«Cоловей» в золотоой клетке

Автор: Maks Апр 20, 2018

Свежий и чистый голос Бэлы Руденко, «украинского соловья», пленял всех, даже тех, кто совершенно равнодушен к опере. Не было людей, способных противостоять красоте и силе этого голоса, женскому и человеческому обаянию великой певицы…

Замечательная певица, солистка Большого театра Бэла Руденко получила звание народной артистки СССР в 27 лет. Она была одной из самых молодых обладательниц этого титула за всю историю его существования. И это было так неожиданно, что она всю ночь плакала от того, что ее так быстро «состарили» -ведь такие звания обычно давали на закате сольной карьеры. Но Бэла Андреевна получила его вполне заслуженно.

По благословению Лермонтова

Свое необычное для украинки имя Бэла получила «благодаря» Лермонтову: ее родная тетя любила перечитывать роман «Герой нашего времени». И родня решила, что имя героини книги девочке очень подойдет. Так уроженка поселка Боково-Антрацит (ныне город Антрацит, Луганская область), появившаяся на свете в августе 1933 года, стала обладательницей экзотического имени.

Ее отец был стахановцем, он трудился инженером на шахте. Мать работала учетчицей, хотя по своему призванию была настоящей сестрой милосердия. И впоследствии сменила профессию.

Великая Отечественная война застала семью в городе Сумы, а потом Руденко переехали в Сталинград. Мама работала в военном госпитале медсестрой, а Бэла ходила в школу. Бомбежки, голод, все ужасы войны девочке пришлось испытать на себе. Но вскоре мать ушла на фронт, а ребенка с бабушкой эвакуировали в Фергану.

Больше всего Бэла любила петь, поэтому сразу же записалась в хоровой кружок городского Дома пионеров и стала его солисткой. После воины семья переехала в Одессу — маме рекомендовали по состоянию здоровья жить у моря.

Бэла часто посещала спектакли Одесского театра оперы и балета, и волшебный мир музыки ее все больше и больше очаровывал. Еще в школе педагоги настаивали, чтобы она поступала в консерваторию, хотя у нее не было музыкального образования.

Но на вступительных экзаменах все члены комиссии просто влюбились в этот хрустальный голос. Так Бэла стала студенткой Одесской консерватории и попала в группу замечательного педагога Ольги Благовидовой.

Училась она на отлично. Когда Бэла Руденко оканчивала третий курс консерватории, главный дирижер Одесского театра оперы и балета пригласил ее на роль Джильды в опере Джузеппе Верди «Риголетто». За неделю она выучила роль и с триумфом выступила, публика благодарила ее стоя. Колоратурное сопрано потрясло слушателей.

В окружении звезд

В 1956-м молодую певицу пригласили на работу в Киевский театр оперы и балета имени Тараса Шевченко.

По стечению обстоятельств ее дебютной партией в Киеве стала Джильда из оперы «Риголетто». Первые спектакли вызвали аншлаг, зрители были в восторге. А 1957 год стал для молодой вокалистки особенным — на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, опередив почти 200 претендентов, она стала лауреатом вокального конкурса и завоевала I премию и Золотую медаль. Певица также получила приглашение на контрактные выступления в Москве, Ленинграде, Риге вместе со знаменитым итальянским тенором Тито Скипа. Восхищаясь талантом молодого дарования, он пообещал вывести ее на мировую сцену. С 1957 года у Бэлы начались гастроли по многим городам СССР, Японии, США, Канады, Италии (в том числе в Ла Скала).

В это же время она вышла замуж за Владимира Ефременко — будущего замминистра культуры УССР. Этому замужеству предшествовал шумный роман, который стоил Ефременко — перспективному и успешному партработнику — развода с первой женой и фактически сломанной карьеры. Правда, злые языки утверждали, что Ефременко, работая в Минкульте, всегда «помогал» жене с зарубежными гастролями и активно «придерживал» ее конкуренток. Но Бэлу Андреевну и в самом деле обожали в верхах, она пользовалась особым покровительством ЦК, ведь была она не просто чудесной певицей, но и очень красивой женщиной. Она не раз получала приглашения в Москву. Тогда в театре она получала 5 тысяч рублей в месяц, а тот же «москвич» стоил 6 тысяч.

В 1960 году вокалистка принимала участие в Декаде украинского искусства в Москве, а через три дня узнала, что ей присвоили звание народной артистки СССР! Это был большой, настоящий успех!

Новая любовь

Бела Руденко

Во время одного из визитов в Москву Бэла познакомилась с популярным композитором и певцом Поладом Бюльбюль-оглы. Это случилось на одном из светских раутов в Доме приемов МИДа. Поладу было в то время чуть меньше 25, а ей — 37. То, что Руденко тогда была уже на вершине оперного олимпа, много гастролировала, часто появлялась на телеэкране, льстило самолюбию молодого красавца, который ухаживал по-восточному пылко и щедро. И певица согласилась выйти за него замуж.

В 1972 году великий оперный режиссер Борис Покровский пригласил украинскую певицу в Большой театр на роль Людмилы в опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Она пела с Евгением Нестеренко. А в 1973 году, после 16 лет работы в Киеве, Бэла Андреевна вошла в труппу прославленного театра.

Творчество оперной дивы было разноплановым. В ее репертуар входили партии Наташи Ростовой («Война и мир»), Виолетты («Травиата»), Розины («Севильский цирюльник»).

Еще в 1971 году вокалистку удостоили Государственной премии СССР. Уже в то время она щедро делилась своим талантом с молодыми начинающими певцами и всегда подчеркивала, что петь надо не ноты, а мысли и чувства. И ей всегда удавалось сочетать артистичность, целостность и легкость образа. После одного из выступлений в Японии, где ей удалось побывать около 10 раз, о ней отзывались так: «Если вы хотите услышать, как катится жемчуг по бархату, слушайте, как поет Бэла Руденко». В 1975 году в ее в жизни произошло радостное событие — родился сын Теймур. Однако материнские хлопоты на время оставили ее без сцены, и она мечтала о скорейшем возвращении. В скором времени она вернулась к своей обычной гастрольной жизни, оставив сына на попечение матери. Частые расставания привели к тому, что со временем Бэла и Полад Бюль-бюль-оглы охладели друг к другу и расстались. Развелись тихо, без шума и взаимных претензий. Поговаривали, что Бэле донесли — Полад ей изменяет, и она не смогла ему это простить…

К своему голосу дива относилась не так бережно, как другие артисты. Она могла позволить себе и мороженое, и другие вольности. Но драгоценный талант, подаренный природой, неустанно берегла и оттачивала, ежедневно выполняя специальные упражнения, и постоянно призывала работать над собой, тренировать свой голос каждый день, всю жизнь.

Надо отметить, что сама жизнь заставила ее изучать иностранные языки, ведь в контрактах при выезде за рубеж стоял пункт о знании языка. Она овладела итальянским, немецким, английским и часто на этих языках исполняла произведения. Шли годы. Для Бэлы Андреевны пришло время покинуть сцену. И хотя голос звучал прекрасно, она жила по принципу: «Лучше уйти со сцены на год раньше, чем на час позже». В 1995 году артистка покинула сцену без помпы и прощального бенефиса. Ее последним спектаклем стала «Иоланта» Петра Чайковского. А на следующий день она пришла в Большой театр уже педагогом-репетитором. В период 1995-1999 годов великая певица руководила оперной труппой прославленного театра, однако, поняв, что провести здесь «революционные преобразования» невозможно, покинула пост.

Без преувеличения можно сказать, что Бэла Руденко была и остается одной из лучших певиц мира. Хотя нельзя сказать, что ее жизнь была сплошным праздником. Нет, она всегда работала на «разрыв аорты», в ее жизни было много несправедливостей и обид. Недаром в одном из своих интервью она сказала: «Если уж кто меня называл соловьем, то я про себя добавляла: «В золотой клетке»».

К счастью, замечательному голосу и подлинному таланту клетка не страшна. Даже если она из золота.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ

, ,   Рубрика: Женщина в истории




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,967 сек. Потребление памяти:32.62 mb