Гетман Мазепа — герой или предатель?

Автор: Maks Мар 18, 2018

Большинство читателей помнят об этом историческом деятеле Малороссии лишь то, что во время войны Петра Первого с Карлом XII гетман запорожских казаков Мазепа перешел на сторону шведского монарха. Кто-то вспоминает интригу отношений 60-летнего Гетмана со своей 18-летней крестницей… Но что за человек был Иван Мазепа? Эта тема обычно оставалась вне внимания биографов.

Неизвестный проект

В российской историографии не ругать гетмана было опасно. Мазепа переметнулся к шведам от Петра I, предал царя, который для нескольких поколений россиян является символом великого прошлого страны. Публикации иной направленности о Мазепе почти автоматически подводили автора под подозрения в сочувствии сепаратизму и разделу единой и неделимой России. Господствовала точка зрения, что Петр I — рыцарь без страха и упрека, он имеет право на разрыв прежних клятв и договоров с кем и когда ему угодно. Его же партнеры, сделавшие подобное, — вероломные изменники. Да, в 1708 году гетман Мазепа перешел на сторону шведского короля. Но какова была причина? Со своим единомышленником — казачьим полковником Остапом Гоголем (предок великого писателя, замученный в польском плену. — Прим. авт.) — гетман хотел образовать на территории современной Украины «Княжество Руськое» — православное царство. Оно должно было стать альтернативой изуверству и бездумному западничеству, насаждаемому в Московии Петром Первым. Этот проект почти неизвестен широким массам, но именно за него гетмана так неистово ненавидят и спустя 300 лет.

Интеллектуал и поэт

Гетман МазепаРод Мазепы происходит из белоцерковских бояр, еще в 1572 году получивших земельный надел — хутор Мазепинцы. В документах того времени упоминается Михаил Мазепа — дед гетмана. Отцом его был Степан — атаман белоцерковских казаков, присягнувших на верность царю Алексею Михайловичу. Мать Мария Мокиевская — из старинного казачьего рода, после смерти мужа приняла постриг и дожила до 90 лет, будучи настоятельницей Киевского Воскресенского монастыря. Иван Степанович Мазепа родился 20 марта 1639 года в родовом селе Мазепинцы в правобережной Украине. Окончил полный курс Киево-Могилянской академии по классу риторики. Свободно владел, помимо родного украинского, польским, латынью, французским, татарским (в крымском варианте) языками. Вполне сносно говорил на итальянском, голландском и немецком языках. Современники свидетельствуют, что в минуты досуга гетман любил цитировать произведения античных авторов — Горация и Овидия. Правда, его настольной книгой было произведение Макиавелли «Государь», симпатии к идеям, изложенным в ней, — единственное, что объединяло его с Петром Первым. В зрелом возрасте гетман начал писать поэмы, или, как их тогда называли, — думы.

Примерно в 1657-1659 гг. молодого Мазепу как одного из лучших выпускников академии отправили учиться на Запад: он изучал артиллерийское дело в голландском городе Девентере. Побывал в Италии, посетил Париж и юг Франции.

В Сорбонне окончил курс философских наук. Вернувшись в родную Украину, Мазепа как мог способствовал просвещению, причем это не сопровождалось борьбой с православной церковью. Впрочем. 20-летний Иван начал строить свою карьеру при дворе польского короля — умен, образован, строен, красив, он бросился завоевывать Варшаву, как когда-то один амбициозный гасконец Париж. Но если литературный герой Дюма смог покорить сердце лишь камеристки королевы, то реальный современник литературного мушкетера — лихой казак — завоевал расположения самой королевы Марии, пылкой француженки из рода Людовиков. Иначе невозможно объяснить, как потомок запорожцев, к которым в те годы в Варшаве относились с нескрываемым подозрением, быстро получил довольно высокий придворный чин при польском монархе — «покоевый». То есть дворянин, вхожий в личные покои короля и… королевы. Посол Франции в столице Речи Посполитой — Жан Бонак тонко намекал на близость красавца запорожца к первой красавице Польши: «Как я слышал от пани Вельской, наперсницы королевы, Мазепа, помимо других своих способностей, легко привлекает к себе своими чарами женщин, если только хочет этого». Должно быть, он дочери французского короля Людовика читал стихи античных поэтов, обволакивал цитатами древних философов. И еще факт, подтверждающий намеки французского посла: в 1667 году, когда умерла королева, будущему гетману было 28 лет, и он так и не был женат. Лишь спустя год траура Мазепа женился — на вдове Ганне Фридрикевич (значительно старше его), уже растившей двоих детей. Это был типичный брак по расчету — связи жены позволили новобрачному войти в ближний круг гетмана Петра Дорошенко. Именно в то время Иван Мазепа начал писать стихи, но только три поэмы — думы — дошли до нас. Тема его поэзии — защита православия и казачьей свободы: «А за веру хоть умрите, / Вольность нашу защитите!»

Письма возлюбленной

Овдовев, Иван Мазепа формально так и остался до конца дней одиноким. И тут все вспоминают его роман с юной крестницей — Матреной Кочубей, дочерью его яростного политического врага. Дескать, вероломному гетману седина в бороду, бес в ребро — взял и увез юную красавицу. А как было на самом деле? В действительности девушка сама сбежала к своему крестному отцу, но тот отправил ее домой. Чувства ее были, безусловно, искренними. А почему бы девушке не увлечься умным, образованным человеком? Кого сейчас удивляет свадьба юной красотки с пожилым олигархом? Так по меркам 1704 года гетман Мазепа был малороссийским олигархом. А то, что увез силой… Найдены письма пожилого гетмана к его возлюбленной Матрене. В одном из них описана суть событий. По стилю письма ясно, что пишет любящий мужчина, а не насильник-захватчик. «Мое сердечко! Расстроился я, услышав, что Ваша милость на меня сердится за то, что при себе не задержал, отослал домой. Подумай сама, что бы с этого вышло? Во-первых, твои родичи по всему свету объявили, что я силой ночью взял у них дочку и держу у себя вместо наложницы. Вторая причина, что, держа Вашу милость при себе, я бы не смог выдержать, да и Ваша милость тоже, стали бы вместе жить так, как супружество велит, а потом пришло бы не благословение от церкви, а приказ, чтобы нам вместе не жить. Что бы я в этом случае делал? И потому я Вашу милость жалел, чтобы потом из-за меня не плакала».

Гетман — человек искренне верующий, сперва отослал любимую обратно, опасаясь, что их сожительство церковь не признает законным браком. Может быть, поступи он менее церемонно, в Украине или Швеции жили бы его прямые потомки…

Несметные сокровища

Уже в январе 1711 года в Вене стали распространяться слухи, дошедшие из Крыма, что крымские татары и шведы — ветераны украинского похода — начали поиски «кладов Мазепы». Наивные турки и австрийцы тоже верили, что где-то в киевских курганах зарыты сундуки с золотом запорожцев. На самом деле все было украдено до них. В королевском архиве Стокгольма хранится «Отчет о смерти гетмана Мазепы», который составил в 1720 году для шведского Сената секретарь Карла XII — капитан Густав Сольден. По приказу короля он прибыл в Бендеры, в дом турецкого судьи, где встретил последние часы жизни беглый гетман, и составил рапорт. Личное наследство покойного Мазепы составил мешок с 300 золотыми медалями (каждая примерно по 5 граммов золота) — наградной фонд гетмана. Золотых монет — 18 000 дукатов, 20 000 серебряных шведских риксдалеров. Монеты хранились в двух дубовых бочонках. Помимо этого, племянник Мазепы, сын его родной сестры (прямых наследников гетман не имел) — польский дворянин Войнаровский — на законном основании забрал себе бриллиантовый письменный прибор, оцененный в 20 000 золотых дукатов, и саблю, украшенную алмазами, оцененную в 10 000 золотых червонцев. Драгоценное оружие — подарок турецкого султана. Эти богатства Войнаровский получил по праву кровного наследника.

Правому делу венец

Личный клинок в те времена был очень индивидуальным оружием. По сабле или шпаге можно было узнать о владельце больше, чем он хотел бы рассказать. До 1917 года в оружейной дворцовой коллекции Царского Села хранилась сабля мечтателя о «Княжестве Руськом». В Царскосельский музей в 1849 году она была передана графом Бутурлиным. Богатой была сабля гетмана! Длина изогнутого клинка — 116 см, рукоять обтянута змеиной кожей, ножны в позолоченном серебре. На одной стороне клинка надпись старославянской вязью: «Надежда в Бозе, а крепость в руце — правому делу венец. Мазепа». На другой стороне: «На гибель супостата въ сиче дерзающему смерть». И выгравирована дата — «1687 год от Рождества Христова». Саблю, вероятно, гетман Мазепа получил в 1687 году от запорожцев в Сечи. Сначала реликвию хотели поместить в музей Петра I в Воронеже. Потом перевезли в Санкт-Петербург. Каким образом она попала к предкам графа Бутурлина, так и осталось неразгаданной тайной.

Александр СМИРНОВ

,   Рубрика: Историческое расследование




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,955 сек. Потребление памяти:32.71 mb