми в округе. Из-за их неповторимой красоты они были объектом вожделения у соседних племен лишми, мири и дафла, которые постоянно их похищали. Иметь женой красотку из народа апатани считалось у них более чем престижным! Когда воровство женщин достигло невиданных масштабов и этот процесс стал катастрофическим, вожди племени придумали дикий, но крайне эффективный метод. Вместо того чтобы защищать своих жен и дочерей, они нашли «гениальный» выход: стали... обезображивать им лица, нанося сплошные татуировки и вставляя в нос ротанговые пробки. В результате они настолько подпортили красоту соплеменниц, заклепав им носы бамбуковыми вставками, что похищения сразу же прекратились.

Скорее всего, при этом они сумели убедить лучшую половину племени, что они только прибавили в своем очаровании. В противном случае вряд ли горские женщины позволили «украшать» бы себя таким образом. Эта довольно болезненная процедура делалась девочкам с 12-13 лет. В небольшие прорези сначала просовывали тонкие палочки, диаметр которых постепенно увеличивался. Когда отверстия достигали необходимых размеров, в них вставлялись две черные ротанговые пробки и лицо переставало привлекать соседских мужчин. Сами же апатани, видимо, считали, что «с лица воду не пить», зато приобрели потерянное спокойствие.

Однако с течением времени вкусы меняются, и сегодня эта традиция исчезает. Новое поколение девушек предпочитает естественную красоту и отказывается от пробок в носу. В начале XXI века самой молодой даме с подобными «украшениями» было 42 года! Сегодня дети апатани учатся в лучших университетах мира, и цивилизованные девушки не хотят быть безобразными. Но себя по обычаю украшают. Правда, теперь они лишь раскрашивают лица замысловатыми рисунками из легко смываемой сажи.

Обыкновенная женская татуировка состоит из 5 линий на подбородке и одной вертикальной линии, нанесенной от кончика носа ко лбу. Что она означает - неизвестно! Но большинство мужчин племени осуждает отказ от старинных традиций. Смуглые, кареглазые и темноволосые девушки апатани вернули свою былую красоту, а значит, у мужчин племени вновь появились проблемы.

Евгений ЯРОВОЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: