Душа иголки и нитки

Автор: Maks Май 2, 2017

Сегодня можно смело говорить о том, что история знала сотни, если не тысячи кутюрье-новаторов. И мы можем только вспоминать сегодня, кто из них какой вклад внес в современный вид одежды — той, к которой мы привыкли сегодня. Но француженка Жанна Пакен стала одним из первых кутюрье, успешных в бизнесе….

Француженка Жанна Пакен, на первый взгляд, не сделала ничего особо новаторского. Она не укоротила юбки, как Коко Шанель. Она не сочетала смело, к примеру, розовое с черным, как Эльза Скиапарелли. Она не украшала наряды металлическими вставками, как Пако Рабанн. Жанна Пакен была просто отличным модельером с тонким вкусом.

Союз двух индивидуальностей

Жанна Мари Шарлотт Беккере родилась в 1869 году недалеко от Парижа в семье врача. Еще в детстве она решила связать свою жизнь с шитьем одежды и со временем стала работать швеей в модном доме. В 1891-м Жанна вышла замуж за Исидора Пакена — бывшего банкира, человека с хорошей коммерческой жилкой. По всей видимости, еще перед заключением законного брака молодые решили: в семье их будет трое — он, она и семейный бизнес. За творческую, так сказать, часть отвечала Жанна. Деловые аспекты взял на себя супруг.

Они открыли свое дело, которое назвали незамысловато — модный дом «Пакен». И дела практически сразу пошли в гору. Почему? В принципе, сам формат бизнеса был не нов: в Париже в конце позапрошлого столетия уже существовали модные дома. Но молодые супруги создали предприятие нового типа.

Фирменным стилем Жанны Пакен стали роскошь и изысканность. Наряды, придуманные ею, не были, как мы уже писали, чем-то особо новаторским. Но особый шик от Пакен не заметил бы только слепой.

Исидора Пакена сегодня можно было бы назвать успешным рекламщиком и маркетологом. Он отлично понимал, кто может стать клиентом его жены. Вскоре к Жанне потянулись представительницы королевских домов, роскошные куртизанки и женщины из семей потомственных миллионеров.

Искусство Пакен (а иначе творения Жанны и не назвать) стало ярким образцом стиля модерн, очень популярного в первой четверти XX века.

Тонкие шелка, вышивки, замысловатые узоры, летящий и в то же время подчеркивающий фигуру силуэт — все это стало отличительной чертой нарядов от Пакен. Жены и дочери Рокфеллеров и Вандербильтов стояли в очереди за услугами Жанны.

Модный дом «Пакен» при этом каким-то образом стал очень открытым для посетителей. В принципе, его можно было превратить в эдакую святая святых для элиты. Но двери предприятия оставались распахнуты для множества посетительниц. Жанна самолично пила чай и мило болтала с клиентками, тем самым наилучшим образом продвигая свои услуги.

Мадам Пакен запомнилась современникам как чрезвычайно умная, красивая и харизматичная женщина, ставшая лучшей рекламой своих нарядов.

Творческий рост

Жанна ПакенВ 1900 году Жанна стала главой павильона моды на Всемирной выставке в Париже. Кутюрье самолично отбирала платья и организовывала показы. Такой чести представительница прекрасного пола удостоилась впервые.

Начало века ознаменовалось пиком популярности стиля модерн. Но Пакен понимала: кутюрье должен расти. И останавливаться на одном стиле не стоит: нужно экспериментировать дальше.

В 1905 году Пакен выпустила коллекцию нарядов в стиле ампир. Общественность ахнула: никто не ожидал, что спустя век во Францию вернутся наряды с завышенной талией, как будто сошедшие с полотен великого живописца Энгра.

Пакен не ошибалась никогда. Платья в стиле ампир расхватали вмиг.

В следующем году модельера вдохновила Япония. Накидки в стиле кимоно сразу же оказались на пике популярности.

Еще одной новацией Пакен — как обычно, не шокирующей, но очень привлекательной для людей, — стала организация филиалов модного дома в других странах. Самое большое отделение работало в Англии — там шили наряды по эскизам, присланным из Парижа.

Пакен же изобрела модные показы под музыку, которые сегодня мы считаем обычным явлением.

На пике популярности в модном доме «Пакен» работало около 3 тысяч человек. В 1917 году, когда на волне революционных событий в России по Европе прокатился шквал рабочих волнений, именно мадам Жанна встала на сторону бастующих. Она не волновалась: работницы дома Пакен были обеспечены социальными гарантиями. Хозяева даже построили для них в пригороде Парижа нечто вроде бесплатного санатория.

Вообще, гуманизм был одной из основных черт Жанны. Он выражался даже в ее искусстве. В отличие от своих предшественников и последователей, мадам Пакен не считала и не чувствовала себя эдаким модным диктатором. Она сама говорила: кутюрье в первую очередь должен следить за уличной модой. «Голос улицы» диктует новые тенденции.

Модельер Поль Пуаре ввел в моду сильно зауженные книзу юбки, которые остроумцы мгновенно окрестили «хромыми». Пакен сразу же придумала нововведение: она снабдила узкие юбки скрытыми складками — силуэт остался сверхмодным, а движения наряд не сковывал.

Мадам Пакен росла в своем творчестве постоянно. Конечно, до кричащих сочетаний, которыми шокировала почтенную публику нахалка и скандалистка Эльза Скиапарелли, было далеко. Но Жанна, войдя в XX столетие с соответствующими моде нарядами в нежных пастельных тонах, постепенно смелела. Она, например, стала экспериментировать с черным цветом, который было принято ассоциировать исключительно с трауром. Потом в модели вошел и красный. А затем — сочетание черного и красного. Ее фишкой стало черное пальто на красной подкладке.

В 1907 году скончался супруг Жанны. Конкуренты потирали руки, думая, что женщина, хоть она и выдающийся кутюрье, не сможет управлять бизнесом. Отнюдь: Пакен привлекла к делу родных, и они успешно продолжили семейное дело. Только теперь единоличная хозяйка модного дома несколько изменила свой внешний вид. Модели, разработанные ею, становились все пестрее. А сама Жанна наряжалась исключительно в черное и белое.

От гольфа до танго

В 1912 году мадам Пакен пришла в голову совершенно гениальная идея. Она выпустила линию специальной одежды для занятий гольфом и даже для вождения автомобиля. И это при том, что водители-женщины стали массовым явлением лет через 20. Один из исследователей жизни и творчества Пакен писал, что все ее новации вызывались практическими соображениями.

Жанна была открыта для сотрудничества. Например, разработанные ею наряды для журналов мод рисовали известные художники. Она сама вызвалась сшить костюмы для некоторых артистов, которых Сергей Дягилев занял в своих «Русских сезонах». В СМИ про нее писали: «У нее подход художника, однако мы знаем, что она самый коммерчески успешный художник из ныне живущих».

Заслуги Пакен оценили при жизни: в 1913-м она стала кавалером ордена Почетного легиона. После вручения награды Пакен произнесла такие слова: «Я рада, что правительство выразило мне признательность за работу, не обращая внимания на мой пол. Мой феминизм не заходит дальше. Я просто хочу справедливости, хочу, чтобы заслуги женщины, в какой бы области она ни работала, были бы признаны».

В том же 1913 году кутюрье не смогла не заметить, что в моду вошел танец танго. И она незамедлительно изобрела наряд для него. Легкую шифоновую юбку Пакен снабдила двумя незаметными разрезами по бокам — такой наряд не сковывал движения.

Жанна придумала также новый стиль: платья, которые можно было носить как каждый день, так и на вечеринки…

В возрасте 50 лет Жанна почувствовала усталость от работы. И вскоре смело отошла от дел, передав бизнес наемным работникам.

В 1936-м мадам Пакен скончалась.

Основанный ею модный дом продержался в течение всей Второй мировой войны и закрылся только в 1956-м из-за финансовых проблем.

Мария КОНЮКОВА

,   Рубрика: Женщина в истории


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
26 + 5 =


SQL запросов:53. Время генерации:0,536 сек. Потребление памяти:28.68 mb