Гордость самурая

Автор: Maks Ноя 27, 2018

При слове «лучник» мы в первую очередь думаем об англичанах и их знаменитых победах во время Столетней войны. Однако и в Стране восходящего солнца искусство стрельбы из лука развивалось веками и достигло удивительных высот. Правда, здесь, в отличие от Европы, лук не стал оружием, уравнивающим простолюдина и рыцаря.

Пеший воин с катаной, каким чаще всего считают самурая, — это образ времен войны за объединение Японии (XVI-XVII века). Но до этого японские аристократы в первую очередь были конными лучниками, а оружие ближнего боя стояло на вторых ролях. Живя на острове и редко соприкасаясь с другими культурами, японцы создали свой собственный, не похожий ни на что вариант лука, который, на первый взгляд, может показаться очень странным.

Бамбуковый «пирог»

Английский лук развивался путем увеличения длины плеч, за счет чего росла и мощность. Луки азиатов — монголов, бурят и других кочевых народов — оставались короткими, но зато усиливались до крайности накладками из различных материалов. Японцы умудрились совместить оба эти подхода.

Традиционный японский лук юми длиннее английского лонгбоу. Если размеры последнего, как правило, не превышают 2,1 метра, то стандартная длина юми — 2,2 метра. А самые выдающиеся образцы достигают 2,45 метра и даже больше. Изначально, как и у англичан, лук представлял собой простую палку с натянутой тетивой. Но тут японцев подвела природа — растений со столь упругой древесиной на их острове не росло. Поэтому с IX века стала появляться композитная конструкция — на «спинку» ставились бамбуковые накладки. А затем бамбук появился и на «животе» лука.

Считается, что всерьез пересмотреть свое отношение к конструкции лука японцев заставило монгольское вторжение, случившееся при хане Хубилае в 1274 и 1281 годах. Монгольские лучники, посылавшие тучи стрел, причинили самураям немало хлопот. И если бы не знаменитый тайфун «Камикадзе» («Божественный ветер»), то отбить нападение им вряд ли бы удалось.

По одной из версий, именно у монголов была подсмотрена идея укрепления лука роговыми накладками. Хотя другие исследователи доказывают, что использовать рог и сухожилия для обклейки луков японцы научились вполне самостоятельно и делали это еще в XI веке. Так или иначе, но продержалась эта практика недолго. И синтоизм, и буддизм, две главные религии Японии, осуждали убийство живых существ. Поэтому в изготовлении луков юми закрепилась идея, что использовать надо только растительные материалы. Комбинируя бамбуковые планки и дерево, мастера добились отличных результатов. Ко второй половине XVII века юми представлял собой конструкцию из пяти-семи планок, с боков закрытую деревом, а спереди и сзади накрытую еще одним слоем бамбука.

На полном скаку

Японский лук юмиГлавной особенностью юми является его асимметричная форма. Рукоять находится на одной трети длины снизу, остальные 2/3 возвышаются над лучником. Это сформировало уникальную технику стрельбы. Английские стрелки тянут тетиву к щеке или скуле, монголы — к животу, японцы же сначала поднимают лук над головой, а затем опускают, равномерно и очень широко разводя руки и оттягивая оперение стрелы довольно далеко за ухо. Считается, что такое положение более эргономично и создает меньшую нагрузку на суставы. После выстрела лук проворачивался в ладони, поэтому тетива не била по левому предплечью. Соответственно, единственным снаряжением лучника была перчатка на правую руку, защищавшая пальцы от трения тетивы.

Согласно основной версии, асимметрия юми произошла из-за того, что самураи веками сражались, сидя на лошадях. Соответственно, короткое нижнее плечо делало стрельбу более удобной. Затем развилось искусство фехтования, самураи спешились, чтобы удобнее было рубить друг друга мечами, и луки постепенно стали покидать поля сражений.

Хотя известны и случаи массового применения луков японской пехотой. Они стреляли не из юми, а из более простых и коротких вариантов, не требовавших особых навыков. Такие малые луки сохраняли убойную силу только на самой близкой дистанции. Самураи таких лучников презирали, а полководцы старались их использовать только при осаде замков, чтобы не заработать дурную репутацию.

Бамбуковые луки были очень чувствительны к погодным условиям. За ними тщательно ухаживали, покрывали плечи лаком, берегли от жары, холода или влаги. Благодаря этому были луки, которые переходили в одной семье из поколения в поколение. Также у многих самурайских кланов были свои уникальные формы наконечников. Те, кто победнее, покупали обычные стрелы, но ставили на них клейма, чтобы на полях сражений не возникало споров — кто именно убил вражеского военачальника или знаменитого воина.

10 тысяч стрел

Сравниться по мощности с английским или монгольским луком юми все же не мог. По разным оценкам, его сила натяжения никогда не превосходила 30 килограммов. Хотя опытный мастер мог послать стрелу на дистанцию около 100 метров, но в массе своей дистанция прицельной стрельбы была значительно скромнее 10-15 метров.

Впрочем, для японцев форма и ритуал куда важнее содержания и эффективности. Поэтому они обожали устраивать самые разнообразные состязания, где лучники поражали публику самыми немыслимыми достижениями. Например, в 1686 году в Киото лучник Вада Деихате стрелял 24 часа подряд, прерываясь лишь на короткое время, чтобы попить воды или перекусить. Он выпустил восемь тысяч стрел, и все они попали в мишень на расстоянии 100 метров. В 1852 году лучник по имени Масатоки повторил и даже превзошел его достижение. В течение 20 часов он выпустил целых 10 тысяч стрел! Часть из них прошла мимо цели, но восемь тысяч попаданий было зафиксировано. Популярным развлечением среди самураев была стрельба по убегающим собакам стрелами с тупым наконечником. А самые отчаянные стреляли такими стрелами друг по другу.

Стреляя, лучник впадал в состояние, подобное трансу или медитации. На современных соревнованиях по кюдо (стрельбе из традиционного японского лука) ритуалу также придается большое значение. Каждый выстрел включает в себя восемь обязательных движений, перетекающих одно в другое. И судьи оценивают не только точность попадания в цель, но и правильность выполнения всех движений.

Звание юмитори (лучника) оставалось наиболее почетным званием для самурая на протяжении долгих веков. Военачальника Имагава Ёситомо, жившего в первой половине XVI века, называли Первым лучником Восточного моря, хотя к тому моменту искусство стрельбы уже не так активно применялось в бою. Но ценили его по-прежнему.

Виктор БАНЕВ

Не по рангу

Лук был не только оружием, но и символом престижа. Про выдающегося полководца XII века Минамотоно Ёсицунэ рассказывали такую историю. Однажды во время боя на берегу реки он уронил свой лук в воду. Хотя силы были неравны и противник предпринимал одну атаку за другой, Ёсицунэ отказывался отступить, пока не подберет свой лук. Это едва не стоило ему жизни, но в конце концов лук все-таки снова оказался у хозяина. После сражения ветераны обступили своего командира и открыто высказали свое недовольство его поведением: «Это было ужасно, господин! Ваш лук может стоить тысячу, десять тысяч золотых, но разве он стоит того, чтобы подвергать риску вашу жизнь?» На это Ёсицунэ ответил: «Если бы у меня был лук, подобный луку моего дяди Тамэтомо, который могли натянуть только два, а то и три человека, я, быть может, даже намеренно оставил бы его врагу. Но мой лук плохой. Если бы враги завладели им, они бы смеялись надо мной: «Посмотрите, и это лук полководца!» Я не хотел этого. Поэтому я рисковал жизнью, чтобы вернуть его».

, , , ,   Рубрика: История оружия





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,743 сек. Потребление памяти:38.82 mb