История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





«Титаник» по имени «Армения»

Когда на Красной площади 7 ноября 1941 года шел военный парад, у берегов Крыма случилась крупнейшая в российской истории морская трагедия. Гитлеровская авиация отправила на дно санитарный теплоход «Армения», на котором из осажденного Севастополя эвакуировались на Кавказ раненые, врачи, жители города...

Трагедия теплохода «Армения» до сих пор во многом является для нас загадкой. Неизвестно, сколько точно было людей на борту. По оценкам специалистов, от 5 до 7 тысяч человек - в 2-3 раза больше, чем на «Титанике». Выжили единицы. Советская историография сделала все, чтобы скрыть подробности страшной трагедии. Даже попытки с помощью американских батискафов и гидроакустической аппаратуры отыскать одну из крупных подводных братских могил не привели к успеху.

Предыстория трагедии

Еще 8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно «Армения» на период военных действий было переоборудовано в медицинское судно. Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы - красный крест.

б ноября 1941 года санитарный транспорт «Армения» начал погрузку в порту Севастополя. Во избежание давки судно не было пришвартовано к пирсу, и пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ, капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось пришвартовать теплоход к причалу Корабельной бухты. Сюда сразу хлынули огромные толпы жаждущих спасения горожан.

Погрузка людей проходила с 2 часов ночи до 7 утра. Погода была ненастная, моросил дождь. В сильной давке посадить пассажиров было невозможно. В панике многие пробирались в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы.

Днем в 17 часов «Армения» взяла курс на Туапсе. И если бы маршрут теплохода оказался именно таким: Севастополь - Туапсе - трагедии удалось бы избежать. Но капитан Плаушевский внезапно получил приказ зайти в Ялту, чтобы забрать еще несколько человек. По одной из версий, на теплоходе решили эвакуироваться партийные работники Крыма. По другой, музейные работники хотели отправить с «Арменией» ценнейшие экспонаты из крымских музеев. Если бы не эта роковая остановка, при своей скорости «Армения» вполне могла бы за ночь добраться до Туапсе.

Впоследствии в своих дневниках адмирал Октябрьский записал, что командир «Армении» нарушил приказ дожидаться в Ялте ночи, чтобы обезопасить судно от удара с воздуха. Впрочем, авиации немцев никто бы не помешал разбомбить огромную неподвижную цель прямо у причала. И капитан Плаушевский решил не дожидаться, пока «Армению» утопят прямо в Ялте, и отдал приказ отдать швартовы в 8 часов утра. Никакой разведки в порту немцы к тому времени наладить не успели, и «Хейнкели» охотились явно не за «Арменией» - их интересовали армейские суда, уходящие из Крыма, а не беззащитный теплоход. Но так как других целей обнаружено не было, решили ударить по «Армении». Утром, почти без прикрытия, при полном господстве в воздухе гитлеровской авиации, переполненный теплоход в сопровождении одного или двух катеров вышел из Ялты в сторону Кавказа.

Общее число людей, оказавшихся на, палубе, в каютах, коридорах; трюмах, достигло почти 7000 человек.

В 11:25 на траверзе Гурзуфа конвой был атакован немецким торпедоносцем «Хейнкель Не-111». Тот сбросил две торпеды, одна из которых попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты теплоход ушел под воду кормой вверх. По одним данным, удалось спастись 8, а по другим - 82 пассажирам.

Поиски виноватых

Это случилось в 24-ю годовщину Октябрьской революции, когда в Москве прошел исторический военный парад на Красной площади. Потом многие предпочли забыть этот скорбный эпизод победоносной войны. Так было удобнее. В советские годы никто не пытался обнаружить лежащее на дне судно, первые попытки были предприняты уже в независимой Украине. В 2006 году по просьбе Киева к работам подключился Институт океанографии и океанологии США под руководством Роберта Балларда (этот специалист знаменит тем, что нашел погибшие в океане линкор «Бисмарк» и авианосец «Йорктаун»). Экспедиция обошлась в 2,5 миллиона долларов. Но никаких следов «Армении» не обнаружили. В 2009 году к поисковой работе подключился украинский подводный робот «Софокл». Он обнаружил старинный парусный 30-метровый корабль, но не «Армению».

Так что поиски «Армении» и выяснение причин ее гибели все еще продолжаются.

Виктор ПРИХОДЬКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Роковые даты     Следущая