Дело короля Миндона

Автор: Maks Дек 2, 2017

На чем только человечество не записывало свои мысли — на папирусе, на пальмовых листьях, на бересте, на пергаменте, на металлах, на мокрой глине. Но мысли, которым нужно было храниться вечно, вырезались на камне. Правда, после изобретения бумаги камень использовали только в особых случаях. И для небольших по объему текстов. Но два века тому назад король Бирмы, которая сегодня называется Мьянмой, создал самую удивительную в мире книгу: он повелел вырезать на каменных стелах священный текст Трипитаки.

Король Бирмы Миндон происходил из династии Конбаун. Он родился в самом начале XIX века и умер примерно за 20 лет до его конца. Для Бирмы это было очень сложное время — ее пытались подчинить себе англичане. В 1852 году сводный брат Миндона, Паган Мин, правивший Бирмой, подписал с завоевателями мирный договор, отнявший у бирманцев половину страны. Это была национальная катастрофа, и потеря оставшейся в руках Пагана территории была лишь вопросом времени. Так что Миндон со своим кровным братом составили заговор, свергли Пагана, и в 1853 году Миндон стал королем.


Монарх смотрит за горизонт

Он сразу же стал вести с англичанами дипломатические игры, стремясь не допустить новой войны, и в то же время начал реорганизовывать армию, перенимать технические изобретения европейцев, отправил сотни бирманцев обучаться наукам в европейские университеты, построил бирманский торговый флот и провел множество реформ в системе налогообложения и судопроизводства. Он был уже зрелым человеком (45 лет) и отлично понимал, что отсталая Бирма — легкая добыча для врага.

Бирма была для англичан заманчивой добычей. Патриархальная, с точки зрения колонизаторов, дикая страна, с туземцами, живущими в нищете и буддистскими пагодами и монастырями, крытыми золотом, с золотыми Буддами гигантской величины, с драгоценными камнями, рассыпанными по их золотым одеяниям, — словом, мечта охотников за сокровищами. Присоединив к Британской империи Нижнюю Бирму, они тут же обобрали многочисленные храмы. Именно этого — уничтожения бирманской культуры — больше всего и боялся король Миндон.

Он понимал, что в погоне за золотом завоеватели вскроют сокровищницы и выгребут из них буддистские реликвии, а рукописи — самые древние — попросту сожгут или увезут. В лучшем случае, в метрополию. Так или иначе бирманский народ лишится и произведений искусства, и древних книг. Самой важной рукописью буддизма был так называемый палийский канон, или Трипитака — по-бирмански Ти-Педикут.

Пагода со ступой

Пагода Куту-доВ конце 1850-х годов король начал грандиозное строительство в Мандалае — новой столице Бирмы. Он желал возвести у холма Мандалай королевский дворец, окруженный прочными крепостными стенами, библиотеку, монастырь, зал учеников, где должны были происходить торжественные мероприятия, а также пагоду Куто-до со ступой, напоминающей ступу Шведагон в древнем городе Паган.

Ступа в пагоде Куто-до была сделана в форме колокола, и внутри нее находился реликварий. Туда за время строительства дважды помещались многочисленные сокровища буддизма: маленькие золотые пагоды, фигурки Будды, ступы из камня, покрытые священными изречениями, ступы из золота и серебра, ступы из бронзы, шкатулки с жемчужинами, косточками мушмулы, священными листьями дерева Бодхи и прочие ценности. Через три года, когда пагода была построена, над ней возвели крышу, которую тут же покрыли листовым золотом. В этот же день в реликварий ступы были торжественно вложены два зуба Будды. Один — привезенный для этой цели из буддистского святилища на острове Цейлон (теперь Шри-Ланка), другой — из храма в Амарапуре.

Пагода имела несколько ярусов, и ее охраняли демоны-билу, каменные стражи в оранжевых одеждах. А саму пагоду окружают три вписанных друг в друга квадрата, по сторонам которых расположены белоснежные ступы под золотыми навершиями — общим числом 729 штук. Но на самом деле, это не простые ступы вокруг пагоды. Это священный текст Трипитаки, застывший навсегда в камне.

Да, да! Весь трактат, приписываемый Будде, выбит на 729 каменных стелах, укрытых под кровлями мраморных ступ. На юго-востоке Азии известны археологические памятники с «каменными книгами». Буддисты очень любили вырезать изречения Будды, а на острове Шри-Ланка имеется даже огромная каменная плита шириной 1,4 метра и длиной 8 метров. На ней древние резчики во времена короля Нишанка Мала (XII век) поместили изречения Будды, рассказы о нем и буддистские мантры — 4 тысячи знаков. До сооружения короля Миндона именно этот артефакт считался самой большой каменной книгой в мире.

Король Миндон преподнес гораздо более величественный дар Будде. Каждая из 729 стел его книги имеет 1,52 метра в высоту, 1,1 метра в ширину и 13 сантиметров в толщину. Текст вырезан с двух сторон, так что число страниц этой книги — 1458. На каждой странице расположено 80-100 строк, записанных бирманским письмом. Поскольку нанесение текста на камень — процесс долгий и требующий невероятного внимания и аккуратности (любая ошибка при гравировке камня неисправима), то заполнение только одной стороны стелы занимало несколько дней. Работы по перенесению полного текста палийского канона школы Тхеравада с пальмовых листьев, на которых он был изначально записан, на камень заняли 7 лет, 6 месяцев и 20 дней. Зато был воспроизведен полный текст, без сокращений — Виная, Сутра и Абхидхарма.

Текст канона в каменном воспроизведении был разбит тоже на три части и помещен строго по квадратным платформам. Первый «лист» находится в ряду стел первого квадрата, далее читатель должен двигаться по часовой стрелке, переходя из одного квадрата в другой. В первом ряду находилось 42 стелы, во втором — 168, в третьем — 519. Еще одна, дополнительная, 730-я стела в юго-восточном углу первого ряда давала сведения о самом каноне и этапах строительства. Чтение текста начиналось с внутреннего квадрата и Виная-питаки, затем со 112-й стелы в среднем ряду и до его конца шла Абхидхарма-питака, а во внешнем квадрате с 320-й стены шел текст Сутрэ-питаки и несколько добавочных: Самюта-Никая, Ангутара-Никая, Худака-Никая. Поскольку прочесть трактат такой длины невозможно ни за день, ни за неделю, по «библиотечному» комплексу были расставлены 34 беседки для отдыха — тоже каменные. Когда после Пятого буддистского совета в Мандалае (1871 год) было принято решение издать наконец-то древнюю книгу канона на бумаге, то бумажная копия книги заняла 38 томов формата octavo. Недаром возведение каменной книги король Миндон считал главным делом своей жизни.

Завоеватели и бессмертная книга

Через семь лет после буддистского съезда Миндон был убит. Занявший трон сын Миндона Тибо оказался дурным правителем. Через семь лет после восхождения на престол Бирмы он был наголову разбит англичанами. В 1885 году Бирма полностью утратила независимость. Солдат расквартировали по монастырям и храмам. За несколько лет такого постоя сооружения стали ветшать и разрушаться. Солдаты без всякого стыда сдирали со стен дорогое убранство, лущили навершия ступ и кровли пагод, снимая золотую облицовку. Не избежала этой участи и пагода Куто-до — ее лишили всех колоколов, разграбили драгоценности, с глав ступ, где хранятся каменные стелы, содрали все навершия в форме золотых зонтов, на террасах выдрали из пола мраморную плитку, даже кирпич беседок для отдыха пошел на мощение дорог для войска. То есть пагода стояла теперь разграбленная и оскверненная. Хотя бирманцам запрещалось посещать территорию британских казарм (именно этим и стала королевская пагода), одному из них все же удалось’ пробраться в Куто-до. Увиденное так его потрясло, что он отправил письмо королеве Виктории. Удивительно, но письмо дошло. И возмущенная королева потребовала восстановить в Бирме то, что разрушили ее солдаты. Процесс восстановления занял долгое время. В реставрацию памятников вливали средства и сами бирманцы, и англичане, часть средств выделила королевская казна. И хотя существовал проект построек, некоторые детали повторить не удалось, а некоторые были заменены, поскольку стоили дешевле. Повезло лишь тексту каменной книги — он практически не пострадал, только слезла позолота, которой покрыли углубления букв. Нанесли новый слой. А чтобы текст виделся ярче, обвели каждую букву черным шеллаком. И вернули, разумеется, каменную книгу ее читателям — бирманцам.

Николай КОТОМКИН

, ,   Рубрика: Невероятные артефакты




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
10 + 1 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,698 сек. Потребление памяти:31.61 mb