Иномарка для «совка»

Автор: Maks Янв 16, 2018

Автомобиль в Советском Союзе, вопреки крылатому выражению Остапа Бендера, для простых граждан был роскошью. Иметь же машину иностранного производства было равносильно свадьбе с иностранкой. И тем не менее зарубежные лимузины и демократичные седаны колесили по советским дорогам во все времена. Их обладатели были разными людьми, но наличие такого автомобиля делало их любимчиками фортуны.

Первым легальным покупателем иностранного автомобиля в СССР был Владимир Маяковский. Машину он приобрёл по просьбе своей музы — Лили Брик. Когда поэт оказался в Париже, Брик написала ему письмо: «Лучше всего Buick или Renault. Только не Amilcar!» Маяковский купил Renault NN с 4-цилиндровым двигателем в шесть лошадей. Машина вызвала в Москве зависть недоброжелателей, и поэту пришлось написать стих о том, как он «из Парижа привёз Рено, а не духи и не галстук».

Тени богатой жизни

В 1931 году в Нью-Йорке прошли гастроли Большого театра, где блистала оперная певица Антонина Нежданова. На гонорар гражданка СССР приобрела Ford Tudor с 50-сильным-мотором и спицованными колёсами за 435 долларов. Хотя год спустя в Нижнем Новгороде было налажено производство идентичного ГАЗ-А, советский аналог не мог похвастаться закрытым отапливаемым салоном. Что для российской зимы было немаловажно.

Вслед за Неждановой иномарки стали привозить и другие звёзды искусства. Любимица кремлёвских властителей актриса Любовь Орлова каталась на двухдверном родстере Packard-120, а балерина Большого театра Ольга Лепешинская — на кабриолете Ford-V8. Впрочем, и номенклатура себя не обделяла. В конце 1930-х годов третий секретарь Днепропетровского обкома Леонид Брежнев рассекал по городу на американском Buick-90 Limited. Хотя, скорее всего, иномарка принадлежала гаражу обкома.

Поголовье иномарок в СССР увеличилось после Великой Отечественной войны. Небольшое количество «виллисов» по ленд-лизу ни шло ни в какое сравнение с огромным парком трофейных автомобилей из Германии. Конечно, привезти «немку» мог лишь офицер не ниже подполковника. В крайнем случае, пронырливый интендант с капитанскими звёздами. Многочисленные БМВ, «хорьхи», «опели» и «мерседесы» стали признаком успешности их обладателя.

От военных кое-что перепадало и гражданским. Так, режиссёр Роман Кармен в 1945 году получил в дар от командующего армией Батова двухместный кабриолет Mercedes-Benz 230. Автор хитов «Тёмная ночь» и «Спят курганы тёмные» Никита Богословский с разрешения зампреда Совнаркома Молотова получил кабриолет Steyr, сменив его позднее на Opel Olympia, a затем — на Mercedes-Benz. Автор «Катюши» Матвей Блантер также предпочитал автомобиль марки Steyr.

Вот только починить сломавшийся аппарат было проблемой. Доморощенные умельцы пытались заменить оригинальные запчасти советскими. В крайнем случае деталь точил на заводе токарь «дядя Вася», но её долговечность оставляла желать лучшего. Поэтому некогда элегантный Mercedes с мостом от грузовика и крыльями от «Победы», покрашенный кузбасслаком, производил тягостное впечатление. С выпуском первых «Побед» и ЗИМов немецкие машины утратили былую привлекательность. А к концу 1950-х поголовье немецких скакунов на советских дорогах совсем сократилось.

Звёзды на транспорте

В 1958 году на гастролях в Канаде прима-балерина Большого театра Галина Уланова купила себе серебристый Mercury Monterey 1958 года. Машина имела тёмно-вишнёвый салон, коробку-автомат и мотор в 312 лошадей. В Москве Уланова наняла водителя, которому платила 1200 рублей в месяц. В 1967 году, когда автомобиль устарел, но всё ещё был бодр, балерина продала его и купила во Франции новенький Citroen ID-21. У «француза» были гидропневматическая подвеска и гидравлическая регулировка величины дорожного просвета. По другой версии, Улановой подарил машину модельер Пьер Карден.

Другая звезда Большого театра — тенор Сергей Лемешев — имел в собственности Plymouth Savoy 1959 года, а вот его вечный конкурент Иван Козловский предпочитал ездить на такси.

В 1959 году в Москве в Сокольниках состоялась «Американская национальная выставка», где были представлены новинки американского автопрома. Обратно в США машины не уехали, а были проданы иностранным дипмиссиям. Спустя 5-6 лет эти автомобили, согласно сложившемуся порядку, дипломаты сдавали в комиссионный магазин в Москве. Где их и покупали состоятельные советские граждане. К их числу принадлежал автор хитов «Королева красоты», «Свадьба» и «Чёртово колесо» Арно Бабаджанян. Шикарный Imperial Le Baron 1963 года он приобрёл через Управление делами дипломатического корпуса. Ранее этим автомобилем пять лет пользовался посол Японии.

А вот Исаак Дунаевский в 1969-м новенький ярко-красный АМС Javelin купил в Сан-Франциско. Машину он подарил сыну Максиму. Парень ездил на ней до тех пор, пока она не начала сыпаться. Чинить или продавать её у Дунаевских не было времени, и Максим бросил автомобиль на стоянке перед гостиницей «Украина». Иномарка ржавела несколько лет, пока трудящиеся не сдали её в металлолом.

В советской кинокартине 1968 года «Мёртвый сезон» резидент ЦРУ разъезжал на шикарном Mercedes-Benz W198 Gullwing (он же 300 SL). В реальности машина принадлежала ленинградскому… автомеханику. Автомобиль попал к нему благодаря стечению обстоятельств. Изначально Mercedes приобрёл во время загранкомандировки Никита Хрущёв. Но любимой машиной генсека по-прежнему оставался кабриолет Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей. A Mercedes был передан в Ленинградский НИИ топливной аппаратуры для изучения впрыска топлива. Хотя впрыск топлива в двигатель был внедрён СССР ещё в 1941 году на авиационных двигателях АШ-82. Для автомобиля такая система была роскошью. Mercedes «списали», и он оказался у директора НИИ. Но органы привлекли предприимчивого управленца к ответственности, и второпях он продал машину механику из институтского гаража.

«Француз» первого космонавта

Юрий Гагарин с иномаркойБыла своя иномарка и у первого космонавта Земли Юрия Гагарина. В 1965 году во Франции он побывал на предприятии компании Matra, выпускавшей ракетно-космическое оборудование и автомобили. Увидев эффектное купе Matra-Bonnet Jet VS со стеклопластиковым кузовом, Гагарин восхищённо осмотрел автомобиль. Спустя несколько месяцев посольство Франции передало в Москве Юрию Алексеевичу небесно-голубое купе в дар. Из-за чувства патриотизма на «французе» космонавт почти не ездил, предпочитая «Волгу» (ГАЗ-21).

В конце 1970-х таможенные пошлины на ввоз в СССР малолитражек были существенно снижены. Угрозы для экономики это не несло, у населения всё равно не было валюты. А большинство возвращавшихся из зарубежной командировки на инвалютные рубли предпочитали брать «Жигули», с запчастями для которых не было проблем.

Большинство, но не все. Например, моряки торгового флота всегда привозили из рейса по машине. Правило «не более одного автомобиля на борту» почти всегда игнорировалось. Судно прибывало в СССР, обвешанное машинами. Уже в начале 1980-х в портовых городах — Одессе, Риге, Клайпеде, Владивостоке — иномарки вовсю рассекали по дорогам. Правда, чтобы продать машину, необходимо было, чтобы она год простояла на учёте в ГАИ.

По-прежнему были неравнодушны к иномаркам и деятели искусства. У Владимира Высоцкого за 10 лет побывало 5 иномарок. Первую машину — Renault 16 — ему подарила Марина Влади, потом у певца были две BMW 5-й серии (Е12), голубой седан Mercedes-Benz W116 и коричневое купе Mercedes-Benz SLC. Почти на всех автомобилях бард попадал в ДТП.

Актриса Нонна Мордюкова пользовалась купе Lincoln Continental, но у автомобиля часто текли тормоза, и его пришлось продать. Певец Александр Градский в 1981 году приобрёл себе Buick Electra 225 Custom 1974 года. А вот Людмиле Зыкиной запретили иметь иномарку под предлогом, что исполнительница русских песен должна пользоваться отечественной продукцией.

Массовый ввоз иномарок в СССР начался уже со второй половины 80-х. Сначала советские граждане везли машины из стран соцлагеря. Кроме родных «Лад», спросом пользовались чешские «Шкоды». Куда меньше котировались югославские «Заставы» и немецкие «Трабанты». Ну а в конце 1980-х целый поток б/у автомобилей хлынул из Германии. А на другом конце СССР набирало мощь праворульное стадо японских малолитражек. В дальнейшем купить иномарку стало просто. Правда, если только в кармане имелась необходимая сумма.

Алексей МАРТОВ

,   Рубрика: Назад в СССР




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:70. Время генерации:0,632 сек. Потребление памяти:31.74 mb