Фальшивое лицо

Автор: Maks Дек 5, 2017

Современный человек маской пользуется редко. Ведь костюмированные вечеринки и балы-маскарады устраиваются далеко не на каждый праздник. Так что мы чаще видим этот атрибут в театре или на киноэкране, чем в жизни. Впрочем, и для наших предков маска никогда не была повседневным украшением. Но вот использовалась она для случаев весьма важных.

Маска воспринимается нынче либо как атрибут разбойника, либо как элемент пышного карнавала. Еще их нередко привозят из экзотических стран, чтобы использовать как настенное украшение. Наконец, стилизованное изображение двух масок является символом театрального искусства. Все это — отголоски того огромного значения, которое имели маски различного рода в культурах самых разных народов на протяжении долгих веков.

Духи и мертвецы

В многочисленных ритуалах на разных концах Земли использовались и используются маски, главная задача которых — показать присутствие сверхъестественных существ. Особенно распространены маски в обрядах народов Африки, Америки, Юго-Восточной Азии и Океании. Самые первые маски использовали еще охотники каменного века — свидетельства этого сохранили наскальные рисунки.

Ритуальные маски делались из самых разных материалов — дерева, кожи, ткани, металла. Большинство из них выглядело достаточно жутко. Ведь соприкосновение с миром духов в представлениях многих народов — это крайне опасное мероприятие, за которое легко можно поплатиться рассудком или жизнью. Так что надеть на себя маску во время ритуала мог либо специально обученный шаман, который знал «технику безопасности» при взаимодействии с духами, либо человек, отличающийся выдающейся храбростью.

Согласно верованиям многих африканских племен, человек в маске реально переставал быть самим собой на время обряда и перевоплощался в существо из другого мира. Со стороны некоторые ритуалы могут выглядеть веселым карнавалом, но относились к ним всегда крайне серьезно. Как и к самим маскам — к ним нельзя было прикасаться просто так, и между ритуалами они хранились в специальных хижинах, куда имели доступ лишь посвященные.

Известно, что у североамериканских индейцев ирокезов ритуальные маски считались почти живыми существами. Изготавливались они под личным руководством и контролем вождя племени.

Надевая маску и впуская в себя представителя мира духов, человек никогда не мог быть уверен, что вернется обратно. Поэтому участие в подобном ритуале было сродни временной смерти. И хотя члены племени прекрасно знали, кто скрывается под страшной личиной, но реагировали они на него так, словно это настоящий дух предков или явившийся бог. В этом не было игры или притворства, в этом была искренняя вера.

Недаром лица мертвых во многих культурах тоже покрывали масками. Хорошо известны маски древних египтян. Во время раскопок легендарной Трои археолог Генрих Шлиман выкопал, пожалуй, самую известную погребальную маску, которую он считал изображением царя Агамемнона. Хотя впоследствии было доказано, что она значительно древнее времен Троянской войны.

Кстати, фата, которую используют современные невесты, — это один из отголосков древних забытых ритуалов. Ведь в древности считалось, что женщина, выходя замуж и покидая свой род, как бы умирает для всех родных и близких. Поэтому ей покрывали лицо как покойнику. Сейчас прозрачная белая сетка не вызывает таких мрачных ассоциаций. Но изначальное ее значение именно таково.

Секрет Полишинеля

МаскаИз обрядов и ритуалов маски перекочевали в театр. Ученые предполагают, что их использовали во время публичных празднеств жители Древнего Египта и Индии, однако точных сведений не сохранилось. Поэтому официально изобретателями театральных масок считаются древние греки. Существует даже несколько конкретных кандидатов в изобретатели — поэт Харил или драматург Эсхил. Так или иначе, но исследователи сходятся во мнении, что театральные маски стали активно использовать на сцене примерно в V веке до нашей эры.

Античные театральные маски выполняли сразу несколько функций. Во-первых, выступая в огромных амфитеатрах перед многотысячной толпой, актеры не могли надеяться, что их мимика будет заметна всем. Маска с гротескной гримасой, выражающей характер персонажа, не оставляла сомнений для трактовки. Во-вторых, в рот маски, как правило, помещался металлический рупор, усиливавший голос актера, что тоже было немаловажно.

Все персонажи делились на несколько категорий, для каждой из которых существовал свой тип масок: старики, молодые люди, женщины и рабы. Особняком стояли роли богов и героев мифологии. Их маски были отмечены специальными атрибутами, чтобы зритель безошибочно мог угадать, кто вышел на сцену. Маску несчастного Актеона украшали оленьи рога, так как он был превращен в оленя разгневанной Артемидой. Маску самой Артемиды (или Дианы, как ее называли римляне) венчал полумесяц. Личина неусыпного стража великана Аргуса была усеяна сотней глаз.

Из Античности маски унаследовал средневековый театр. Знаменитая итальянская комедия дель арте включала в себя набор масок-персонажей, характеры и особенности которых хорошо были известны зрителю. Это позволяло играть любой спектакль где угодно, не тратя время на объяснение сюжета. Как только на сцене появлялись Полишинель, Коломбина или Панталоне, зрители уже знали, что от них ждать.

Постепенно из театральной жизни маски перешли в обычную, став обязательными атрибутами во время карнавалов, которые стали устраивать в связи с любым значительным событием. При этом веселье на карнавалах бывало весьма разнузданным и даже опасным. Надев маску, люди как бы отстранялись от своей настоящей личности и принимались творить такое, на что не решились бы в нормальном состоянии. Анонимность и неузнаваемость создавали иллюзию безнаказанности. Поэтому со временем простолюдинов за ношение масок стали строго наказывать. Но в придворной жизни они не выходили из моды еще долго.

В XIX веке во Франции ношение масок было регламентировано специальным ордонансом. Человеку в маске запрещалось вести себя вызывающе или непристойно, а также носить оружие. По первому требованию полицейских он должен был удостоверить свою личность.

На поле боя

Разумеется, маски всегда были излюбленным средством преступников остаться неузнанными на месте преступления. Самый простой пример — обычный платок, закрывающий нижнюю половину лица, который ассоциируется у нас с бандитами Дикого Запада. А авторы современных фильмов любят пошутить, наряжая грабителей в маски американских президентов или популярных супергероев. Кстати, по законам некоторых стран использование маски рассматривается как отягчающее вину обстоятельство.

Но маска часто была необходима и благородным воинам. Точнее, не маска, а личина — так называлось глухое забрало шлема, изображающее человеческое лицо. Они были распространены еще в Древнем Риме, а впоследствии использовались по всему миру. При этом личина могла выглядеть по-разному. Некоторые воины заказывали копии своего лица, чтобы противник понимал, с кем сражается. Другие же закрывали лицо изображениями богов или демонов, чтобы напугать врага. Демонстрируя презрение к смерти, воины надевали личины со смеющимися физиономиями.

У японцев существовало несколько разновидностей личин для шлемов. При этом некоторые из них использовались, чтобы ввести противника в заблуждение. Опытные самураи надевали личины с изображением юнцов, которые кажутся легкой добычей. А те, кто шел в бой впервые, нередко, наоборот, украшали свою личину седыми усами и яростным оскалом, показывая, что с ними лучше не связываться.

Виктор БАНЕВ

,   Рубрика: Люди и вещи




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
21 + 19 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,724 сек. Потребление памяти:31.6 mb