Дозорный с молотком

Автор: Maks Авг 31, 2018

30 октября (по старому стилю) 1837 года в России было открыто движение по Царскосельской железной дороге. И сразу же в стране появилась новая профессия. За безопасностью движения стали следить обходчики.

Главной обязанностью железнодорожного обходчика в Российской империи был не только осмотр рельсов, шпал, сооружений и путевых устройств, но и выполнение работ по уходу за своим участком. Он был обязан внимательно осматривать рельсовые стыки, осуществлять протяжку, а если потребуется — и замену стыковых болтов, добивать расшатавшиеся костыли, подтягивать гайки, пополнять шпальные ящики щебнем, осуществлять покраску маячных шпал, пикетных столбиков. Смазывал он и стрелочные башмаки. Короче, следил за безопасностью движения, контролировал и при необходимости исправлял пути.

Выгодная работа

На одного обходчика в среднем приходился участок протяженностью 7-8 верст. Выходя на дежурство, он всегда брал с собой два сигнальных флажка — зеленый и красный. Позднее зеленый был заменен на желтый.

Обходчик железнодорожных путейКроме этого, в снаряжении обходчика были гаечный ключ, длинный молоток и комплект петард, уложенных в специальный пенал. Не забывал он и о мешке с едой. Ведь домой мог вернуться очень поздно, а голод не тетка.

Если крестьянин зарабатывал тем, что ему давали земля, промысел и отходничество, то обходчик имел стабильную зарплату, постоянный паспорт. Кроме этого, ему полагались бесплатная форма и жилье. Одежда была самая простая. В летнее время носили форменные гимнастерку, штаны и сапоги, а зимой — тулуп, валенки и меховую шапку.

Для отопления жилища железная дорога бесплатно выделяла своим служащим дрова. Еще одна полезная «льгота» — неограниченный размер покоса. Ведь большинство обходчиков были бывшими крестьянами и по привычке держали домашнюю птицу и скот. А для последнего надо было заготовить немало сена.

Каждый обходчик имел будку, где жил порой вместе с семьей. Все они строились по определенному стандарту и располагались в основном на полянах вдоль железнодорожного полотна. Около каждой такой будки весной расцветали сады и витые оградки.

Обходчик знал свой участок досконально — буквально каждую шпалу, каждый пикетный столбик. Причем не только знал, но и любил — те же столбики для красоты иногда выкладывали звездочками из красного кирпича. Машинисту паровоза на фоне четко выровненных откосов и бровок он был виден издалека.

«Стоят и ничего не делают»

Днем и ночью, в дождь и лютую стужу по рельсам шел человек в форменной фуражке. Именно от него зависело, не случится ли беда с поездом, который промчится здесь через час-другой. Своим зорким глазом он мог издалека заметить кривизну рельсов и другие дефекты. Ведь качество укладки путей тогда было значительно хуже, чем сейчас. Да и рельсовая сталь была далека от современных сплавов. Поэтому контроль должен был быть постоянным и неусыпным.

В случае обнаружения опасности — например, если лопнул рельс, — обходчик выхватывал красный флажок (ночью — красный фонарь) и изо всех сил бежал навстречу приближающемуся поезду, если такой вдруг случался. Параллельно со зрительным сигналом подавался и звуковой — для этого нужны были те самые петарды. Они крепились на головку рельса, обычно по три в ряд. Когда на петарду наезжало колесо, раздавался громкий хлопок, который слышал машинист. Он сразу понимал, что впереди какая-то неприятность, и останавливал состав. Так обходчик мог оставить предупреждение о проблеме, если поезд должен был пройти по аварийному участку только через какое-то время. Подав сигнал, он спешил сообщить о ЧП в свой околоток и ждал ремонтную бригаду.

Профессия обходчика существовала и в советское время. Все, кому приходилось в то время пользоваться услугами железной дороги, наверное, помнят стоявшего на насыпи человека с гаечным ключом, флажками и длинным молотком.

В конце 1950-х годов крест на профессии обходчика поставил министр путей сообщения СССР Борис Бещев, занимавший этот пост в 1948-1977 годах. Говорят, что он как-то заявил: «Как ни поеду с объездом, все они со своими флажками стоят и ничего не делают». Но несмотря на самодурство министра, бросать рельсы без присмотра было нельзя. Так что вскоре на смену обходчику пришла специальность монтера пути.

Виктор ЕЛИСЕЕВ

, , ,   Рубрика: Забытое ремесло




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:65. Время генерации:0,626 сек. Потребление памяти:33.83 mb