Глиняных дел мастер

Автор: Maks Ноя 2, 2018

Раскопки древнеславянских городищ и захоронений почти всегда приносят археологам остатки глиняной посуды. Иначе и быть не может — ведь что в мирской жизни, что в загробной (как верили славяне) человек нуждался в посуде. Разумеется, мастера по её изготовлению — гончары — были уважаемыми и авторитетными ремесленниками.

Гончарное дело на Руси, в отличие от Европы и Азии, развивалось своим путём. Ещё в IX веке славяне не знали гончарного круга, и большинство глиняной посуды лепилось вручную. Чтобы глина была крепкой и вязкой, в неё добавляли толченые раковины, песок, кусочки кварца. Именно поэтому мастерам удавалось слепить довольно сложные и крупные формы. Например, кувшины для воды или браги.

Будет посуда — будет еда

Хотя справедливости ради надо отметить, что лепка посуды из глиняного теста была довольно простым занятием. Обмазывая глиной корзины или даже округлые камни, люди получали лохани, миски, подобия кувшинов. Поэтому многие не обращались к мастерам, предпочитая лепить посуду самостоятельно. Пока муж пахал землю в поле, его жена могла сходить в карьер, набрать глины и налепить десяток тарелок, оставив их сушиться на солнце. Про качество такой посуды говорить не приходилось. Однако всегда можно было слепить новую.

Первые гончарные круги были довольно простой конструкции. В отверстие на деревянной доске вставляли ось, на которую насаживался деревянный круг. Перед работой круг посыпали золой или песком, чтобы к нему не прилипала глина. Затем, положив на этот круг кусок «теста», мастер одной рукой вращал его вместе с заготовкой, а второй — придавал глине задуманную форму. Занятие было довольно непростое, но гончары и в таких условиях умудрялись делать шедевры.

Позднее умельцы модернизировали ручной круг. Механизм стали вращать с помощью поступательного движения ноги, а руки сосредоточились исключительно на лепке. После появления ножного круга производительность гончаров и качество их изделий выросли.

Рукотворцы

Опошнянская керамикаНачиная с XI века в Киевской Руси гончары оставляли на своих изделиях метку-клеймо. По ней можно было судить, кто (а порой — и когда) выполнил изделие. Чаще всего это был треугольник, ромб, крест, цветок, ключ. Постоянные покупатели глиняной посуды всегда смотрели на днище и покупали посуду только со знакомым клеймом.

Большие мастера пользовались почётом и уважением. Они имели в своём подчинении учеников и солидные мастерские. Помимо нескольких гончарных кругов, в мастерской имелась большая печь-горн, где обжигалась посуда. Она разделялась на два уровня. В первом горели дрова, а во втором, повыше, располагались глиняные изделия. Между уровнями была металлическая или глиняная перегородка с отверстиями, через которые горячий воздух попадал на посуду и обжигал её. Интересно, что температура внутри такой печи мало чем отличалась от температуры плавильной печи и достигала 1200°. Неудивительно, что гончарное дело наряду с металлообработкой стояло в числе самых востребованных ремёсел у русичей.

Со временем на Руси появилось несколько центров гончарного искусства. На западе центром керамики стал гуцульский город Косов, где имелись богатые залежи глины. Правда, начиная с XVIII века косовские гончары старались лепить не посуду, а подсвечники и изразцы с глазурью, выработав неповторимый и уникальный стиль.

Уникальностью выделялись предметы гончарного искусства из села Гавареччина, что на Львовщине. Путём «выжигания» посуде придавали необычный и красивый чёрнодымленный цвет.

Такую керамику прозвали также чернолощёной, седой, закуренной. В XIX веке в Гавареччине работало больше 100 мастеров, и все их изделия находили спрос. К концу 80-х годов XX века оставалось только четыре мастера, но промысел сумели возродить энтузиасты.

Но наиболее известной была опошнянская керамика. Её делали в селе Опошня Полтавской губернии. Местная посуда прославилась, прежде всего, своей красивой росписью: цветы, листья, гроздья ягод, колосьев и цветов, венки. В 1893 году в Опошне трудились 288 гончаров, а в советские годы здесь были построены гончарные фабрики и керамические школы.

Но с наступлением на Украине войны, большинство мастеров покинуло село в поисках лучшей доли, и промысел почти зачах. Однако в послевоенные годы его стали возрождать. В настоящее время в селе работают всего несколько гончарных артелей, изготавливающих традиционно украинскую опошнянскую керамику.

Прохор ЕЖОВ

, , ,   Рубрика: Забытое ремесло



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,571 сек. Потребление памяти:34.28 mb