Дети барона Субботы

Автор: Maks Сен 21, 2018

Благодаря кинематографу остров Гаити славится вовсе не фантастическими природными красотами, а ритуалами самой настоящей черной магии. Да, там невероятный ландшафт, феерическая растительность, интересный быт туземцев, но стоит только белому человеку оказаться на острове — и он полностью в руках черных колдунов. Один неосмотрительный шаг — и он превратится в живого мертвеца. В зомби.

Остров Гаити расположен недалеко от Кубы. Именно этим путем белые работорговцы везли африканских негров для работы на американских плантациях. Уже в конце XVII века оба острова получили первые партии живого товара. Местных туземцев очень скоро практически не осталось. Их место заняли африканские рабы. В основном это были жители Западной и Центральной Африки. На Гаити обосновались народности фон и эве — выходцы из Бенина и Конго. Разумеется, с собой они привезли единственное достояние, которое никто не возбранял брать в дальнюю дорогу, — свою языческую веру.

Привет с Черного континента

А как же белые миссионеры? Они же, наверное, не оставили нехристей без обращения в истинную веру? Конечно, не оставили. Первое, что получал раб, ступив на землю Гаити, — христианское крещение.

Так как с 1697 года остров был поделен, на востоке Гаити над невольниками трудились испанские священники, на западе — французские. Рабы быстро становились христианами и обретали вместо своих черных идолов голубя и двух белых мужчин — старого и молодого.

Старого называли buenos Dios или bon Dieu («добрый Бог»), скоро его стали звать попросту Бондьё или Бонди. Других христианских святых, которые отождествились с языческими богами, приписали к разряду лоа. Святые рангом пониже слились с духами земли, воды, воздуха и подземного мира. Довольно скоро у гаитян сформировался вполне дееспособный африкано-христианский пантеон. Священники, конечно, пробовали бороться с этой языческой напастью, но у них ничего не получилось: ведь к началу Великой французской революции рабов на острове было больше 500 тысяч человек, а белых — меньше 36 тысяч! Священники смирились и сделали вид, что все местные чернокожие — христиане. Изгнавший французов в ходе революции в 1804 году Жан-Жак Дессалин тоже сделал вид, что все гаитяне католики, и даже объявил языческо-христианскую мешанину, получившую название вуду, вне закона. Это не возымело никакого эффекта. И примерно полвека спустя папа римский признал гаитянскую религию вуду… местной разновидностью католичества!

Кому верят гаитяне?

Гаитяне, конечно, не католики. Они поклоняются древним африканским богам, хотя в это поклонение вплелись и христианские традиции. Высшее место в иерархии богов занимает Бондьё — Творец всего сущего. Однако он уже стар и устал, поэтому в дела людей не вмешивается. С наболевшими вопросами обращаются не к нему, а к его представителям — духам, или лоа. Этих лоа у гаитян множество, они представлены целыми семействами. Наиболее почитаются семейства петро, рада и геде.

Петро считаются самыми быстрыми, горячими, вспыльчивыми, агрессивными, зато они сразу откликаются на просьбы и выдают результат. Среди них Боссю, Ти Жан Перо, Эзиль Дантор. Рада — более мягкие духи, более спокойные и медлительные, но они лучше защищают людей и помогают им получать знания. К ним относятся Екзен Азака, Айзан и Дамбалла. Геде — духи, связанные с загробным миром и всем, что касается смерти, у них особое чувство юмора, они любят издеваться над людьми, совершать разные непристойности, ругаться, говорить пошлости. Высшей властью над этими лоа наделены Барон Самеди и Маман Бриджит. Еще одна семья лоа не совсем гаитянская, но прочно обосновавшаяся на острове, это наго лоа, так называемые ориши, самым известным из которых является ориша Огун.

Христианские святые имеют свои языческие ипостаси.

Святой Николай, покровитель моряков, соотносится с лоа Агве — покровителем вод.

Святой Патрик — с лоа Дамбаллой, обреченным страдать от жажды.

Святой Петр, хранитель райских врат, — с Папой Легбой, хранителем переходов между мирами. Папа Легба изображается старцем, покрытым язвами, едва стоящим на ногах.

Дева Мария, мать Иисуса, с непорочной Эрзули, изображаемой невестой с сердцем в руке.

Некоторые лоа почти полностью потеряли христианский облик. Симби, дух плодовитости, изображается с поднятым мужским органом, Собо одет во французскую генеральскую форму. Барон Самеди, или Суббота, одет в черный костюм гробовщика, носит цилиндр на голове и смолит толстую сигару, а его супруга Мамаша Бриджит, некогда бывшая святой Бригитой, любит ром с перцем и носит жгучие перцы в интимном месте.

Лоа не знают границы между добром и злом. Они не добрые и не злые, не хорошие и не плохие. Но гаитяне верят, что если грамотно попросить помощи у лоа, они не откажут.

Согласно их вере, человек состоит из пяти частей: из физического тела; из жизненной силы, наполняющей тело, пока мы живы; из осознанной личности, над которой можно получить власть; из духа жизни, который дается в момент зачатия и возвращается к Богу после смерти; из бессмертной сущности, которая при жизни находится вне тела и может контактировать с лоа.

Алтарь вудуВсегда есть опасность, что кто-то пожелает зла и разъединит эти пять частей или подчинит себе какую-то из них. Тогда человек может стать неудачником, заболеть или даже умереть. В качестве профилактических мер гаитяне приносят почитаемым лоа дары, участвуют в обрядах, обращаются к прорицателям и колдунам.

Унганы и мамбо

Внешне алтарь духов, который есть в каждом доме, похож на место для молитв в христианском доме. Там могут быть изображения святых, подвешены четки и поставлены свечи. К этим вещам добавляются подношения в виде пучков трав, разных баночек и куколок. Во время коллективных церемоний толпы людей собираются в церкви или дома у одного из жрецов вуду, который называется унганом. Гаитянские обряды выглядят как неистовый танец с песнопениями и полной экзальтацией, вплоть до судорог и обмороков. Сначала унган налаживает связь с хранителем входов Папой Легбой, преподнося тому в жертву черного петуха и везде разбрызгивая его кровь, потом начинаются ритмичные удары в барабаны, и люди впадают в неистовство. Считается, что только так можно войти в контакт с лоа. Стать унганом или мамбо (женщиной-жрицей) может только тот, кто способен впадать в такой транс. По степени мастерства унганы и мамбо делятся на несколько разрядов; низшим разрешается петь обрядовые гимны — и только, а унганы высшего разряда могут не только приносить кровавые жертвы, но и исцелять больных, воскрешать мертвых.

Бокоры и зомби

Особыми практиками занимаются бокоры — колдуны, которые работают с мертвецами. Именно они умеют превращать людей в зомби. Впрочем, магия тут ни при чем. Колдуны просто знают секретные ингредиенты, которые добавляют живому человеку во время обработки. Они подмешивают в питье или еду яд рыбы фугу — тетродотоксин. Несчастный временно впадает в кому, его хоронят. А когда через пару дней после похорон колдун извлекает из могилы свою жертву, то «мертвец» выходит из комы, но с необратимыми повреждениями головного мозга: он может ходить и исполнять приказы, но как личность более не существует. К счастью, случаев зомбирования ядом на Гаити не так уж много, хотя кинематограф сделал все, чтобы за островом закрепилась дурная слава.

Впрочем, виновато не только недопонимание, но и диктатор острова Дювалье, который использовал бокоров, чтобы внушить страх всем недовольным режимом. При его правлении бесследно пропали многие гаитяне, и даже иностранцы. С колдовством это мало связано. Большинство жертв было попросту расстреляно и зарыто ночью во рвах. Так закрепилась дурная слава.

Гаитянам даже «отдали» создание кукол, которые протыкаются иголками, поджигаются или страшным образом уничтожаются, чтобы причинить вред и смерть ненавистному человеку. Хотя гаитяне именно таким образом кукол не используют, а делают это вудуисты из Луизианы. На Гаити действительно изготавливают кукол, но совсем для другой цели: это защитные талисманы, которые помогают семье в трудных ситуациях.

Вот такая у гаитян местная разновидность католичества!

Михаил РОМАШКО

, , , , , ,   Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,567 сек. Потребление памяти:33.93 mb