Дикий монитор

Автор: Maks Янв 22, 2018

Легендарный монитор «Уаскар» нынче находится на вечной стоянке на военной базе в Чили. Хотя значительную часть своей боевой биографии он сражался под перуанским флагом, в том числе и против чилийцев. Посетив его, можно вспомнить захватывающие морские бои, которые кипели во второй половине XIX века у берегов Южной Америки.

В 1864 году началась Первая тихоокеанская война, в которой Испания пыталась восстановить контроль над своими бывшими колониями в Латинской Америке. Основное сопротивление ей оказывали Перу и Чили, к которым позднее присоединились Боливия и Эквадор. Так как одним из главных предметов спора стали острова Чинча недалеко от перуанского побережья, то вопрос о сильном флоте, способном эффективно противодействовать испанцам, встал ребром. И правительство Перу заказало в Англии бронированный корабль, или, как называли корабли этого класса, — монитор. Заказ обошелся недешево — более 81 тысячи фунтов стерлингов, но зато в итоге со стапелей сошла плавучая крепость, которой суждено было прославиться в морских боях у побережья Южной Америки.

Англичанин против англичан

Бронированный монитор получил имя «Уаскар», в честь правителя инков, брата знаменитого Атауальпы, правившего в XVI веке. На корабле были установлены несколько легких палубных орудий и картечница Гатлинга. Главное же вооружение составляли два тяжелых орудия Армстронга, стрелявшие 300-фунтовыми (около 136 килограммов) снарядами. Они находились в круглой вращающейся башне, являющейся отличительным признаком всех мониторов. Кстати, вращалась башня на ручной тяге. 16 матросов совершали полный оборот примерно за 15 минут.

Судно изначально делалось универсальным. Современную паровую машину дополняло полноценное парусное вооружение бригантины, а усиленный нос специальной формы штатно предназначался для тарана.

«Уаскар» прибыл к берегам Южной Америки летом 1866 года, когда основные военные действия уже закончились. Однако он успел отметиться, потопив испанскую бригантину и корвет, встретившиеся на его пути. В дальнейшем монитору предстояло участвовать в сугубо местных распрях. Первой из них стала гражданская война, охватившая Перу в 1870-х годах.

Группа мятежных офицеров попросту угнала «Уаскар», чтобы привезти в страну претендовавшего на власть бывшего министра финансов Николаса де Пьеролу, укрывшегося в Чили. Во время этого рейда монитор оказался между двух огней — за ним одновременно охотились правительственный перуанский флот и британская эскадра, которая заступилась за британскую же компанию Pacific Navigation Company. Компания была недовольна тем, что по пути «Уаскар» реквизировал уголь с принадлежавших ей торговых судов.

С перуанским флотом монитор обменялся несколькими выстрелами издалека. С англичанами же дело обернулось куда серьезнее. Фрегат «Шах» и корвет «Аметист» не имели брони, однако значительно превосходили Уаскара» по скорости и огневой мощи (38 орудий на двоих). Во время битвы в бухте Пакоча англичане произвели 427 выстрелов. Удивительно, но многочисленные снаряды, достигшие цели, не отправили перуанский броненосец на дно. Он сумел не только уйти от преследования, но и уклониться от первой в истории торпедной атаки, которую пытался произвести «Шах». Торпеда оказалась слишком медленной.

Даже после этого Пьерола, принявший командование на себя, был готов продолжать драться. Он попытался договориться с перуанским флотом о том, чтобы объединиться против общего врага. Но, получив отказ, капитулировал.

Один против всех

Следующая глава боевой биографии «Уаскара» была начата в 1879 году, когда между Чили и Перу с Боливией началась так называемая Селитряная война. В течение шести месяцев монитор терроризировал чилийское побережье, оставаясь совершенно безнаказанным. За это время он причинил разрушения более чем десятку портов, потопил 16 транспортов, расстрелял артиллерийскую батарею, повредил четыре и захватил в качестве трофеев шесть кораблей чилийского флота.

Чтобы остановить «дикий монитор», чилийцы отправили на охоту за ним флотилию во главе с корветом «Эсмеральда». 21 мая 1879 года в битве при Икике «Уаскар» трижды таранил корвет, в итоге отправив его на дно. Чилийцы потеряли 135 человек против одного у перуанцев.

Удача отвернулась от «Уаскара» 8 октября 1879 года, когда возле Пунта-де-Ангамос он оказался вынужден в одиночку противостоять шести чилийским кораблям, среди которых были и броненосцы. Пробивная сила орудий чилийцев оказалась больше, а канониры — более меткими. Исход боя решил снаряд, разорвавшийся прямо на мостике монитора и уничтоживший всех командиров. Команда приняла решение сдаться. Практика показала, что даже самый хороший одиночный корабль не способен противостоять согласованным действиям эскадры.

Так легендарный перуанский броненосец вошел в состав чилийского флота. Он еще успел немного повоевать против Перу, действуя против своего «коллеги» — монитора «Манко Капак». Стоит заметить, что применить «Уаскар» столь же эффективно чилийцам не удалось — в первом же бою он потерял капитана.

Последний боевой пост

Монитор «Уаскар»Последней боевой кампанией монитора стала кратковременная гражданская война 1891 года в Чили. «Уаскар» действовал на стороне восставших против правительства сторонников конгресса. На этот раз ему не удалось отметиться в крупных сражениях, он занимался преимущественно охраной портов и проводкой конвоев.

Прошедший столько сражений монитор получил самые серьезные повреждения в своей карьере в мирное время. В 1897 году на нем взорвалась паровая машина. После ремонта «Уаскар» был выведен из состава флота. С 1917 по 1930 год он использовался в качестве плавучей базы для подводных лодок. А в 1934 году было принято решение превратить заслуженный корабль в музей.

На палубах и во внутренних помещениях была восстановлена обстановка 1870-х годов. Полноразмерные фигуры матросов расставлены возле орудий и поворотного механизма башни, позволяя представить себе обстановку на корабле во время сражения. Сохранено парусное вооружение и палубное вооружение. Особый интерес представляет картечница Гатлинга, установленная на вращающейся турели.

В офицерских каютах воссоздана аскетичная армейская обстановка. А в каюте капитана висит портрет легендарного перуанского моряка Мигеля Грау, который командовал «Уаскаром» с 1868 года, дослужился на нем до полного адмирала и погиб в сражении при Пунта-де-Ангамос на мостике.

Также можно увидеть портреты и документы других членов команды, в том числе, разумеется, и чилийцев.

Интересно, что корабль-музей «Уаскар» расположен на территории действующей чилийской военно-морской базы Талькуано. Поэтому, чтобы попасть на него нужно сначала получить разрешение, которое, впрочем, оформляется прямо на входе, после короткого собеседования с морскими пехотинцами, несущими караул. Передвигаться по территории базы можно только в сопровождении военных, которые строго контролируют, чтобы туристы фотографировали только исторические достопримечательности, а не засекреченные объекты и боевые корабли.

Сам «Уаскар» стоит не прямо возле берега, а на некотором расстоянии. Для переправы используется небольшой паром, передвигающийся на ручной тяге двух морпехов. Моряки относятся к «дедушке» с большим почтением — монитор находится в отличном состоянии, корпус регулярно осматривают и подкрашивают.

Тем временем перуанцы, которые наверняка сильно сожалеют, что их лучший корабль находится в чужих руках, создали у себя своеобразный культ «Уаскара» и всего, что с ним связано. В 1979 году монитор был изображен на одной из монет национального банка. А спустя 10 лет портрет Мигеля Грау разместили на перуанской купюре в 5000 песо.

Кирилл ИВАНОВ

,   Рубрика: Музеи мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:70. Время генерации:0,637 сек. Потребление памяти:31.75 mb