Гибель эскадры

Автор: Maks Фев 22, 2018

История знает немало случаев, когда тщательно спланированная военная операция срывалась по причине вмешательства стихии. Так получилось и в 1944 году. Тогда военно-морские силы США планировали высадить десант и освободить Филиппины от японских оккупантов. Но с первой попытки это не удалось.

К 14 декабря 1944 года на просторах Тихого океана под командованием адмирала Хэлси собрались корабли 3-го флота ВМФ США. Линкоры, авианосцы, крейсеры, эскадренные миноносцы и танкеры — всего 31 единица. Вся эта грандиозная армада должна была выбить японцев с Филиппин. А за день до этого к востоку от острова Лусон (самого крупного в Филиппинском архипелаге) зародился циклон «Кобра», который за считанные часы превратился в тайфун со скоростью ветра более 200 км/ч.

Заложники океана

Метеослужба базы в Перл-Харбор дала штормовое предупреждение. Но к нему на кораблях не прислушались, посчитав, что грозные корабли с огромным водоизмещением — не малотоннажные торговые суда. Командованием флота был допущена роковая ошибка: ни при каких условиях кораблям не разрешалось менять курс и маневрировать. Только по приказу с флагмана.

Тайфун кобра не позволил США высадить десант на Филиппинах

Первой жертвой стихии оказался эскадренный миноносец «Спенс». Не залив полные танки в порту, теперь он был вынужден принимать топливо с танкера, следующего под прикрытием крейсеров в составе основной ударной группы. Для этого ему, находившемуся в дальнем боевом охранении, было необходимо пройти около 50 миль. Увы, путь к заправщику лежал через территорию, над которой бушевал тайфун.

Пытаясь сманеврировать для швартовки, командир корабля дал команду «лево руля», и тут же борт попал под удары 20-метровых волн. Шлюпки, спасательные плоты и другой незакрепленный корабельный инвентарь были смыты за борт. Затем огромная масса воды, проникнув через раструбы наружных выходов вентиляторов, спровоцировала короткое замыкание, в результате которого была обесточена система управления, а руль заклинило в левостороннем положении. Корабль пошел по дуге и, в конце концов, встал перпендикулярно волнам. С этого момента его участь была решена.

Невозможность восстановить остойчивость под непрерывными ударами волн привела ко все более увеличивающемуся крену. В 11:10 корабль, опрокинувшись, пошел ко дну, унеся в пучину более 300 членов экипажа. Спастись удалось только 24 морякам.

Эсминцы на заклание

Следующей жертвой «Кобры» стал эскадренный миноносец «Халл». Ему тоже не повезло, поскольку командир получил сигнал об опасности всего за два часа до того, как корабль вошел в зону действия тайфуна. Причем «Халл» сразу оказался всего в 10 километрах от его центра.

Постоянный ветер, дувший со скоростью 56 м/с, развернул эсминец подветренным бортом к волнам, которые, не давая выпрямиться, завалили его с креном в 70°. Вода, хлынувшая через дымовые трубы внутрь корпуса, увеличила крен. Корабль пошел ко дну. На этот раз добычей океана стал 201 моряк, шанс на спасение был дарован только 62 счастливчикам.

Теперь на очереди был следующий эскадренный миноносец — «Моноган». Прошло всего полчаса после гибели его собратьев, и он во время маневра оказался в зоне «глаза тайфуна». Сильный ветер развернул корабль бортом к волне. Проникновение воды во внутренние помещения эсминца привело к выводу из строя системы рулевого управления. Сильного крена можно было бы избежать, поскольку корабль, в отличие от своих морских товарищей по несчастью, успел незадолго до трагедии заправиться. Следовало перекачать топливо из заполненных верхних танков в пустые нижние. Однако почему-то этого сделано не было. В результате корабль перевернулся вверх килем и стремительно ушел на дно. Из 162 членов экипажа спастись удалось только шестерым.

Естественно, теперь ни о каком десанте речи уже не шло. Кроме трех погибших кораблей еще девять, в основном легкие крейсера и авианосцы, получили серьезные повреждения и были вынуждены отправиться в доки на ремонт. Проведенный анализ показал, что эсминцы класса «Дестроер» были не готовы к плаванию в экстремальных погодных условиях по причине невысокой динамической остойчивости при воздействии сильного ветра. К тому же они строились в спешке, с нарушением технологических норм. Кроме того, экстренно собранный экипаж не был обучен борьбе за живучесть корабля. Командование ВМФ США учло роковую ошибку. В 1945 году на острове Гуам была построена станция по отслеживанию циклонов.

Леонид ЛУЖКОВ

, ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,661 сек. Потребление памяти:38.77 mb